Министерство образования и науки Амурской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 05. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
38.02.01 Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)
(базовый уровень подготовки)
Белогорск 2024
Методические указания по прохождению учебной практики по профессиональному модулю ПМ 05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом министерства образования и науки РФ № 69 от 05.02.2018.
УТВЕРЖДЕНО
научно-методическим советом отделения
Протокол № ____ от «____» ___________ 20___ г.
Председатель _____________Л.В. Немова
Рассмотрена на заседании ПЦК ЭД
Протокол № ____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель ПЦК ______________ Т.Е. Дуракова
Разработчик: Т.Е. Дуракова, преподаватель высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по прохождению учебной практики по профессиональному модулю ПМ 05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям), утвержденного приказом министерства образования и науки РФ № 69 от 05.02.2018 г.
Целью прохождения учебной практики является подготовка обучающихся к осознанному и углубленному освоению вида профессиональной деятельности (ВПД) Организация деятельности кассира, а также закрепление умений и приобретение практического опыта.
Задачи практики:
формирование у обучающихся практических профессиональных умений по проведению кассовых операций в организации;
приобретение первоначального практического опыта, реализующихся в рамках профессионального модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
– документировании хозяйственных операций и ведении бухгалтерского учета активов организации;
–выполнении контрольных процедур и их документировании;
– подготовке оформления завершающих материалов по результатам внутреннего контроля.
уметь:
– принимать первичные бухгалтерские документы по кассе на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;
–проводить различные виды проверок документов по кассе: формальную, по существу, арифметическую;
–организовывать документооборот по кассе;
–заносить данные по сгруппированным документам кассы в регистры бухгалтерского учета;
–передавать первичные бухгалтерские документы по кассе в текущий бухгалтерский архив;
–исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах кассы;
–проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
–оформлять денежные и кассовые документы;
–заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
–руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации кассы;
–готовить регистры аналитического учета по местам хранения активов и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
знать:
– понятие первичной бухгалтерской документации по кассе;
–определение первичных бухгалтерских документов по кассе;
–формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа по кассе;
–порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов, формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки;
–порядок составления регистров бухгалтерского учета по кассе;
–правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации по кассе;
–учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
–порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
–правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
–нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
–основные понятия инвентаризации кассы организации;
–характеристику объектов, подлежащих инвентаризации по кассе;
–процесс подготовки к инвентаризации, порядок подготовки регистров аналитического учета по объектам инвентаризации по кассе;
–приемы физического подсчета денежных средств, ценных бумаг по кассе организации;
–порядок заполнения первичных документов для инкассации денежных средств организации;
–подлинность денежных знаков.
Сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с графиком учебного процесса.
Обучающиеся должны иметь направление на практику, аттестационный лист, бланк характеристик, методические указания по прохождению практики.
В период прохождения учебной практики обучающимися составляется отчет по практике, титульный лист (приложение А).
Результаты освоения вида профессиональной деятельности обучающимися отражаются в аттестационном листе (приложения Б), характеристике с места прохождения практики (приложения В), дневнике о прохождении практики, табеле выхода на практику, которые обучающийся должен предоставить руководителю практики от образовательного учреждения по окончании практики.
Практика завершается дифференцированным зачетом при условии положительных аттестационных листов об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительных характеристик по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления отчета по учебной практике.
Объем отчета не менее 10 - 15 страниц.
