СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МР по СР по ОП. 03 Менеджмент

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

МР по СР по ОП.03 Менеджмент для специальности 38.02.01

Просмотр содержимого документа
«МР по СР по ОП. 03 Менеджмент»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Ветлужский лесоагротехнический техникум»



РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО

на заседании МК

технолого-экономического цикла Заместитель директора

Руководитель МК по учебно-производственной работе

________________Т.А. Лаврёнова

подпись ___________________Ю.Н. Мерлугов

Протокол № подпись

от « » 2018 г. от « »____________________2018 г.

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной учебной работы по учебной дисциплине

ОП.03 Менеджмент



образовательной программы подготовки специалистов среднего звена СПО в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)



Форма обучения: очная

Профиль получаемого профессионального образования:

социально - экономический



Ветлужский район,

2018 г.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной учебной работы по учебной дисциплине ОП.03 Менеджмент разработанной на основе рабочей программы ОП.03 Менеджмент по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).





Организация-разработчик:

ГБПОУ «Ветлужский лесоагротехнический техникум»



СОСТАВИТЕЛЬ – И.В. Ясинская, преподаватель общепрофессиональных дисциплин, ГБПОУ ВЛАТТ, СЗД



































СОДЕРЖАНИЕ

  1. Задания для самостоятельной работы студентов………………………4

  2. Составление кроссвордов ...………………………………………..…..20

  3. Написание информационного сообщения……………………………..21

  4. Подготовка тезисов………..…….……………………………………...22

  5. Построение сводной таблицы……………………………………..……23

  6. Написание эссе……………………………………………………….....24






































Задания для самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа №1 по теме «Знакомство с менеджментом» 1.1 Основы менеджмента (15 баллов)

1. Составьте тематический тезаурус «Основные понятия менеджмента». Напишите определение понятия «менеджмент», выпишите вспомогательные понятия, помогающие лучше раскрыть сущность и содержание менеджмента. Напишите определения выписанных вами понятий. При необходимости раскройте и вспомогательные понятия к этим определениям

Количество баллов за задание – 10 баллов за 10 терминов в тезаурусе.

2. Каковы предпосылки возникновения менеджмента? Объем ответа не более 5-7 предложений

Количество баллов за задание – 5 баллов.

1.2 Общая характеристика системы управления предприятием (15 баллов)

1. Что представляет собой система управления предприятием?

Количество баллов за задание – 5 баллов.

2. Дополните схему, отражающую структуру системы управления предприятием и взаимосвязь ее основных подсистем:

Количество баллов за задание – 5 баллов.

3. Система управления предприятием может быть представлена в виде совокупности двух подсистем – субъекта и объекта управления. Что относится к этим двум подсистемам?

Количество баллов за задание – 5 баллов.

1.3 Менеджер и его место в системе управления предприятием (20 баллов)

1. Сформулируйте собственное комплексное определение понятия «менеджер».

Количество баллов за задание – 5 баллов.

2. Что представляет собой иерархия управления?

Количество баллов за задание – 5 баллов.

3. Что представляет собой Пирамида Парсонса? Заполните схему.

.

Пирамида Парсонса представляет собой ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Количество баллов за задание – 10 баллов.

Максимальное количество баллов за самостоятельную работу – 50 баллов.

Критерии оценивания с учетом правильности выполнения задания:

45-50 баллов – отлично

35-44 балла – хорошо

20-34 – удовлетворительно



самостоятельная работа №2 по теме «Сущность и характерные черты современного менеджмента. История развития менеджмента» 2.1 Этапы развития менеджмента (5 баллов)

1. Составьте сводную таблицу этапов развития менеджмента (5 баллов).

2.2 Основные научные подходы в менеджменте (10 баллов)

1. Какой из рассмотренных подходов (научный, ситуационный, процессуальный, системный) на ваш взгляд является наиболее оптимальным в современных условиях (эссе)? (10 баллов)

2.3 Основные школы, теории и концепции менеджмента
(20 баллов)

1. Кратко охарактеризуйте школы в управлении, продолжив приведенные ниже описания 3-5 предложениями (10 баллов)

Школа научного управления (1885—1920) создана Фредериком Уинслоу Тейлором. Суть подхода гласит: «Управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете». …

Школа административного управления (1920—1950) основана на научном подходе, разработанном Анри Файолем, главная идея которого — рациональное, построение организации как иерархической структуры….

