Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Семеновский индустриально-художественный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПМ.02. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
МДК 02.03 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
2018г.
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ПЦК Зам.директора по МР
О.А. Байдакова
протокол №____ от _______ ______________________
Председатель ПЦК
____________/Е.В. Казакова/ « » 20 г.
Разработчик:
Киселева Инна Борисовна, преподаватель ГБПОУ «СИХТ»
Рецензент:
Митрофанова О.Л., старший воспитатель МБДОУ д/с №9 «Ромашка»
Содержание
Введение………………………………………………………..…. 4
Методические указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ…….………………................................................... 8
Внеаудиторная самостоятельная работа №1……………….......... 8
Внеаудиторная самостоятельная работа №2……………….….… 9
Внеаудиторная самостоятельная работа №3……………….….… 10
Внеаудиторная самостоятельная работа №4……………….….… 11
Внеаудиторная самостоятельная работа №5……………….….… 12
Внеаудиторная самостоятельная работа №6……………….……. 13
Внеаудиторная самостоятельная работа №7……………….….… 14
Внеаудиторная самостоятельная работа №8……………….……. 15
Внеаудиторная самостоятельная работа №9……………….……. 16
Внеаудиторная самостоятельная работа №10…………………… 17
Внеаудиторная самостоятельная работа №11…………………… 18
Внеаудиторная самостоятельная работа №12…………………… 19
Внеаудиторная самостоятельная работа №13…………………… 20
Внеаудиторная самостоятельная работа №14…………………… 21
Внеаудиторная самостоятельная работа №15…………………… 22
Внеаудиторная самостоятельная работа №16…………………… 23
Внеаудиторная самостоятельная работа №17…………………… 24
Перечень литературы и информационных источников……….… 25
Приложения
Введение
От специалиста в сфере дошкольного образования требуется знание психологии ребенка-дошкольника, понимание общих закономерностей его развития, возможностей для полноценного психологического развития в условиях разных видов деятельности, в том числе изобразительной. На этой основе происходит овладение методикой воспитания и обучения, позволяющей реализовывать эти возможности. Грамотно выстроенная самостоятельная работа содействует развитию личностных и профессиональных качеств студентов: самостоятельности, творческой инициативы, способности испытывать и проявлять интерес к изобразительной деятельности.
Самостоятельная работа – это самостоятельное добывание знаний и самостоятельное получение продукта учебно-познавательной деятельности, связанное с использованием:
аудиторной работы (в виде разработки фрагментов занятия, практических заданий);
внеаудиторной работы (в виде выполнения домашнего задания, участие во внеурочной деятельности);
педагогической практики.
Задания для самостоятельной работы предусматривают повышение теоретического, практического и методического уровня студентов.
Представленные образцы самостоятельных работ, список литературы, алгоритм выполнения заданий позволит студентам глубже изучить психолого-педагогические основы развития детей дошкольного возраста, развивать свои художественно-творческие способности в процессе изобразительной деятельности, познакомиться с задачами, содержанием и методами обучения дошкольников рисованию, лепке, аппликации, конструированию и методикой ознакомления детей с изобразительным искусством.
В результате освоения МДК «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста» обучающийся должен
получить представление:
об основных научно-практических проблемах теории и технологии художественно-эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
о перспективах развития изобразительного творчества детей в дошкольных учреждениях;
об основных направлениях, видах, формах и методах обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности;
познакомиться с:
психолого-педагогическими особенностями развития изобразительного творчества дошкольников;
целями, задачами, методикой ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства;
основными принципами, методами и приемами обучения и различными видами изобразительной деятельности в дошкольных учреждениях;
критериями оценки детских работ и произведений изобразительного искусства;
основными требованиями к педагогическому рисунку, образцу, демонстрационным материалам и методическим пособиям;
новыми педагогическими технологиями, направленными на развитие изобразительного и конструкторского творчества дошкольников;
правилами техники безопасности при работе с различными материалами, оборудованием, инструментами;
научиться:
работать с программами, специальной, справочной литературой и другими информационными источниками;
использовать методы и приемы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства;
организовывать занятия по изобразительной деятельности и конструированию с детьми в дошкольных учреждениях;
использовать выразительные средства различных материалов в работе с детьми;
планировать работу, составлять планы и конспекты занятий;
аргументировано анализировать произведения изобразительного искусства и детские работы;
демонстрировать способы и приемы изображения;
подбирать наглядные, демонстрационно-иллюстративные материалы
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по МДК «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста» рассчитана на 104 часа.
