СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация к обучению на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мотивация к обучению на уроках физики»

Повышение мотивации к обучению на уроках физики.



Содержание:


  1. Введение.

  2. Из опыта работы.

  3. Мотивация к обучению.


Введение.

Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.


Из опыта работы


Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед коллективом и т.д. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учащимися, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать школьников нужно лишь тому, что им интересно. Познание – труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям.

Анализ моей деятельности в данном учебном заведении показал, что процесс обучения учащихся решению задач по физике имеет свои особенности, которые заключаются в том, что учитель обучает решению задач, начиная от задач репродуктивного характера и заканчивая творческими. Не случайно внимание многих ученых и методистов-физиков приковано к проблеме обучения учащихся применению знаний к решению задач в новой, измененной ситуации. Иными словами, во главу угла ставится проблема развития таких операций мышления учащихся, как анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение и аналогия, обобщение и др.



Мотивация к обучению

Преподавание физики в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе про­ведение экспериментальных работ по физике часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического ос­нащения. С появлением компьютерной техники  появилась возможность дополнить «экспериментальную» часть курса физики и значительно повысить эффективность уроков.

Можно с легкостью показывать более сложные опыты на 3D моделях с помощью компьютерной графики. Детей это погружает в свою, творческую атмосферу, которая создает интерес к познанию определенной темы.

К тому же, в компьютерном варианте можно провести значительно большее количество экспериментов.

Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание   мотивов учебно-познавательной деятельности.

Еще одна важная часть к мотивации учащихся, это поощрения, возможность самостоятельно подготовить открытый доклад по определенной теме, чтобы донести её более подробно до своих одноклассников.

Полноценному развитию личности ученика способствует внедрение разнообразных видов самостоятельной работы на уроках физики. Самостоятельная работа обучающихся в процессе изучения физики имеет особое значение, так как способствует не только развитию умений и навыков самостоятельной работы по предмету, формированию и росту самостоятельности мышления, но и создает основу для подготовки к творческому труду.

Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе выполнения ими самостоятельных работ должно происходить постепенно и систематично в течение всего периода обучения. Оно предусматривает способность полноценно аргументировать свои мысли, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов.

В привитии умения самостоятельно мыслить и применять знания важную роль играет систематическая организация самостоятельной работы учащихся по решению физических задач.

Одной из наиболее важных причин неумения обучающимися решать физические задачи является недооценка роли самостоятельной работы учащихся при выполнении этого вида учебной деятельности, стремление решать все задачи коллективно с вызовом одного из учащихся к доске для записи решения. Иногда учителя предлагают ученикам решать задачи самостоятельно, но в то же время вызывают одного из учащихся для решения у доски.

Привить учащимся умение самостоятельно решать задачи – одна из наиболее трудных проблем, требующих пристального постоянного внимания учителей. Решать задачи следует постепенно, начиная с выработки умения выполнять отдельные несложные операции и переходя к выполнению более трудных, а затем к самостоятельному решению сложных задач, постепенно наращивая трудность заданий.

Проводить уроки-соревнования, творческие задания, что помогает подстегнуть ученика к мышлению и стремлению к познанию и самостоятельной работе, так же высокому проценту выполнения домашней работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!