СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов диагностики мотивации обучающихся к изучению учебной дисциплины «Математика».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важных критериев деятельности преподавателя является повышение у обучающихся уровня мотивации к изучению учебной дисциплины. Для формирования устойчивой мотивации для успешного освоения учебной программы по дисциплине необходимо выстроить систему диагностики мотивации обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов диагностики мотивации обучающихся к изучению учебной дисциплины «Математика».»

Анализ результатов диагностики мотивации обучающихся

к изучению учебной дисциплины «Математика».



Одним из важных критериев деятельности преподавателя является повышение у обучающихся уровня мотивации к изучению учебной дисциплины. Для формирования устойчивой мотивации для успешного освоения учебной программы по дисциплине необходимо выстроить систему диагностики мотивации обучающихся.

Современное образование ориентировано на всестороннее развитие обучающихся. Это подразумевает не только повышение интеллектуального уровня, но и учет всей совокупности образования личности, включая и такой важный компонент, как мотивация.

В методике преподавания математики рассматриваются аспекты, связанные с проблемой формирования учебной мотивации. В практике отчетливо проявляется необходимость планомерной работы по мотивационному обеспечению учебного процесса. Это обусловлено, в частности, сложившимися условиями организации учебной деятельности, в числе которых, на мой взгляд, наиболее значимыми являются следующие:

- снижение у значительной части студентов, ориентированных на получение специальности, учебной мотивации и познавательного интереса в процессе обучения математике;

- падение уровня грамотности и речевой культуры обучающихся.

Принимая во внимание теоретическое состояние проблемы формирования учебной мотивации и практическую необходимость в ее разработке, мною была сформулирована цель диагностики - формирование учебных мотивов у студентов к изучению учебной дисциплины «Математика».

Для достижения намеченной цели необходимо было решить такие задачи:

1. Установить исходный уровень учебной мотивации у студентов 1 курса.

2. Определить методические условия эффективного формирования учебных мотивов.

3. Разработать и экспериментально проверить вариант методики формирования учебной мотивации студентов при изучении математики.

Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:

наблюдение за поведением студентов во время учебного занятия и вне его, характером общения обучающихся;

анкетирование студентов;

индивидуальные  беседы со студентами, предполагающая прямые и косвенные вопросы  о мотивах, смысле, целях изучения дисциплины «Математика»;

- проведение тестирования с использованием теста-опросника Т.Д. Дубовицкой «Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся»;

- анализ итоговых работ обучающихся;

статистический и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Используемые методики:

1. Анкета изучения отношения к учебному предмету, разработанная преподавателями математики филиала академии.

2. Тест-опросник Т.Д. Дубовицкой «Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся».

Респонденты проводимого исследования: студенты различных специальностей первого и второго года обучения.

Диагностика мотивации студентов проводится ежегодно.

Результаты диагностики представлены на примере учебной группы КС-01-19, специальность 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы (базовая подготовка):

Таблица 1. 2019-2020 учебный год (1 курс)

Анкетирование

Количество студентов в группе

Количество анкетируемых студентов

Результаты

Входной контроль

1 семестр обучения

Итоговый контроль

2 семестр обучения

1. Количество обучающихся, выразивших свое отношение к учебной дисциплине «Математика»

25 чел.

25 чел.



- обязательная учебная дисциплина;

23 чел.

20 чел.

- одна из интересных дисциплин;

1 чел.

4 чел.

- хобби;

0 чел.

0 чел.

- возможность расширения круга общения.

1 чел.

1 чел.

2. Количество обучающихся, назвавших свои мотивы изучения дисциплины «Математика»

25 чел.

23 чел.



- для получения диплома о среднем профессиональном образовании;

18 чел.

11 чел.

- в нужной ситуации воспользоваться полученными знаниями;

7 чел.

9 чел.

- использовать полученные знания в будущей работе;

0 чел.

2 чел.

- для более успешной работы на компьютере.

0 чел.

1 чел.

Тест-опросник Т.Д. Дубовицкой:

Количество обучающихся, имеющих:

25 чел.

24 чел.



- внешнюю мотивацию;

3 чел.

1 чел.

- низкий уровень внутренней мотивации;

12 чел.

