СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мотивация успеха на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шмойлова Ольга Ивановна

                                                         учитель технологии,

                                                заместитель директора по ВР

МКОУ «Нижнедевицкая СОШ с УИОП»

               Интерес к предмету - самый сильный стимул к учению. У ученика , испытывающего интерес к изучаемому, возникает желание  сделать, овладеть знаниями и выполнить проект, расширить свой кругозор путем получе­ния новой информации. Несомненно, в основе интереса лежит успех выполненной работы. Проектная деятельность, направленная на личность, способствует  формированию устойчивой мотивации успеха, необходима для того, чтобы «размыть» позицию неуспевающего, повысить самооценку, психологическую устойчивость школьника. Следовательно, на уроке необходимо использовать личностно-ориентированный подход в обучении школьников. Возможно ли так организовать процесс, чтобы можно было говорить, в наше непростое время , об активном творческом индивидуальном развитии детей?

      В центре внимания личностно-ориентированной технологии – личность ученика, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования. Главная цель моей работы состоит  не в передаче знаний и социального опыта, а в развитии личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умение учиться.

        В проектной работе с учащимися никак не обойтись без системно-деятельностного подхода. На каждом своём уроке стараюсь создать атмосферу подлинной увлечённости в творческом поиске. Добиваюсь того, чтобы  с учеником мы  были единомышленниками на уроке, объединённые взаимными обязательствами уважения и требовательности друг к другу, чтобы у нас царила атмосфера открытости, гласности, взаимопонимания.  Для того ,чтобы вовлечь ученика в работу, необходимо  создать ему условия . Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно. Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим уче­никам, было бы до какой-то степени новым и для нас. Обращенное к нам, оно должно быть заданием на усовершенствование учебного процесса, на раз­витие нашей способности решать новые педагогиче­ские проблемы и переносить найденные принципы решения на другие объектные области и проблемные ситуации. Проектный подход с использованием личностно- ориентированного и деятельностного  подхода в значительной мере удовлетворяет такого рода требованиям. Он приме­ним к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, как это и должно быть при изучении  предмета технологии. Проектная технология помогает построить индивидуальную траекторию при выполнении  творческой работы для каждого ученика. Каждый ученик может выбрать тот проект , который поможет ему раскрыться как индивидуальность .Учитель для этого должен только методически грамотно направить его, при этом используя личностно- ориентированный подход .  

         На каждом из этапов выполнения проекта необходимо  не только комплексное использование учащимися изученного материала на занятиях по технологии, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также на свой, пусть небольшой, личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формированию у школьников таких ценных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде и индивидуально. Использование методов проектного и  поискового обучения, позволяет мне вовлечь обучающихся в самостоятельный познавательный процесс. На данном этапе обучающиеся реализуют полученные знания и умения на практике по выполнению изделия. Итак,  выполненный проект должен быть связан с практическими потребностями учащихся. Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Поэтому необходимо помочь  ученику выявить свои способности  т.е быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.    И для этого мне приходится изучать актуальные и типичные потребности школьников, при­слушаться к их просьбам и пожеланиям, наблюдать за ними. Все их интересы я использую для стимулирования обучения.        

       Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности - важнейшая цель обучения и воспитания. Только когда ученик сам станет творцом своего проекта , процесс обучения будет для него увлекательным и результативным.