Отчет в обязательном порядке должен содержать:
–титульный лист
–характеристику
–аттестационный лист
–табель выхода на практику
–содержание (в соответствии с тематическим планом практики)
– основную часть
Критерии оценки производственной практики:
Отлично | На практике отработаны все виды работ, все задания выполнены без замечаний работодателя, продемонстрированы умения и практический опыт. Работа выполнена уверенно, без ошибок и неточностей. Отчет по практике составлен в соответствии с требованиями, сделаны обобщающие выводы. |
Хорошо | На практике отработаны все темы. Все задания выполнены с незначительными замечаниями работодателя или преподавателя, продемонстрированы умения и практический опыт. Работа выполнена с неточностями, которые исправлены обучающимся самостоятельно. Отчет по практике составлен в соответствии с требованиями, сделаны выводы. |
Удовлетворительно | На практике отработаны все темы. Практические задания выполнены с замечаниями работодателя. Допущены ошибки, отчет по практике составлен с нарушениями требований. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ
№ | Содержание учебного материала | Объем часов |
1 | Изучение должностных обязанностей кассира и договора о материальной ответственности с кассиром на предприятии. Изучение порядка установления и расчета лимита кассы предприятия. | 7 |
2 | Изучение организации кассы на предприятии, оформления первичных документов по кассовым операциям. Порядок оформления банковских операций в организации – открытие счета, карточка подписей, первичные документы по счету. Документооборот по кассе предприятия. | 7 |
3 | Изучение передачи денежных средств инкассатору. Изучение составления препроводительной ведомости. Изучение порядка проведения инвентаризации кассы предприятия. | 7 |
4 | Приемы физического подсчета денежных средств, ценных бумаг по кассе организации. Способы проверки подлинности денежных знаков. Изъятие из оборота ветхих купюр и порядок сдачи в банк. | 7 |
5 | Ознакомление с номенклатурой дел. Подготовка первичных бухгалтерских документов для передачи в текущий бухгалтерский архив. | 8 |
| Итого | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Темы практики и виды работ, выполненные обучающимися во время практики | Виды работ и заданий | Материал для отчета |
Изучение должностных обязанностей кассира на предприятии | 1. Изучить должностные обязанности кассира предприятия а) Заполнить таблицы о профессиональных качествах и трудовых обязанностях кассира на основе анализа информации. б) Составить должностную инструкцию кассира. 2. Изучить договор о материальной ответственности кассира. 3. Изучить порядок установления и расчета лимита кассы. а) Рассчитать лимит остатка наличных денег в кассе организации. б) снять копию приказа организации. | Должностная инструкция кассира Договор о материальной ответственности Расчет лимита по кассе организации |
Изучение документооборота кассы на предприятии | 1. Принимать первичные бухгалтерские документы по кассе на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. 2. ознакомиться с документооборотом по кассе предприятия; 3.ознакомиться с порядком оформления банковских операций в организации – открытие счета, карточка подписей, первичные документы по счету | ПКО РКО Кассовая книга Чек, Платежное поручение (требование) Карточка подписей |
Изучение передачи денежных средств инкассатору | 1. Проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути: а) Изучить порядок оформления сопроводительных документов инкассатора, работа с доверенностью инкассатора и явочной карточкой. б) Изучить препроводительную ведомость к сумке с рублёвой денежной наличностью Составлять порядок заполнения документов. 2. Руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации кассы. Готовить регистры аналитического учета для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации: а ) описать порядок проведения инвентаризации в кассе организации. | Сопроводительные документы инкассатору Доверенность инкассатору на получение сумки с денежной наличностью Явочная карточка Акт проведения инвентаризации в кассе организации Сличительная ведомость |
Работа кассира с наличными денежными средствами | 1.Ознакомиться с приемами физического подсчета денежных средств, ценных бумаг по кассе организации. 2. Ознакомиться и описать сор способами проверки подлинности денежных знаков. 3.Ознакомиться и описать изъятие из оборота ветхих купюр и порядок сдачи в банк. | Акт изъятия ветхих купюр Заявление на обмен сомнительных купюр Справка о причине повреждения купюры |
Ознакомление с номенклатурой дел по кассе. | 1. Готовить регистры аналитического учета по местам хранения активов и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап: а) ознакомиться с номенклатурой дел по кассе. 2. Оформить отчет и сдать дифференцированный зачет | Опись сдачи документов по кассе организации в архив Отчет по производственной практике |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативная литература:
Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» от 22.05.2003 N 54-ФЗ (последняя редакция);
Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (ред. от 18.04.2018);
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (действующая редакция) «О валютном регулировании и валютном контроле»;
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (действующая редакция) «О персональных данных»;
Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (действующая редакция) «О консолидированной финансовой отчетности»;
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действующая редакция);
