Мотивация и стиль педагогической деятельности.
Мотив - побудительная причина, повод к действию, возникающий под воздействием условий жизни; то, что побуждает и направляет активность человека. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
Мотив - это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (А.Н. Леонтьев). Мотивы есть только у человека, и в отличие от потребностей они потенциально осознаваемы. Потребность сама по себе не может быть мотивом поведения — она порождает только ненаправленную активность организма. Мотив же обеспечивает направленность и организованность поведения. Потребности, мотивы, цели - основные составляющие мотивационной сферы человека.
Понятие «мотивация» употребляется в двух смыслах: мотивация — система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека. Сюда входят такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления; психологи определяют мотивацию и как характеристику процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне.
Этот процесс побуждения к деятельности и общению для достижения личных целей или целей организации называется мотивирование. Воздействие на мотивы не будет продуктивным, если оно не затрагивает важные интересы человека и не подкрепляется соответствующими условиями для их реализации в какой-либо области жизнедеятельности. Для этого человек должен: уметь формулировать интересную и реальную для себя цель; быть знакомым с успехом (реализовать свою цель); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда (реализовать себя в труде); ощущать свою значимость (общественное признание и радость труда).
Исходя из общих определений, мотивацию педагогической деятельности можно рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: как совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающих направленность, ценностные ориентации личности педагога и определяющих ее деятельность; как процесс действия мотивов.
Доминирующим мотивационным ориентиром педагогической деятельности может выступать внешний (карьерные желания) либо внутренний мотив (ориентация на процесс и результативность своей работы), а также их конкретное сочетание. В зависимости от мотивации и ее доминант складывается вся профессиональная эволюция человека, его личностное развитие.
Ядром содержания педагогической деятельности является взаимодействие педагога и детей, педагога и ребенка. Это взаимодействие может основываться на самых разных мотивациях педагога - от потребности властвовать, стремления добиваться сотрудничества, убеждать всех в своей правоте до установки на достойное выполнение своего долга. Выбор основания взаимодействия во многом зависит от ценностных ориентаций педагога.
Ценностные ориентации — субъективное, индивидуальное отражение в человеческой психике и сознании социокультурных ценностей, бытующих в обществе на данном историческом этапе. Ценностные ориентации человека характеризуют его жизненную позицию, направленность его устремлений, его активность и воплощаются в его поступках. Главное то, что ценностные ориентации определяют избирательность отношения индивида к выработанной и принятой обществом системе ценностей.
Вместе с потребностями ценностные ориентации лежат в основе мотивов профессиональной деятельности. Это внутренние побуждения, определяющие направленность активности педагога в его профессиональном поведении в целом и ориентацию на разные частные компоненты самой педагогической деятельности (на содержание, процесс, результат) или на факторы, лежащие вне ее (заработок, льготы).
А.Б. Орлов дает интересную для практики дополнительного образования интерпретации мотивационной сферы деятельности педагога в терминах центрации:«Центрация понимается в гуманистической педагогике как особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности, одинаковости переживаний и поведения. Центрация трактуется одновременно и как результат личностного роста учителя и учащихся, развития их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом».1 Именно индивидуальные центрации педагога определяют многообразие форм его деятельности, стиль, отношения и пр. А.Б. Орлов выделяет семь основных центраций, каждая из которых может доминировать как в педагогической деятельности в целом, так и только в конкретной педагогической ситуации: эгоистическая (центрация на интересах своего «Я»); бюрократическая (центрация на интересах администрации); конфликтная (центрация на интересах коллег); авторитетная (центрация на интересах родителей учащихся, их запросах); познавательная (центрация на требованиях средств обучения и воспитания); альтруистическая (центрация на интересах, потребностях учащихся); гуманистическая (центрация на интересах своей сущности и сущности других людей, участвующих в жизнедеятельности учреждения - руководства, администрации, родителей, детей, других педагогов).
Для дополнительного образования детей взаимодействие представляет собой организацию совместной деятельности всех ее участников - педагога, группы, каждого ребенка. В процессе этой совместной деятельности участники обмениваются и взаимообогащаются личными качествами, опытом, взглядами, что оказывает прямое или косвенное влияние на их мотивационные изменения. Одновременно в рамках деятельности конкретной группы (кружка, творческого объединения и пр.) возникает общение, мотивированное потребностью педагога и детей друг в друге - межличностное взаимодействие.
Поскольку само взаимодействие реализуется преимущественно в индивидуальных формах работы педагога и каждого ' Орлов А.В. Психология личности и сущности человека: пародигмы, проекции практики. - М., 1991. - С.142.
ребенка, то оно характеризуется неформальным характером, яркой эмоциональной окрашенностью, свободным выражением своих переживаний, взглядов.
Как мы уже отмечали, особое место занимает в дополнительном образовании феномен педагогической поддержки. Педагог помогает, способствует растущему человеку самостоятельно достигать результатов, преодолевая вместе с ним трудности, проблемы, препятствия, достойно разрешая конфликты. Соответственно, мотивы деятельности ребенка и педагога неизбежно переходят из нейтрально-отстраненных в личностно-смысловые. Происходит эта перестройка только тогда, когда для обоих участников открывается ценность отношений Содействия, СО-творчества, общения друг с другом в группе.
Уважение, доверие, равноправие и равноценность свободного выбора, творчество - вот ведущие ценностные ориентации педагога дополнительного образования детей, справедливо называемые гуманистическими. Поэтому гуманистический тип центра- ции является несомненно идеальным для сферы дополнительного образования, когда мы говорим об обеспечении педагогической поддержки. Ориентация на ребенка как субъекта деятельности (саморазвитие личности) требует осмысленного понимания педагогом сути индивидуальной работы и профессионально-личностной достаточности ее проведения. Прежде всего, мотивированный выбор педагогом установки на гуманизацию образовательного процесса означает осознание им необходимости постоянного самоопределения в отношениях взаимодействия и поддержки. Самоопределение начинается с решения (самостоятельного решения) проблемных ситуаций: относиться ли к ребенку как к равноправному, имеющему такой же личностный потенциал или нет; помочь ли ребенку поверить в свои собственные силы, поддержать его в саморазвитии, мобилизовать весь его потенциал или рекомендовать успокоиться и согласиться с тем, что выше собственного потолка прыгнуть нельзя; включить ли ребенка в интересное для него сотрудничество и общение, расширить его эмоциональный и коммуникативный опыт, привести к профессиональному мастерству или остановиться на репродуктивном уровне деятельности; поддержать самодвижение ребенка в культурном пространстве или остановиться на передаче стереотипов поведения, действия, учения.
В процессе самоопределения у педагога складывается целостное видение этих и других проблемных ситуаций, происходит осознание собственных ценностей и смысловых оснований осуществляемой деятельности, формулируются проблемы и рождаются замыслы их решения, обретает устойчивость собственный педагогический стиль деятельности.