Методическая разработка.
« Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС»
Чемпионами становятся не в тренажерных залах. Чемпиона рождает то, что у человека внутри: – желания, мечты и цели. (Мухаммед Али)
Работая в школе, я заметила проблему - чем старше становится ученик, тем меньше у него желания заниматься физической культурой. По данным Всероссийского НИИ физической культуры, в стране около 70% населения не занимается физкультурой.
Количество школьников, посещающих урок физкультуры «по справке» растет с каждым классом. С чем это связанно, в чем кроется корень, что является истиной причиной уклонения от урока? Как этого избежать, как повысить мотивацию к занятиям физической культурой и спортом? Думаю, ответив на эти вопросы, мы сможем многое изменить в образовательном процессе.
Одно из требований к освоению образовательных программ по ФГОС является формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, а сам стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья. Президентом РФ поставлена цель к 2024г вовлечь в регулярные занятия спортом более половины населения России -55%. Нам, как учителям физической культуры, первым надо откликнуться на призыв Президента и вероятно, что-то поменять в своих методах и формах проведения урока, чтобы спортивные залы были заполнены не освобожденными от физической нагрузки школьниками, а обучающимися, готовыми ставить новые рекорды, добиваться цели, быть победителями.
По результатам исследования одного из Университетов у 72,8 % обучающихся отмечают снижение привлекательности урока ФК по причине потери к нему интереса.
74,2% обучающихся отмечают отсутствие индивидуального подхода учителя ФК при дозировании физической нагрузки,
Более 67% обучающихся сменили свое отношение к уроку ФК в негативную сторону по причине перманентной неуспешности в результате выполнения практических нормативов учебной программы.
У 63.3% обучающихся снизилась мотивация к посещению обязательных занятий ФК.
Что же такое мотивация, мотив?
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних факторов, которые стимулируют желание и энергию человека на поддержание интереса и посвящение его определенной деятельности либо приложение усилий для достижения цели.
Мотивация – это готовность делать что-то. Слово «Мотивация» имеет латинские корни, такие как «Motus» – движение, и «Movere» – двигаться. Таким образом мотивация это сформированное желание действовать.
Существует несколько видов мотивации, рассмотрим некоторые из них.
Познавательная мотивация.
Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.
Представим, что весь процесс обучения это картина, состоящая из тысячи пазлов. И только художник, нарисовавший ее, знает, что на ней нарисовано. Учитель – это тот художник, а школьник, тот, кто пазл за пазлом складывает эту картину. Иногда, что бы собрать маленький кусочек, требуются огромные усилия, особенно если нет понимания, что должно получиться. И даже собрав этот кусочек, рассматривать его не интересно, скучно. Другое дело, если перед вами лежит копия картины, и вы понимаете, что этот серый, невзрачный кусок, является частью великолепного произведения, появляется интерес и желание собрать всю картину целиком.
Задача учителя приоткрыть завесу, объяснить зачем надо выполнять одно и то же действие много раз, чтобы у школьника появилась познавательная мотивация, а что будет дальше ? и он захотел собрать еще один кусочек пазлов.
Одна девочка перед началом урока говорит мне: « Зачем нам бегать на разминке, давайте сразу играть, там и побегаем» Она не увидела картину целиком, а этот кусочек – разминка, ей лень собирать. Важно дать понять, что разминка необходима для разогрева мышц и включения, подготовке, всех систем организма к нагрузке.
Современные дети мыслят иначе, им надо понимание для чего нужно то или иное действие, что это дает, где это может пригодится. Иногда слышу фразу от учеников: «А зачем мне нужно учиться прыгать на скакалке, играть в баскетбол, делать кувырки и т.д. это мне в жизни не понадобиться» Нет познавательной мотивации. «А на самом деле зачем? »,- поставим этот вопрос перед учеником и пустьнайдет ответ, а мы попробуем ему помочь.
2 Мотивация успеха и мотивация неудачи.
Как не странно звучит, но и то и другое действует для достижения одной цели. Когда человек к чему- то стремиться это двигает его вперед, другой наоборот начинает двигаться вперед, когда наступает вероятность негативных последствий. По другому можно назвать мотивация стремления к…( т.е к чему -то) или мотивация избегания от…(т. е. от каких -то последствий) Например один ребенок успешен в спорте и он стремиться к еще более высоким достижениям, потому, что хочет стать еще сильнее, стать победителем в соревнованиях, иметь успех среди сверстников. Для этого он ходит в спортивную секцию, активен на уроках, занимается самостоятельно. Он стремиться к …
А другой, возможно то же имеет хорошее физичекое развитие, и ходит в спортивную секцию, но для того, чтобы не стать слабым, и не проиграть на соревнованиях, и не быть хуже своих сверстников. Он стремиться от… У него совершенно другой мотив для достижения то же цели.
Используя личностно-ориентированный подход к ученикам важно понять какой вид мотивации использовать в работе с обучающимися. А если всех под одну гребенку, то воз и ныне там.
Мое глубокое убеждение, что ребенок любит и может учиться, главное ему в этом не мешать, а мягко направлять. Ведь по существу у нас много рычагов воздействия. Это поощрение и наказание, убеждение и похвала. Так называемые внешние мотиваторы. Но не на всех внешняя мотивация оказывает положительное влияние. Некоторые школьники имеют глубокую. внутреннюю мотивацию к обучению, и они готовы часами сидеть за уроками, жертвуя всем остальным, ради достижения цели. Но таких очень мало.
Разрабатывая уроки важно учитывать как мотивировать обучающегося для достижения поставленной цели.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, и деградации личности.