Статья по теме: «Формирование учебной мотивации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках технологии»
Подготовила учитель технологии: Алексеева Ирина Георгиевна,
МОУ «СОШ №5» г. Всеволожска Ленинградская область.
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”.
Василий Андреевич Сухомлинский.
Одной из основных задач уроков технологии является трудовое воспитание. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; должно дать ему возможность найти для себя любимое занятие в жизни, возможность реализовать себя и отыскать свое призвание.
Образовательная область предмета «Технология» способствует развитию у учащихся функциональной технологической грамотности, общетрудовых знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.
Эффективность трудового обучения учащихся во многом определяется уровнем организации учебного процесса.
Уроки технологии создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с проблемами в обучении в трудовой и познавательной деятельности. Профессионально-трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности. Эта цель достигается решением целого ряда задач:
-коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития учащихся;
-нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся;
-формирование доступных школьникам технических и технологических знаний.
Школьники с нарушением интеллекта сталкиваются с трудностями при выполнении задания на уроках технологии. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т.е. у них отсутствует мотив.
Чтобы добиться хороших успехов в изучении предмета «Технология», необходимо развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению. Под мотивом понимается переживание, побуждающее к совершению поступка, т.е. направленность активности на изучение предмета. Если у учащихся не будет необходимой мотивации, то не возможно будет добиться позитивных результатов в его образовании. Отсюда и вытекает необходимость первостепенного внимания к формированию положительной мотивации учебной деятельности учащихся на уроках технологии.
В своей работе применяю различные приёмы и методы формирования мотивации на уроках:
-Интеллектуальные
(ситуация выбора заданий, уровневая дифференциация, проблемные вопросы и задачи
-Эмоциональные
(высокий эстетический уровень материала, использование нестандартных заданий, неожиданность)
-Социальные
(использование личного опыта, работа в группах, соревнования, игровой метод, активизация чувства собственного достоинства, связь с жизнью, создание ситуации выбора.)
-Внешняя организация урока
(введение подсказок и алгоритмов)
-Прагматический приём (мне надо)
(своевременное поощрение)
Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из проявлений незрелости мотивационной сферы учеников с проблемами в обучении. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватно поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей.
Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной деятельности у учащихся, является создание условий, которые позволяют школьникам получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности.
Придуманное оформление кабинета- мастерской (стенды с поделками, методическая литература, журналы по рукоделию), обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала – все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащегося к работе, чистота и порядок мастерской служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формирует хороший вкус, а главное вызывает желание учиться, делать красивые вещи своими руками.
Основой трудового обучения является развитие творческих способностей у детей. Детей без талантов нет. Важно вовремя научить их, раскрыть их способности так, чтобы они поверили в себя. Очень важно стимулировать у детей желание «хочу узнать», и необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить в них уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал». Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу. При этом всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении, особенно это важно по отношению к слабому ученику. Следует хвалить его за каждую удачу.
Огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка. Постановка цели урока, обозначение значимости работы, которую школьники выполняют на уроке – стимулирует деятельности учения.
Создание ситуации успеха, побуждение к деятельности, формирование учебной мотивации на уроках можно осуществлять через обучение видам декоративно – прикладного творчества: лоскутная техника, художественная вышивка и т.д.
Обучение детей новому для них виду творчества, более доступного в понимании, обладает хорошим воздействием на формирование личности, это заметно повышает интерес к урокам технологии, улучшает внимание, желание трудиться.
Участие в различных фестивалях, конкурсах и выставках способствуют правильной оценке учащихся своей работы, исправлению недостатков, развитию желания выполнять работу как можно лучше.
На своих уроках я пытаюсь дать детям «крылья». Главная моя задача - научить видеть красоту вокруг себя. Ия верю, что мои выпускники станут успешными людьми, потому что они были счастливы в детстве, в стенах школы, где их любили и верили в них.
Практическая часть урока с обучающимися с лёгкой умственной отсталостью
Шестнадцатый международный творческий фестиваль для детей с ограниченными возможностями зоровья «Шаг навстречу»
Участие в IX региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» Ленинградской области 2024
3