Внеаудиторная самостоятельная работа | | | Часовая нагрузка |
Раздел | Тема |
№1 | Раздел 1. Психолого-педагогические основы организации изобразительной и конструкторской деятельности в дошкольных учреждениях | 1. 1 | Изобразительное творчество дошкольников | 3ч. |
№2 | 1. 2 | Нормативное и методическое обеспечение организации продуктивных видов деятельности в ДОУ | 3ч. |
№3 | 1. 3 | Методы, приемы обучения и развития изобразительного и конструкторского творчества детей дошкольного возраста | 5ч. |
№4 | 1. 4 | Методика обучения продуктивным видам деятельности | 3ч. |
№5 | 1.5 | Планирование по изобразительной деятельности и конструированию в дошкольных учреждениях | 3ч. |
№6 | Раздел 2. Методика обучения и развития детского изобразительного творчества на занятиях по рисованию | 2. 1 | Наглядные методы и приемы на разных этапах обучения детей изобразительной деятельности. | 7ч. |
№7 | 2. 2 | Занятия по рисованию с детьми 3-4 лет | 5ч. |
№8 | 2.3 | Занятия по рисованию с детьми 5-6 и 6-7 лет | 9ч. |
№9 | Раздел 3. Методика обучения аппликации детей дошкольного возраста | 3. 1 | Методика обучения аппликации на занятиях с детьми 3-4 лет | 7ч. |
№10 | 3. 2 | Методика обучения аппликации на занятиях с детьми 4-5 лет | 7ч. |
№11 | 3. 3 | Методика обучения аппликации и развития изобразительного творчества на занятиях с детьми 5-6 и 6-7 лет | 8ч. |
№12 | Раздел 4. Методика обучения и развития детского творчества на занятиях по лепке | 4. 1 | Методика организации и проведения занятий по лепке детей 2-3 и 3-4 лет | 7ч. |
№13 | 4. 2 | Обучение лепке детей среднего дошкольного возраста | 7ч. |
№14 | 4. 3 | Обучение лепке детей старшего дошкольного возраста. | 7ч. |
№15 | Раздел 5. Методика организации занятий по художественному конструированию и развитие конструкторского творчества дошкольников | 5. 1 | Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на занятиях рукоделием | 7ч. |
№16 | 5. 2 | Методика организации и проведения занятий с использованием природных материалов и конструированию из бумаги, картона и строительного материала | 7ч. |
№17 | 5. 3 | Организация пространства для декоративного и изобразительного художественного творчества детей | 9ч. |
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, тематики, уровня сложности конкретной самостоятельной работы студентов, уровня знаний и умений студента. Результаты самостоятельной работы фиксируются в «Рабочей тетради студента» (приложение №1).
Критериями оценки результатов внеаудиторных самостоятельных работ студента являются:
уровень освоения учебного материала
сформированность общеучебных умений
обоснованность и четкость в изложении материала (устной или письменной форме)
грамотное использование справочной литературы
соответствие оформления материала с методическими рекомендациями (приложение № 2)
Самостоятельная работа выполняется в соответствии с методическими указаниями.
Методические указания по выполнению внеаудиторных
самостоятельных работ
Внеаудиторная самостоятельная работа №1
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Написание эссе
Цель: Облегчение усвоения теоретического материала.
Задачи:
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради»
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
ответить письменно на вопросы преподавателя
написать эссе в соответствии с методическими рекомендациями на тему «В каждом из нас живет художник» (приложение №2).
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу: 3 ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №2
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Работа с дополнительной литературой, с использованием рекомендаций преподавателя.
Составление опорного конспекта
Цель: Облегчение усвоения теоретического материала.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради»
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
ответить письменно на вопросы преподавателя
Прочитать раздел программы «От рождения до школы», под ред. Вераксы/ «Старшая группа» стр.172,
На основе анализа программы определить виды изобразительной деятельности дошкольников: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Составить конспект раздела Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-3 ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №3
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Работа с дополнительной литературой, с использованием рекомендаций преподавателя.