12 чел.

- средний уровень внутренней мотивации;

9 чел.

11 чел.

- высокий уровень внутренней мотивации.

0 чел.

0 чел.

Таблица 2. 2020-2021 учебный год (2 курс)

Анкетирование

Количество студентов в группе

Количество анкетируемых студентов

Результаты

Входной контроль

3 семестр обучения

Итоговый контроль

4 семестр обучения

1. Количество обучающихся, выразивших свое отношение к учебной дисциплине «Математика»

22 чел.

20 чел.



- обязательная учебная дисциплина;

10 чел.

7 чел.

- одна из интересных дисциплин;

6 чел.

7 чел.

- хобби;

0 чел.

1 чел.

- возможность расширения круга общения.

4 чел.

5 чел.

2. Количество обучающихся, назвавших свои мотивы изучения дисциплины «Математика»

22 чел.

20 чел.



- для получения диплома о среднем профессиональном образовании;

7 чел.

2 чел.

- в нужной ситуации воспользоваться полученными знаниями;

8 чел.

8 чел.

- использовать полученные знания в будущей работе;

3 чел.

5 чел.

- для более успешной работы на компьютере.

2 чел.

5 чел.

Тест-опросник Т.Д. Дубовицкой:

Количество обучающихся, имеющих:

22 чел.

20 чел.



- внешнюю мотивацию;

10 чел.

12 чел.

- низкий уровень внутренней мотивации;

12 чел.

9 чел.

- средний уровень внутренней мотивации;

чел.

12 чел.

- высокий уровень внутренней мотивации.

0 чел.

1 чел.



Из представленных таблиц видно, что к концу обучения в филиале академии существенно изменилось отношение студентов к учебной дисциплине «Математика» как только к обязательной для изучения дисциплине. Увеличилось количество студентов, рассматривающих дисциплину «Математика» как одну из интересных дисциплин учебного плана, дающих возможность расширения круга общения, а 1 студент готов дополнительно уделить время для изучения дисциплины и рассматривает её в качестве своего увлечения.

Анализ данных подтверждает, что постепенно менялись и мотивы изучения дисциплины. Увеличилось количество студентов, признавших необходимость и значимость дисциплины «Математика» для их будущей профессиональной деятельности, а не только для получения диплома о среднем профессиональном образовании. Всё более важными становятся мотивы изучения дисциплины, чтобы использовать полученные знания в различных ситуациях общения, как на социально-бытовом, так и на профессиональном уровне.

Каждый период обучения студентов сопровождается изменением уровня мотивации к изучению дисциплины «Математика». Согласно результатам теста-опроса Т.Д. Дубовицкой ко 2 курсу значительно увеличилось количество студентов, продемонстрировавших различные уровни внутренней мотивации (в основном средний и высокий уровень внутренней мотивации) и полностью отсутствуют студенты, имеющие внешнюю мотивацию к изучению дисциплины «Математика»

Анализ полученных данных подтверждает положительную динамику роста мотивации, свидетельствует об устойчивом интересе обучающихся к изучению дисциплины.

Этот результат был достигнут за счет планомерной, целенаправленной работы с обучающимися. В своей педагогической практике я использую активные, личностно-ориентированные методы обучения. Используя разноуровневые задания, консультирование, организацию групп взаимопомощи из числа обучающихся, различные виды поощрения, добиваюсь повышения качества обучения. Такая педагогическая деятельность способствует развитию личностных качеств у учащихся через воспитание интереса к учебной дисциплине «Математика».

Вывод: значительный рост мотивации объясняется адаптацией преподавателя к индивидуальным особенностям учащихся; соответствием требований со стороны педагога ожидаемым результатам; активным применением личностно-ориентированной технологии.

Показателями повышения роста мотивации к изучению дисциплины «Математика» я считаю следующие факторы:

1. Позитивная динамика количества студентов – участников олимпиад различных уровней.

2. Увеличение количества призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных студентами, подготовленными преподавателем.

3. Позитивная динамика уровня качества обучения.

Таким образом, выстроенная мною система диагностики мотивации обучающихся позволяет объективно оценить степень интереса студентов к изучению дисциплины «Математика».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!