Федеральный закон от 22.05.2003 (ред. От 26.07.2019) N 54-ФЗ №54 –ФЗ « О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утв. приказом Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утв. приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации»(ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утв. приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н (действующая редакция);
Положение по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утв. приказом Минфина РФ от 02.02.2011 N 11н (действующая редакция);
«Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (ред. от 05.07.2017);
Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (действующая редакция);
Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (действующая редакция) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (действующая редакция);
Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (действующая редакция);
Международные стандарты аудита (официальный текст);
Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»
Статья в периодических изданиях и сборниках статей
Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 538 с;
Дмитриева И. М., Захаров И.В., Калачева О.Н., Бухгалтерский учет и анализ: учебник для СПО — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 423 с;
Дмитриева И. М., Бухгалтерский учет: учебник и практикум для СПО — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 325 с;
Елицур М.Ю., Носова О.М., Фролова М.В. Экономика и бухгалтерский учет. Профессиональные модули: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. - 200 с;
Электронные издания (электронные ресурсы)
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/
Экономико–правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.vuzlib.net.
Дополнительные источники
1. Информационно правовой портал http://konsultant.ru/
Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/
Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации https://www.nalog.ru/
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
__________________________________________________________________
ФИО
обучающейся (егося) на______курсе по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) успешно прошла(ел) производственную практику по профессиональному модулю ПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих составлены
в объеме 36 часов с «____»______20__г. по «____»_______20___г.
в организации ____________________________________________________
наименование организации, юридический адрес
_________________________________________________________________
ВИДЫ И КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
№ п/п | Виды работ | Качество выполнения работ |
1. | Обрабатывать первичные бухгалтерские документы | |
2. | Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы | |
3. | Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета | |
Дата «____»___________20___г.
Подпись руководителя практики
__________________________________________________/ФИО, должность/
подпись ответственного лица организации (базы практики)
________________________________________________/ФИО, должность/
М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ХАРАКТЕРИСТИКА
__________________________________________________________________ФИО обучающегося
обучающейся (егося) на______курсе по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) успешно прошла(ел) производственную практику по профессиональному модулю ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих в объеме 36 часов с «____»______20__г. по «____»_______20___г.
в организации ____________________________________________________
наименование организации, юридический адрес
проявил способности, сформировал следующие общие компетенции:
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | Высокая степень Средняя степень Низкая степень |
Оценка практики_____________
Дата «____»__________20___г.
__________________________________________________/ФИО, должность/
подпись руководителя практики от организации МП
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ТАБЕЛЬ ВЫХОДА НА РАБОТУ
| Месяц |
Число | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Количество часов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Месяц |
Число | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Количество часов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
ИТОГО | |
Дата «_____» ___________________20___ г.
__________________________________________/ ФИО, должность/
Подпись руководителя практики от организации
М.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
министерство образования и науки Амурской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
ОТЧЕТ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ. 05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
обучающейся группы ___________ _________________________________
номер группы И.О.Фамилия
специальность: ___________________________________________________
Место прохождения практики_________________________________________
(название организации)
Сроки прохождения практики с ______________по_____________ 20______г.
(дата начала и окончания практики)
Руководитель практики ______________________________________________
должность, И.О.Фамилия
Оценка практики студента ___________________________________________
(отлично, хорошо, удовлетворительно)
Белогорск 20___
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Д Н Е В Н И К производственной практики
Даты прохождения практики
1. Прибыл на место практики ______________________________ 20_____г.
2. Прошел инструктаж по технике безопасности ________________20____г.
Записи о работах, выполненных обучающимся на практике
Число, месяц, год | Краткое содержание выполненных работ по вопросам раздела (темы), программы практики |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Студент ________________________ ( ________________________)
(подпись) (Ф.И.О.)