МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Образовательные задачи современной школы направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка в процессе обучения и реализацию личностно-ориентированного подхода. Для осуществления этих целей используются методы, которые предполагают совместный с учениками поиск решения тех или иных вопросов. Одним из таких приёмов является мозговой штурм.
Характеристика приёма: суть, преимущества, недостатки
Мозговой штурм — это приём, который решает образовательные задачи с помощью стимулирования творческой активности ребят. Он был придуман в 1953 году Алексом Осборном, специалистом по рекламе из Америки, который был убеждён, что главным препятствием на пути поиска нетривиальных идей является страх критики. Совместная работа над решением конкретной проблемы это опасение сводит на нет. Суть приёма заключается в продуцировании новых идей в процессе работы в группе. Мозговая атака предполагает объединение усилий всех участников обсуждения и развитие идей друг друга, а также выбор наиболее перспективных, практичных и удачных предложений.
Универсальность метода определяется тем, что он может применяться в изучении любого предмета на любом этапе обучения. Педагоги часто используют его в качестве инструмента работы над темами внеклассной программы, так как приём позволяет оценить степень подготовленности детей и выявить те нюансы самостоятельного изучения, которые требуют доработки.
Как и любой другой метод, мозговой штурм имеет свои плюсы и минусы. Использование приёма способствует развитию:
креативного и аналитического мышления (школьники учатся формулировать доказательную базу для своих мнений);
навыков успешной коммуникации (ученикам приходится не только высказываться, но и внимательно слушать и прислушиваться). Важно выслушать предложение каждого участника мозгового штурма;
воображения (в процессе работы ребята уверены, что не встретят скептическую оценку, даже если их предложение будет из ряда фантастических);
продуктивного сотрудничества (детям важно найти как можно больше способов решения поставленной задачи);
правильного отношения к адекватной критике (любые замечания по каждой высказанной идее вносятся аргументировано);
толерантности (школьники учатся терпимо относиться к мыслям и особенностям рабочего процесса одноклассников).
Мозговой штурм удобен тем, что не требует никакой подготовки со стороны учеников.
Среди недостатков можно выделить следующее:
сложность применения приёма для проведения дискуссий — процесс обсуждения тяжело контролировать;
отсутствие критериев оценивания работы (естественно, что вклад каждого члена группы неравнозначен, поэтому оценки будут различаться, а это, в свою очередь, может вызвать напряжение отношений внутри коллектива);
трудности при выборе наиболее удачных и перспективных идей.
Правила организации работы на уроке с помощью метода
Эффективность использования приёма на уроках определяется тем, насколько правильно учитель сформулировал проблемный вопрос и сформировал рабочие группы.
В каждой группе необходимо выделить две подгруппы:
генераторы (выдвигают предложения, создают банк идей);
аналитики (обрабатывают предложенные варианты, формулируют решения).
Для старшеклассников возможно совмещение этих полномочий: сначала все ребята предлагают идеи, а затем коллективно обсуждают. Такое объединение становится возможным только тогда, когда учащиеся смогли попробовать себя и в роли генератора, и в роли аналитика, то есть имеют представление о работе каждого участника мозгового штурма. Но на начальном этапе всё же лучше формировать группы исходя из личностных качеств детей: активные и любопытные школьники отлично справятся с предложением различных идей, а спокойные и вдумчивые — с анализом и построением доказательной базы для этих мыслей. Нужно определить, кто из учеников будет генератором, а кто станет аналитиком в группе.
Чтобы работа шла слаженно и быстро, педагогу необходимо соблюдать ряд правил:
темы должны быть интересны школьникам (как правило, такими являются проблемы, имеющие несколько возможных решений — например, на уроке по окружающему миру это может быть «Новейшее время: история продолжается сегодня»);
необходимо следить за тем, чтобы мысли не повторялись (эта особенность часто проявляется в работе с младшими школьниками — они начинают перефразировать чужие идеи, поэтому нужно направлять их в русло новых предложений);
обязательно следует формировать равнозначные группы (если все активные ученики будут собраны в одном объединении, то эффективной работы не получится).
Все идеи должны быть зафиксированы.
Обучение в рамках приёма мозговой атаки строится в три этапа:
Наработка банка идей. Для того этапа необходимо выделить около 10-15 минут. Все предложения ребят фиксируются учителем, лучше всего делать это на доске — так каждый ученик будет чувствовать важность личного вклада в работу группы. На этой стадии ни в коем случае нельзя критиковать и комментировать мысли ребят.
Аналитика. Это основная стадия работы, во время которой происходит коллективное обсуждение, критика всех идей. Детям нужно найти плюсы и минусы каждого предложения, а задача учителя — подкорректировать и усовершенствовать ход мыслей учащихся.
Выбор. Из всех решений, предложенных и проанализированных, выбираются наиболее удачные, интересные и практичные.
Проведение мозгового штурма в процессе обучения в школе
Литература
Как уже говорилось, мозговой штурм можно проводить на уроках любого цикла, но наиболее дискуссионный характер приём получает при изучении предметов гуманитарного цикла. Например, на уроках литературы. Допустим, тема звучит так: «Поэтическая тетрадь». Детям предлагается несколько стихотворений известных поэтов. Задача школьников — выдвинуть предположение, по каким законам строятся эти строки. В ходе обсуждения ученики должны прийти к выводу, что ключевую роль играет тема стихотворении.
Русский язык
На уроках русского языка в начальном звене учитель может предложить ребятам рассмотреть однокоренные слова и сформулировать принцип их написания в процессе изучения темы «Безударные гласные в корне слова». Детям предстоит выявить сходства в их написании по общему значению, а также найти связь между постановкой гласных и ударением. В результате работы участники мозгового штурма приходят к выводу, что написание гласной проверяется ударением.
Например: Напишите, пожалуйста, все, что вам известно о глаголе.
(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать)
Вопросы:
- На какие вопросы может отвечать глагол?
- Что обозначает глагол как часть речи?
- Какие морфологические признаки имеет глагол?
- Как он изменяется?
- Каким членом предложения обычно бывает?
Обмен информацией в группах по 4-5 чел.
- Обсудите с участниками группы информацию, которую вы записали в тетрадь. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
«Корзина/банк» идей
- Теперь назовите по очереди какое-нибудь правило по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме
(учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.
Математика
На уроке математики метод можно применять не только на начальном этапе обучения, но и в среднем и старшем звене. К примеру, при изучении темы «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» ребятам предлагается такая проблема: докажите, что эти выражения являются натуральными числами. В процессе работы все участники группы решают задачу, а аналитики доказывают, что полученное значение является натуральным числом, то есть его можно умножать, складывать, вычитать, делить и возводить в степень.
Мозговая атака на уроках в школе — это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приём помогает учителю раскрепостить ребят, увидеть их творческий потенциал и развить критическое мышление.
Конкурс «Разминка»
Ушей у пяти мышей?
Рогов у шести коров?
Бабушек у Красной Шапочки?
Сколько лепестков у цветика-семицветика?
Сколько разбойников было в арабской сказке об Али-Бабе?
Сколько ночей подряд Айболит лечил несчастных зверят?
Сколько богатырей не уберегло царевну в сказке А.С.Пушкина?
Богатырей у дядьки Черномора?
Горели 4 свечи, 3 потухли. Сколько свечей осталось?
Что тяжелее один килограмм железа или один килограмм ваты?
2. Конкурс Юный шифовщик
14-1-20-6-14-1-20-10-12-1--20-6-14---23-16-18-16-26-1,
25-20-16---16-15-1---20-18-21-5-15-1.
3. Математические ребусы