СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация как средство формирования информационной компетенций детей

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мотивация как средство формирования информационной компетенций детей»

Мотивация как средство формирования информационной компетенций детей

1 прием - апелляция к жизненному опыту детей.

Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор, одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение». Затем решается вопрос о его технических характеристиках. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Кроме того, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.



2 прием сдвиг мотива на цель. В 3 классе при изучении темы «Представление информации». В самом начале урока появляется фотография парня в военной форме, задается вопрос – знаете ли вы этого человека? Это герой Советского союза, наш соотечественник, погибший, выполняя интернациональный долг в Афганистане. Знакомясь с биографией этого героя, мы узнаем о формах представления информации.



3 прием разрешение парадоксов.

  1. Тема урока: Компьютерное моделирование физических процессов

Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Дети подсчитывают скорость капли дождя, сорвавшаяся с высоты 8 км. Узнают. Что она довольно приличная - 400 м/с.

Но капля, летящая с такой скоростью подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого не происходит. В чем дело? Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем.

  1. Тема «Основы логики». Парадокс цирюльника: в небольшом городке цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, и не бреет никого из тех, кто бреется сам. Кто бреет цирюльника?

ОДНАКО, что Г.Лейбницу хорошо, то и нам не смерть...)))
Ошибка с "неразрешимостью" "парадокса" в том, что ПРОЦЕСС «бреется сам» уровняли с ПРОЦЕССОМ «бреет клиента» (всех клиентов).
Ведь это простое нарушение Закона тождества, ведь те ПРОЦЕССЫ не тождественны...?!
В то время как, ни одно из действий/движений технологического ПРОЦЕССА «бреется сам», не есть действие/движение из технологического ПРОЦЕССА «бреет клиента» (за исключением точение бритвы и мазания помазка...))).
Таким образом – Если цирюльник бреет самого себя, то тем самым он не нарушает правило, ведь он не бреет ТОЧНО ТАКЖЕ себя, как делает это, когда бреет клиентов.
Поэтому совершенно спокойно - цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, и не бреет никого из тех, кто бреется сам,
то есть он не бреет себя, именно как клиента, но бреется сам совершенно не так, как это он делает с клиентами.



4 прием преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока.

Как измерить количество информации”, гораздо интереснее чем “Единицы измерения информации”.

Как в компьютере реализуются вычисления” - вместо: “Логические принципы работы компьютера”.

Что такое алгоритм” - вместо обычного “Понятие алгоритма”



5 прием ролевой подход.

  1. При объяснении темы базы данных.

Можно детям дать возможность почувствовать себя директорами заводов, которые хотят организовать участок для производства двух видов товаров повышенного спроса — товары выбирают самостоятельно. Всякий хороший директор стремится к тому, чтобы прибыль была наибольшей. Будем считать это задачей”.

По этому вступлению даже не скажешь, что речь пойдет об использовании табличной формы представления данных.

6 прием элементы занимательности.

  1. Например «Ищи ответы в приведенном тексте». Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например:

«Этот процесс орнитологи называют миграцией»

«Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки»

«Он всегда имел запас калькуляторов»

  1. Урок начинается со слов: Верите ли вы, что -

  • были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да) (объяснение темы – устройства хранения)

  • если содержание двух файлов объединить в одном файле, то размер нового файла может быть меньше суммы размеров двух исходных файлов (да) (объяснение темы – вычисление объема файла)



7 прием кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.



8 прием решение нестандартных задач на смекалку и логику.

  1. Пример. Шифр Цезаря

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря.

  1. При изучении программирования можно предложить стихотворение, в котором необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования (зарезервированные слова, названия операторов, типы величин и т.п.)
    Начало светлое весны
    Лесов зеленые массивы
    Цветут. И липы, и осины
    И ели помыслы ясны.
    Себе присвоил этот май
    Права одеть листвою ветки,
    И целый месяц в душе метки
    Он расставляет невзначай…
    И пишется легко строка,
    И на этюдник рвутся кисти,
    Уходит ложь в обличье истин,
    И говорю я ей: пока!

  2. «Загадочная автобиография»
    В бумагах одного чудака математика найдена его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами:
    «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованье я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 руб в месяц» и т.д. Чем объяснить странные противоречия в числах этого отрывка? (Ответ: все числа в этом отрывке приведены в пятиричной системе счисления.

  3. Шел Кондрат

В Ленинград,

А навстречу – 1100 ребят.

У каждого по 11 лукошек,

В каждом лукошке – кошка,

У каждой кошки – 1100 котят.

У каждого котенка

В зубах по 100 мышат.

И задумался старый Кондрат:

«Сколько мышат и котят

Ребята несут в Ленинград?»

  1. «Опознай пословицу»

Сейчас я зачитаю программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте назвать, как они звучат в оригинале

  • Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты (Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты)

  • На дисплей нечего пенять, коли видеокарта слаба (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая)

  • Компьютер памятью не испортишь (Кашу маслом не испортишь)

  • По ноутбуку встречают, по уму провожают (По одежке встречают, по уму провожают)

  • Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают (Дареному коню в зубы не смотрят)

  • Не Intelом единым жив компьютерный мир (Не хлебом единым жив человек)

  • Бит байт бережет (Копейка рубль бережет)

  • Вирус не нагрянет – пользователь не перекрестится (Гром не грянет – мужик не перекрестится)

  • Вирусов бояться – в Интернет не ходить (Волков бояться – в лес не ходить).



«Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам…»