| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края |
“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ” |
Сообщение
“Мотивационная готовность младших школьников”
Подготовила:
студентка группы Ш-21
Дейнега Дарья
Преподаватель:
Великановская Л. А.
г. Ейск, 2023 г.
Учебная мотивация младших школьников может рассматриваться как составляющая эффективного педагогического процесса.
Д.Б. Эльконин включает учебную мотивацию в структуру учебной деятельности младших школьников. Учебная мотивация – это совокупность мотивов, адекватных задачам учебной деятельности, направляющая действия ученика и определяющая его поведение в системе школьных ценностей.
По определению Е. П. Ильина, мотив — это стимул, который может направлять и подталкивать к совершению определенных поступков. Под мотивацией автор понимает внутреннюю психологическую характеристику личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.
А. Н. Леонтьев подчеркивает, мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Мотивация, представляющая собой систему мотивов, придает деятельности определенный смысл и направленность.
Учебная деятельность младших школьников имеет для них различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для младших школьников играет решающую роль в определении учителем методов и средств педагогического воздействия.
Исходя из определения мотивации, рассматривая содержание учебной мотивации младших школьников, необходимо охарактеризовать виды мотивов учебной деятельности. Существуют разные подходы в определении системы мотивов, определяющих содержание учебной деятельности. Л.А. Венгер, М. Р. Гинзбург, Д.Б. Эльконин в структуре учебной мотивации младших школьников называют следующие мотивы:
- Познавательные мотивы, составляют основное содержание учебной деятельности и свидетельствуют о том, что школьники ориентированы на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Познавательные мотивы также отражают стремление младших школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов получения знаний.
- Социальные мотивы, связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с окружающей действительностью, социумом (например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности).
Д.Б. Эльконин позиционный мотив относит в отдельную группу мотивов.
- Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т. д.
- Оценочный мотив характеризует стремление ребенка учиться ради высоких оценок.
А. К. Маркова подчеркивает, что сочетание названных выше трех мотивов обучения в школе обуславливает высокий уровень учебной мотивации младших школьников и способствует позиции успевающего ученика.
- Игровой мотив, отражает еще незрелую позицию школьника, характеризует стремление ребенка посещать школу, потому что там много детей, с которыми можно играть.
- Внешний мотив проявляется тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.
Последние два мотива, как отмечает Р. М. Гинзбург, являются побочными, внешними по отношению к учебной деятельности. Доминирование таких мотивов обуславливают низкий уровень учебной мотивации.
Г. Меррей предлагает классификацию мотивов учения, проявляющихся в двух противоположных тенденциях: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
Младшие школьники, у которых преобладает мотив достижения успеха, ориентированы на позитивные цели и стремятся к активной их реализации; при этом они выбирают адекватные средства, направленные на достижение поставленной цели. Учебная деятельность вызывает у них положительные эмоции. Мотив достижения успеха способствует мобилизации внутренних ресурсов и оптимальному сосредоточению внимания. Данный мотив проявляется в желании хорошо, правильно выполнять задания, получать необходимый результат.
В начальных классах этот мотив нередко становится доминирующим, а в совокупности с познавательным мотивом представляет ценное сочетание для успешного учения.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи. Мысли и действия учащихся с доминирующим мотивов избегания неудачи подчинены именно этому стремлению. Учебная деятельность этих детей связана с отрицательными эмоциями, не доставляет ученику удовольствия от выполняемых заданий. Данный мотив характерен школьникам, неуверенным в себе, с низкой самооценкой. Любые сложности учебных заданий вызывают страх.
Младшие школьники, у которых преобладает мотив достижения успеха, свои победы и неудачи склонны объяснять силой своего старания, приложенными усилиями. Ученики, у которых преобладает мотив избегания неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей, стечением внешних обстоятельств или обычным невезением, а успехи - везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая "выученная беспомощность", которая проявляется в том, что ученик впоследствии отказывается выполнять даже самые простые задания, поскольку он не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным.
В процессе индивидуально-возрастного развития младших школьников структура мотивов учебной деятельности изменяется.
Отмечая общую динамику мотивов учебной деятельности от 1-го к 3-му классу, можно заключить, что вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.); постепенно начинает складываться интерес к первым результатам своей учебной деятельности (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам) и лишь затем - к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее - к способам получения знаний.
Познавательные мотивы в процессе учебной деятельности в начальных классах также претерпевают определенные изменения: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте начинают складываться мотивы самообразования, но в элементарных проявлениях, представляющих собой интерес к дополнительным источникам знаний. Это может проявляться в эпизодическом чтении дополнительных книг.
Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения "для себя". Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя.
Таким образом, мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Главное содержание мотивации в младшем школьном возрасте - "научиться учиться".