Заполнение таблицы
Цель: Облегчение усвоения теоретического материала.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради»
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
ответить письменно на вопросы преподавателя
Прочитать раздел программы«Детство», под ред. Бабаевой/ Детство от 3-7 лет- образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Разработать игровые мотивации для занятий по изобразительной деятельности с детьми разных возрастных групп: рисование «Курица с цыплятами» (младшая группа) в первой части занятия; лепка «Мышка-норушка» (средняя группа) – во второй части занятия; рисование «Построим забор для петушка» (младшая группа) – в конце занятия.
Заполнить таблицу:
Возрастная группа | Вид изобразительной деятельности | Игровая мотивация |
| | |
| | |
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-5 ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №4
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Заполнение таблицы
Цель: Облегчение усвоения теоретического материала.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности, внимания
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради»
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
ответить письменно на вопросы преподавателя
Заполнить таблицу «Авторы книжных иллюстраций»
ФИО художника | Название иллюстрируемых литературных произведений |
Ю.Д.Коровин | |
Е.И.Чарушен | |
Ю.А. Васнецов | |
Е.Н.Рачев | |
В.Н.Конашевич | |
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-3 ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №5
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Робота с дополнительными источниками
Заполнение таблицы
Цель: Облегчение усвоения теоретического материала.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, аккуратности, внимания
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради»
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
ответить письменно на вопросы преподавателя
прочитать приложение №3
сравнить и определить специфику мотивации деятельности, целеполагания, характера задач: способы организации и взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка с другими детьми, анализа результата
заполнить таблицу Конспект ОД
Структура занятия(методы, приемы) | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| | |
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-3 ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №6
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Работа с дополнительными источниками
Презентация
Подготовка доклада
Цель: Проверка умений применять полученные знания.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения, закрепление навыков создания презентации.
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
ответить письменно на вопросы преподавателя
Ознакомиться с публикациями по теме « Техника рисования ладошками в младшей группе» в электронной версии журнала «Дошкольное воспитание»
Подготовить презентацию по теме «Рисуем ладошкой и пальцами» (приложение № 4)
Подготовить доклад по теме «Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности в младшей группе ДОУ» (приложение №5)
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-7 ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №7
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Работа с дополнительными источниками
Подготовка образца-схемы для занятия рисованием во второй младшей группе
Написание конспекта ОД
Цель: Проверка умений применять полученные знания.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения.
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
ответить письменно на вопросы преподавателя
Прочитать в книге «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» ред. Н.П. Сакулиной стр. 104,112
Нарисовать образец-схему последовательного рисования предмета или образа для занятий во второй мл. группе (приложение № 6)
Написать конспект ОД с использованием подготовленного образца используя табличную форму:
Тема: |
Структура занятия(методы, приемы) | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| | |
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-5 ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №8
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Работа с дополнительными источниками
Создание альбома
Написание конспекта ОД
Подготовка сообщения
Цель: Проверка умений применять полученные знания.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения.
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
ответить письменно на вопросы преподавателя
прочитать в книге «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» ред. Комаровой стр. 111-114,122-126,137-142 (http://www.nehudlit.ru/books/detail707500.html)
разработать альбом по декоративному рисованию для детей старшего возраста (приложение №7) по видам росписи: городецкой, дымковской, хохломской, гжель, борецкой и мезенской.
написать конспект занятия по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник (приложение №3)
подготовить сообщение «Нетрадиционные техники рисования», используя информационные источники: http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44
http://triz-plus.ru/xudozhestvennoe-tvorchestvo/netradicionnye-texniki-risovaniya
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-9 ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №9
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Изготовление схемы аппликации
Изготовление образца аппликации
Работа с дополнительными источниками
Написание конспекта ОД
Цель: Проверка умений применять полученные знания.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения.
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
ответить письменно на вопросы преподавателя
изготовить схему порядка предметной аппликации для детей второй младшей группы (приложение №8)
изготовить образец согласно собственной схеме
ознакомиться с информацией на сайте: Ребенок – умник(http://rebenok-umnik.ru/applikaciya-v-mladshey-gruppe)
написать конспекта ОД с использованием аппликации во второй младшей группе и собственной схемы
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-7ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №10
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Заполнение таблицы
Составление конспекта ОД
Изготовление альбома
Написание эссе
Цель: Проверка умений применять полученные знания.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения.