Психоаналитическая школа в менеджменте. Хоторонские эксперименты были начаты на заводе «Вестерн Электрик Хоторн». Эти исследования были начаты с целью проверки эффекта изменений условий труда относительно производительности труда рабочих (были изучены группой ученых, возглавляемых Элтоном Мэйо, Ф. Ротлисбергером, С. Гарнером, У.Уорнером, Т. Уайтхедом и В. Диксоном).

Школа человеческих отношений и поведенческие науки (1950 г. — по настоящее время) как научное направление являются естественным продолжением упомянутой выше школы научного управления и логично дополняют ее пониманием важности психологической составляющей в трудовой деятельности человека. Авторами школы человеческих отношений считают Мери Фоллет и Элтона Мейо.

Школа количественных методов (1950 г. — по настоящее время) возникла в результате бурного развития точных наук, создавших благоприятную среду для использования в науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физики и др.

2. Подготовьте презентацию на тему «Основные школы, теории и концепции менеджмента» (10 баллов).

2.4 Основные положения современной парадигмы управления, современные концепции менеджмента
(20 баллов)

1. Что такое парадигма? Что представляет собой парадигма управления? (5 баллов)

2. Выделите основные положения современной парадигмы управления. (5 баллов)

3. Подготовьте презентацию «Современные концепции менеджмента». (10 баллов)

2.5 Этапы развития менеджмента в России (15 баллов)

1. Назовите и охарактеризуйте этапы развития менеджмента в нашей стране? (5 баллов)

2. Выделите характерные черты для модели российского менеджмента (мини-эссе). (10 баллов)

2.6 Сравнение моделей менедмента (20 баллов)

1. Выполните тестовые задания: (5 баллов)

  1. Кто был основателем школы научного управления?

  1. Ф.Тейлор

  2. А.Файоль

  3. Э.Мейо

  4. С Гарнер

  1. Кто был основателем административной школы?

  1. Ф.Тейлор

  2. А.Файоль

  3. Э.Мейо

  4. С Гарнер

  1. Какую основную задачу ставили и решали представители школы научного управления?

  1. поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации

  2. максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте

  3. определение функций и принципов эффективного менеджмента

  1. Какова главная идея школы административного управления?

  1. управление должно иметь свои законы, научные методы, формулы, принципы. Оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете

  2. рациональное построение организации как иерархической структуры

  3. для решения задачи управления каким-либо объектом разрабатывается модель процесса управления

  1. Что понимал А. Файоль под единоначалием?

  1. за выполнение одной задачи должен отвечать один менеджер

  2. один подчиненный должен подчиняться только одному руководителю

  1. «Далеко не всегда только высокая заработная плата приводит к росту производительности труда. Достигнуть увеличения выработки можно при большем внимании и заботе о подчиненных со стороны руководителя» - это мнение относится к школе:

  1. научного управления

  2. административного управления

  3. человеческих отношений

2. Составьте тест «История развития менеджмента», включающий 10-15 вопросов различного типа (открытые, закрытые единичного и/или множественного выбора, на соответствие, на установление последовательности). (10-15 баллов)

Максимальное количество баллов за самостоятельную работу – 100 баллов.

Критерии оценивания с учетом правильности выполнения задания:

75-100 баллов – отлично

50-74 балла – хорошо

25-49 баллов – удовлетворительно.


самостоятельная работа 3 Внешняя и внутренняя среда организации. Структура организации

ВНИМАНИЕ!

Для выполнения выберите любые 4-7 заданий (минимум по одному из каждого подпункта). Суммарное количество баллов за выбранные заданий не должны превышать 50 баллов.

3.1 Понятие и сущность организации

1. Что представляет собой организация? 5 баллов

2. Цели деятельности любой организации можно разделить на внешние и внутренние. Что под ними понимается? Приведите примеры. 10 баллов









Пример:



Пример:





3. Что представляет собой среда, в которой функционирует организация? 5 баллов

4. Опишите, что именно составляет внутреннюю среду организации, в которой вы работаете, ее ближнее и дальнее окружение (внешнюю среду). 15 баллов

реда

Окружение

Что ее составляет

Внутренняя

Внутреннее окружение (управление)


Внешняя

Ближнее окружение (влияние)


Дальнее окружение (реагирование)


5. Напишите статью на тему «Конкурентная среда как фактор развития организации». Структура статьи: 1) актуальность темы; 2) исследование и анализ теоретических аспектов; 3) аналитическая часть (исследование конкурентной среды колледжа); 4) рекомендательная часть по повышению конкурентоспособности исследуемого объекта; 5) выводы. 25 баллов

3.2 Внутренняя среда организации

1. Опишите переменные внутренней среды организации. 15 баллов

К основным внутренним переменным традиционно относят: цели, задачи, структуру, технологии и людей.

