С точки зрения психологии Мотива?ция - внутренняя сила человека, побуждающая к действию и способствующая достижению цели.
Учебная мотивация – внутренний интерес ребенка, побуждающий к достижению учебных целей.
На формирование продуктивной мотивации влияют потребности человека, семейное и школьное воспитание.
Для учащихся начальной школы продуктивной мотивацией является мотивация репродуктивно-подражательного характера.
Главным содержанием мотивации мл шк возраста становится именно интеллектуальная задача, этот уровень обеспечивает овладение в сотрудничестве со взрослым образцами предметных действий, форм речевого взаимодействия и т.п., то есть реализация зоны ближайшего развития.
Основным условием развития данного уровня является отношение взрослых — учителей и родителей, их ожидания по поводу успехов ребенка и перспектив его будущей жизни.
Основные барьеры — развитие конкурентности и замена познавательной мотивации мотивацией достижения, а также ориентация педагогов и родителей преимущественно на исполнительскую сторону деятельности.
В представлениях значительного числа учителей познавательная активность школьника, по сути, приравнивается к выполнению требований, формальной активности на уроке и к прилежанию, а подлинная любознательность и стремление понять, как и почему сделать правильно, рассматривается как помеха учебному процессу.
У учащихся средних классов продуктивная мотивация направлена на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними. Сочетает в себе цели, задаваемые учителем с самостоятельным выбором способов и средств ее достижения.
Основными условиями развития указанного уровня мотивации является включенность учебных задач в общий контекст жизни школьника.
Барьерами являются отсутствие связи с реальностью и ведущими потребностями возраста (потребность в общении). Все это ведет к формализму в усвоении школьных знаний, центрации учебной мотивации на оценке.
На протяжении подросткового возраста ценность познавательной мотивации снижается. Пик отмечается в 5–6-м классах, а в 7-м и особенно в 8-м — резко снижается.
Продуктивная мотивация старшего школьного возраста характеризуется самостоятельной познавательной активностью, ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.
Этого уровня достигает около 18% старших школьников.
Основным условием достижения и закрепления данного уровня продуктивной мотивации является профессиональная компетентность педагога, обеспечивающая самостоятельную активность учащихся, использование дискуссий и столкновений различных точек зрения, а также включение познавательной активности в число основных личностных ценностей.
Барьерами развития продуктивной мотивации в этом возрасте являются личностные особенности школьников — низкая самооценка собственных интеллектуальных возможностей, комплекс негативных переживаний, связанных со школой, и т.п.
Причинами низкого уровня развития продуктивной мотивации школьников являются:
ранняя дифференциация обучения, т.е. разделение детей на учащихся классов так называемого «повышенного уровня», обычных классов и классов коррекции, характеризующихся изначально разными целями обучения и воспитания;
отсутствие такой задачи в обучении;
деиндивидуализация учебного процесса при переходе детей из начальной школы в среднюю;
недостаточная личностная зрелость и профессиональная компетентность педагогов;
неблагоприятный психологический климат на уроке.
Таким образом, для развития познавательной активности следует уделять внимание созданию на не просто атмосферы общего эмоционального благополучия, а сложной системы переживаний, связанных с интеллектуальным поиском, преодолением внешних и внутренних трудностей.