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
ответить письменно на вопросы преподавателя
Написание конспекта ОД с использованием аппликации из природного материала в средней группе
Изготовить альбом с образцами аппликации из природного материала
Написать эссе на тему « Ода ножницам»
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-7ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №11
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Работа с дополнительными источниками
Составление конспекта родительского собрания
Изготовление альбома
Цель: Проверка умений применять полученные знания.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения.
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
Прочитать «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»/глава «Отбор элементов народного орнамента для детских аппликаций» З.А. Ботеева Москва-Просвещение 1982 (стр. 25-65) (библиотека ГБПОУ «СИХТ»)
Изготовить альбом для возрастной группы по выбору с примерами сюжетной, декоративной и предметной аппликаций (приложение № 9).
Написать конспект родительского собрания на тему: «Значение аппликации и рисования при подготовке детей к школе»
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-8ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №12
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Работа с дополнительными источниками
Составление конспекта ОД
Создание презентации
Цель: Проверка умений применять полученные знания.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения, закрепление навыков создания презентации.
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
Прочитать «Методика изобразительной деятельности и конструированию» под ред. Т.С.Комаровой, Глава 10-Лепка, стр. 142-151. (библиотека «СИХТ»)
Написать конспект ОД по лепке для младшего возраста, используя табличную форму:
Тема: |
Структура занятия(методы, приемы) | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| | |
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-7ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №13
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Работа с дополнительными источниками
Составление конспекта ОД
Создание технологической карты
Создание альбома
Цель: Проверка умений применять полученные знания.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения.
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
Прочитать «Методика изобразительной деятельности и конструированию» под ред. Т.С.Комаровой, Глава 10-Лепка, стр. 151-54(библиотека ГБПОУ «СИХТ»)
Написать конспект ОД по лепке для детей среднего возраста, используя табличную форму:
Тема: |
Структура занятия (методы, приемы) | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
| | |
Составить технологическую карту лепки животного (кошка, медведь, заяц), зарисовав все этапы лепки, подписывая используемы приемы.
Создать дидактический альбом (не менее 5стр.) с образцами для лепки из различных материалов, используя интернет ресурсы.
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-7ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №14
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Работа с дополнительными источниками
Доклад
Составление рекомендаций для родителей
Цель: Проверка умений применять полученные знания.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения.
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
Прочитать «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» В.С.Горичевой, Урок 6, стр.20 (библиотека «СИХТ»)
Написать доклад на темы «Занятие тестопластикой с детьми старшего возраста» используя дополнительные интернет ресурсы(приложение №5)
Составить письменно рекомендации по теме «Организация занятий лепкой дома»
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-7ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №15
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Работа с дополнительными источниками
Изготовление наглядного пособия
Составление презентации
Цель: Проверка умений применять полученные знания.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения, закрепление навыков создания презентации.
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
Прочитать статью «Фантазии текстильной аппликации» О.В.Кошелева/газета «Искусство все для учителя» №9 2012 (библиотека «СИХТ»)
Изготовить дидактическое пособие/наглядный материал с использованием техники «Текстильная аппликация»
Подготовить презентацию по теме «Аппликация с использованием текстильных материалов» (приложение №4), используя интернет ресурсы
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-7ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №16
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Работа с дополнительными источниками
Составление опорного конспекта
Составление таблицы-схемы
Изготовление наглядного пособия
Цель: Проверка умений применять полученные знания.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
Прочитать «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Л.А.Парамонова/ Глава 1,стр. 5-23 (библиотека «СИХТ»)
Составить опорный конспект по прочитанному материалу
Изготовить дидактическое пособие/наглядный материал с использованием техники «Конструирование из бумажных полосок» (приложение №10)
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-7ч.
Внеаудиторная самостоятельная работа №17
Вид самостоятельной работы студентов:
Систематическая проработка конспекта занятий.
Работа с дополнительными источниками
Составление конспекта игры с использованием игрушек самоделок
Составление перспективного – тематического плана ОД
Подготовка презентации
Цель: Проверка умений применять полученные знания.
Задачи
Учебные: отработка навыков использования образовательных ресурсов, уметь выделять главное и обобщать материал, развивать воображение, способность самовыражения, закрепление навыков создания презентации.