Содержание элемента:


Пример для колледжа:





































2. Составьте тест (кроссворд) «Организация и ее переменные». 10 баллов

3. Составьте презентацию «Организация и ее внутренняя среда». 20 баллов

4. Напишите статью «Методы исследования внутренней среды организации». Структура статьи: 1) актуальность темы; 2) исследование и анализ теоретических аспектов (рассмотреть различные методы анализа внутренней среды, их плюсы и минусы); 3) аналитическая часть (исследование внутренней среды колледжа, другого предприятия); 4) рекомендательная часть по повышению качества внутренней среды исследуемого объекта; 5) выводы. 25 баллов

3.3 Внешняя среда организации

1. Рассмотрите факторы внешнего окружения на примере любого предприятия. 35 баллов

Фактор

Содержание

Пример воздействия (взаимодействия)

1

2

3

Прямого воздействия

1



2



3



4.



5.





Косвенного воздействия

1



2



3



4





2. Подготовьте реферат на тему «Методы анализа внешней среды организации» (не более 10 стр.). 10 баллов

3. Подготовьте презентацию по теме «Внешняя среда организации». 20 баллов

3.4 Структура организации

1. Что представляет собой структура предприятия (организационная структура)? 5 баллов

2. Для чего необходимо менеджеру разрабатывать структуру предприятия? 5 баллов

3. В основе построения любой организационной структуры лежит разделение труда – вертикальное и горизонтальное. Что предполагает каждое их них? Дополните схему. 5 баллов

4. Подготовьте тезисный конспект статьи «Структура организации» 7 баллов.

самостоятельная работа 4 Цикл менеджмента

1. Что представляет собой цикл менеджмента и функции менеджмента? 5 баллов

Цикл менеджмента представляет собой …

Функции менеджмента – это ….

2. На конкретном примере распишите цикл менеджмента. 15 баллов

Поле для выполнения задания:



















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































3. Составьте тест (10 тестовых заданий) или кроссворд (от 7 слов) на тему «Функции менеджмента». 10 баллов

4. Подготовьте презентацию на тему «Цикл менеджмента». 20 баллов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Максимальное количество баллов 50.

На «5» от 45 баллов

На «4» от 35 до 44 баллов

На «3» от 20 баллов


самостоятельная работа 5. Процесс принятия решения

1. Напишите определения следующих понятий.

Решение – это _________________________________________________________



Управленческое решение – это ___________________________________________






Альтернатива – это _____________________________________________________



Вариант – это __________________________________________________________



2. Дополните тематический тезаурус из п.1, подготовьте по выписанным определениям сорбоннки.




3. Чем отличается управленческое решение от простых (бытовых) решений?




Основные отличия между управленческими решениями и решениями в частной жизни:

  1. Цели

  1. Разделение труда

  1. Последствия

  1. Профессионализм

4. Заполните схему, отражающую процесс принятия управленческих решений.

5. Какие решения должен принять менеджер по основным функциям управления

Функции управления

Вопросы, требующие решения

1. Планирование


2. Организация деятельности


3. Мотивация


4. Координация


5. Контроль


6. Охарактеризуйте некоторые виды управленческих решений.

Классификация управленческих решений

(в зависимости от базиса, положенного в основу принятия решения)

Классификация управленческих решений

(в зависимости от степени предварительной формализации различают)



7. Что представляет собой уровень принятия решений?






8. Заполните сводную таблицу по уровням принятия решений.

Уровень принятия решения

Краткая характеристика уровня

Требуемые управленческие навыки













9. Что такое метод принятия решения?




10. Выберите три-пять методов принятия решений, которые на ваш взгляд являются наиболее оптимальными (рациональными, эффективными). Сформулируйте кратко их суть, определите их преимущества и недостатки. Подумайте, в каких ситуациях следует применять каждый из них?

