Мотивация как средство формирования информационной компетенций детей
1 прием - апелляция к жизненному опыту детей.
Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор, одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение». Затем решается вопрос о его технических характеристиках. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.
Кроме того, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.
2 прием сдвиг мотива на цель. В 3 классе при изучении темы «Представление информации». В самом начале урока появляется фотография парня в военной форме, задается вопрос – знаете ли вы этого человека? Это герой Советского союза, наш соотечественник, погибший, выполняя интернациональный долг в Афганистане. Знакомясь с биографией этого героя, мы узнаем о формах представления информации.
3 прием разрешение парадоксов.
Тема урока: Компьютерное моделирование физических процессов
Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Дети подсчитывают скорость капли дождя, сорвавшаяся с высоты 8 км. Узнают. Что она довольно приличная - 400 м/с.
Но капля, летящая с такой скоростью подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого не происходит. В чем дело? Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем.
Тема «Основы логики». Парадокс цирюльника: в небольшом городке цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, и не бреет никого из тех, кто бреется сам. Кто бреет цирюльника?
ОДНАКО, что Г.Лейбницу хорошо, то и нам не смерть...)))
Ошибка с "неразрешимостью" "парадокса" в том, что ПРОЦЕСС «бреется сам» уровняли с ПРОЦЕССОМ «бреет клиента» (всех клиентов).
Ведь это простое нарушение Закона тождества, ведь те ПРОЦЕССЫ не тождественны...?!
В то время как, ни одно из действий/движений технологического ПРОЦЕССА «бреется сам», не есть действие/движение из технологического ПРОЦЕССА «бреет клиента» (за исключением точение бритвы и мазания помазка...))).
Таким образом – Если цирюльник бреет самого себя, то тем самым он не нарушает правило, ведь он не бреет ТОЧНО ТАКЖЕ себя, как делает это, когда бреет клиентов.
Поэтому совершенно спокойно - цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, и не бреет никого из тех, кто бреется сам,
то есть он не бреет себя, именно как клиента, но бреется сам совершенно не так, как это он делает с клиентами.
4 прием преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока.
“Как измерить количество информации”, гораздо интереснее чем “Единицы измерения информации”.
“Как в компьютере реализуются вычисления” - вместо: “Логические принципы работы компьютера”.
“Что такое алгоритм” - вместо обычного “Понятие алгоритма”
5 прием ролевой подход.
При объяснении темы базы данных.
Можно детям дать возможность почувствовать себя директорами заводов, которые хотят организовать участок для производства двух видов товаров повышенного спроса — товары выбирают самостоятельно. Всякий хороший директор стремится к тому, чтобы прибыль была наибольшей. Будем считать это задачей”.
По этому вступлению даже не скажешь, что речь пойдет об использовании табличной формы представления данных.
6 прием элементы занимательности.
Например «Ищи ответы в приведенном тексте». Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например:
«Этот процесс орнитологи называют миграцией»
«Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки»
«Он всегда имел запас калькуляторов»
Урок начинается со слов: Верите ли вы, что -
были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да) (объяснение темы – устройства хранения)
если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да) (объяснение темы – вычисление объема файла)
7 прием кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.
Изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.
8 прием решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Пример. Шифр Цезаря
Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря.
При изучении программирования можно предложить стихотворение, в котором необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования (зарезервированные слова, названия операторов, типы величин и т.п.)
Начало светлое весны
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины
И ели помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай…
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей: пока!
«Загадочная автобиография»
В бумагах одного чудака математика найдена его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами:
«Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованье я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб в месяц» и т.д. Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? (Ответ: все числа в этом отрывке приведены в пятиричной системе счисления.
Шел Кондрат
В Ленинград,
А навстречу – 1100 ребят.
У каждого по 11 лукошек,
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки – 1100 котят.
У каждого котенка
В зубах по 100 мышат.
И задумался старый Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?»
«Опознай пословицу»
Сейчас я зачитаю программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)
На дисплей нечего пенять, коли видеокарта слаба (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая)
Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)
По ноутбуку встречают, по уму провожают (По одежке встречают, по уму провожают)
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают (Дареному коню в зубы не смотрят)
Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)
Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)
Вирус не нагрянет – пользователь не перекрестится (Гром не грянет – мужик не перекрестится)
Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить).
«Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам…»