Метод принятия решения

Краткая характеристика метода

Преимущества применения

Недостатки применения

Условия применения




























самостоятельная работа 6. Система методов управления

Распределение заданий по уровню сложности

1. Дополните текст.

Методы управления – это _______________________________________________




Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо воздействовать на членов управляемого коллектива с помощью рычагов и стимулов. Рычаг (стимул) управляющего воздействия – это _________________________________________

Например, чтобы повысить производительность труда на производственном участке, нужно внедрить современное оборудование, создать благоприятные условия труда – это метод, т.е. прием, способствующий достижению высокой производительности труда. Но добиться этого можно только с помощью морального и материального стимулирования труда рабочих – в данном случае это рычаги, позволяющие осуществить намеченную цель.

2. Заполните таблицу, охарактеризовав основные группы методов управления.

Методы управления

Экономические

Административно-распорядительные

Организационно-распорядительные

Социально-психологические (воспитательные)





3. Рассмотрите данные группы методы в позиции их применения в сфере управления персоналом. Какие приемы в каждой группе методов вы будете использовать? Заполните сравнительную таблицу.

Группа методов

Конкретные приемы и способы

Преимущества использования данной группы методов

Недостатки использования данной группы методов

1. Экономические




2. Административно-распорядительные




3. Организационно-распорядительные




3. Социально-психологические




4. Подготовьте презентацию «Система методов управления».

5. Составьте тест (кроссворд) «Методы управления».

6. Какая из трех групп методов управления персоналом, на ваш взгляд, является наиболее оптимальной и эффективной? Ответ на этот вопрос оформите в виде эссе.




Методические рекомендации по составлению кроссвордов по теме и ответов к ним

Составление кроссвордов – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоя­тельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеауди­торной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объёма информации, её сложности и определяются преподава­телем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссвор­да объёмом не менее 10 слов – 1 ч.

Требования к выполнению:

  • изучить информацию по теме;

• создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

  • представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

  • соответствие содержания теме;

  • грамотная формулировка вопросов;

  • кроссворд выполнен без ошибок;

работа представлена на контроль в срок.


Оценка «5» (отлично) выставляется, если кроссворд содержит не менее 18-20 слов информации; эстетически оформлен; содержание соответствует теме; грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен без ошибок; представлен на контроль в срок.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если кроссворд содержит не менее 17-15 слов информации; эстетически оформлен; содержание соответствует теме; не достаточно грамотная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с незначительными ошибками; представлен на контроль в срок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если кроссворд содержит менее 14-12 слов информации; оформлен небрежно; содержание не вполне соответствует теме; не точная формулировка вопросов; кроссворд выполнен с ошибками; не представлен на контроль в срок.








Методическиерекомендации по подготовке к написанию и оформлению информационного сообщения

Информационное сообщение – это вид вне­аудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современ­ный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополня­ют изучаемый вопрос фактическими или статистическими мате­риалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от труд­ности сбора информации, сложности материала по теме, инди­видуальных особенностей студента и определяются преподава­телем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 1час.

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Требования к выполнению:

  • собрать и изучить литературу по теме;

  • составить план или графическую структуру сообщения;

  • выделить основные понятия;

  • ввести в текст дополнительные данные, характеризую­щие объект изучения;

  • оформить текст письменно;

  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

  • актуальность темы;

  • соответствие содержания теме;

  • глубина проработки материала;

  • грамотность и полнота использования источников;

  • наличие элементов наглядности.

Оценка «5» (отлично) выставляется, при актуальности темы; соответствии содержания теме; глубокой проработки материала; грамотность и полнота использования источников; наличие элементов наглядности. Студент четко и ясно озвучивает сообщение, а не зачитывает.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, при актуальности темы; соответствие содержания теме; грамотность и полнота использования источников; отсутствия элементов наглядности. Студент четко зачитывает сообщение.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если сообщение не вполне соответствует содержанию темы; отсутствуют элементы наглядности. Студент монотонно зачитывает сообщение.



Как подготовить тезисы

Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т.п. Количество тезисов текста совпадает с количеством информативных центров текста.

Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, учебника научной статьи или монографии. Такие тезисы необходимы для дальнейшей работы студентам. Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках. Тезисы с точки зрения нормативности являются одним из наиболее устойчивых жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов считается грубым искажением стилистической и коммуникативной норм. Среди типичных ошибок, допускаемых студентами при тезировании, можно назвать подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

Тезисы имеют структуру: преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис

Приведем пример тезисов на тему «Алгоритмы чтения и их роль в понимании текста»:

1. Любой текст – это языковое выражение замысла автора.

2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.

3. Психологическая установка-это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с-блоками алгоритма.

5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.


Принцип построения «сводной таблицы».

Построение данной таблицы помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить (таблица 1). Данная структура таблицы не обязательна, таблица может иметь и другой вид.

Таблица 1 – Пример оформления сводной таблицы.


Тема 1

Тема 2

Линия сравнения

Тема 3

Тема 4







Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Данная работа позволяет развивать помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие монологической речи (монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д.); возникает потребность в поиске дополнительной информации. Таким образом, составление сводной (обобщающей) таблицы по теме — это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания.

Этапы составления сравнительных таблиц:

1) выделить существенные признаки (линии), по которым целесообразно провести сопоставление;

2) сформулировать их в виде краткого плана, записать в первую графу таблицы;

3) в соответствующие графы горизонтально заносятся сведения по каждой линии сравнения;

4) формулируется частный вывод о сходстве и различии сравниваемых объектах;

5) итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе.

Роль студента при составлении таких таблиц заключается в следующем: изучить информацию по теме; выбрать оптимальную форму таблицы; информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы; пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.

Критерии оценки составления таблицы:

 соответствие содержания теме;

 логичность структуры таблицы;

 правильный отбор информации;

 наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

 работа соответствует по оформлению всем требованиям и сдана в срок

Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе - самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развёрнутое и аргументированное изложение Вашей точки зрения по предложенной теме. По форме эссе обычно представляет собой рассуждение – размышление (реже рассуждение – объяснение), поэтому в нём используются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте. Отличительные особенности стиля эссе: образность, афористичность, парадоксальность. Для эссе характерно использование разнообразных средств художественной выразительности: метафор, аллегорических и притчевых образов, символов, сравнений и других.

Особенности эссе

- наличие конкретной темы или вопроса

- личностный характер восприятия проблемы и её осмысления

- небольшой объём

- свободная композиция

- непринуждённость повествования

- внутреннее смысловое единство

- афористичность, эмоциональность речи

Структура эссе

• Введение, в котором представлен обобщённый ответ на предложенный вопрос или излагается в общем виде та позиция, которую предполагается отстаивать в основной части эссе.

• Основная часть, где представлены подробные ответы на вопрос или излагается позиция, подтверждаемая теоретическими аргументами и эмпирическим данными

. • Заключение, в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие к предполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, делаются выводы. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения учёных и др. Лучше приводить два – три аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): Введение Тезис, аргументы Тезис, аргументы Тезис, аргументы Заключение Введение и заключение фокусируют внимание на проблеме (во введении она ставиться, в заключении – резюмируется мнение автора).



Ссылки на источники

Эссе – это миниатюрная научная работа, оно должно соответствовать всем принятым в научном сообществе техническим и этическим нормам цитирования. Все цитаты и пересказы, переложения или изложения фрагментов опубликованных и рукописных текстов должны быть отчетливо атрибутированы, то есть соответствующие тексты – первоисточники должны быть явным образом указаны в сносках или затекстовом списке литературы в соответствии с существующими стандартами библиографического описания источников. Материалы Интернета также являются публикациями и должны быть включены в список литературы.

Общие критерии оценивания эссе

• Представление собственной точки зрения

• Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (использование терминологии, знакомство с источниками, умение творчески использовать различные источники и ссылаться на них)

• Содержание и качество аргументации

• Стиль и внутренняя организация (оцениваются ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения)

• Презентация эссе (оформление работы)



Список литературы


  1. Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: учеб. для студ.сред.проф. учеб. заведений- 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288с.

  2. Косьмин А.Д, Свинтицкий Н.В, Косьмина Е.А, Менеджмент учеб. для студ. учреждений сред.проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208с.

  3. Косьмин А.Д, Свинтицкий Н.В, Косьмина Е.А, Менеджмент: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 160с.

  4. Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Практикум: учеб.пособие для студ. учреждений средн.проф. образования- 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304с.