Воспитательные: формирование умений работы с информацией, развитие творческих способностей студентов.
Оценка работы: При оценивании учитывается обоснованность и четкость изложения материала, аккуратность ведения «Рабочей тетради», соответствие выполнение задания с методическими рекомендациями.
Вид выполнения: индивидуально
Алгоритм действия:
прочитать конспект
выучить выделенные термины
Прочитать «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» Л.А.Парамонова/ Глава 1,стр. 57-81(библиотека СИХТ)
Составить конспект игры с использованием строительного материала (приложение №11)
Составить, опираясь на Образовательную Программу «От рождения до школы» под ред. Вераксы, перспективный план на месяц ОД по художественно-эстетическому развитию (группа по выбору)
Подготовить презентацию на тему «Предметно-пространственная развивающая среда» (приложение №4)
Количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу:-9ч.
Перечень литературы и интернет источников
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Электронный ресурс] /Т.С. Комарова. – М. Изд. Мозаика – Синтез, 2011.
Электронная библиотека «Университетская библиотека онлайн»
Дополнительные источники:
Григорьева Т.Г. Развитие ребенка в изобразительной деятельности – М., 1999.
Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»//Просвещение-М. 1992.
Вершинина Н. Горбова Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 6.
Кириченко В. Лепка и роспись глиняных украшений // Детский сад со всех сторон. – 2002. - № 2.
Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования – М., 2004.
Комарова Т.С. Пантелеева Н. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 4-5.
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей– М., 1999.
Парамонова Л. Теория и методика творческого конструирования в детском саду М.//Академия-2002.
Саккулина Н.П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию М.//Просвещение 79
Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
Тихонова О. Декоративное рисование в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2, № 3, № 11.
Шмырева Н. Знакомство с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 7.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой – М., 2001.
Образовательные Интернет-порталы
http://metodsovet.su/dir/musik/ (Методический портал)
http:// standart/edu/ru//cataloq (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»)
http://www:shool/tdu/ru - Российский образовательный портал
http://matveyrybka.ucoz.ru/( Сайт «Матвейка»)
Приложение № 1
Методические рекомендации по оформлению
«Рабочей тетради студента»
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Семеновский индустриально-художественный техникум» Рабочая тетрадь студента для самостоятельных и внеаудиторных работ по дисциплине: Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста Выполнил: студент—курса Код------ Гр.------- ФИО студента Проверил: преподаватель спец. дисциплин Киселева И.Б. |
Приложение № 2
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Структура эссе
1. Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение 1);
2. Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?».
3. Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.
4. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.
Приложение № 3
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе
«Городецкая роспись»
Тема: знакомство с городецкой росписью.
Цель: закреплять умения работать с кистью; учить рисовать элементы городецкой росписи.
Средства: иллюстрации городецкой росписи;
альбомный лист или магнитная доска; краски или маркеры, кисточки, краски, контуры - заготовки для раскрашивания.
Ход занятия.
Воспитатель: Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Городецкие узоры
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
Ты играй моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с Городецкой росписью. Еще с древних времен люди расписывали свою посуду, вазы для цветов и многое другое городецкими узорами. Основные цвета в городецкой росписи это ярко-желтый или золотой, красный, зеленый, синий, белый и черный. Мастера в основном изображают разнообразные цветы (розы, купавки, ромашки), животных (петухи, лошади, павлины, фазаны и фрукты круглой формы).
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой росписью - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки и ромашки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами, а также множество сцен из народного быта. Мастера раньше краски для городецкой росписи делали из яичной массы и в основном были только красные, синие, белые и черные цвета в их работах. Сейчас же мастера уже не используют яичную краску, а используют масляную. Они, как и прежде расписывают всевозможные деревянные изделия. Это – ларцы, шкатулки, декоративное панно, детские игрушки и мебель, а также кухонные шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы. Люди как и прежде покупают изделия городецких мастеров и с удовольствием украшают свой дом.
2 часть
Воспитатель: Ребята, так как мы с вами сегодня только начинаем изучать городецкую роспись, я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать узоры городецкой росписи. Представьте себя художниками, перед вами лежит товар, белье, так называли мастера неокрашенные изделия! Выберете себе понравившееся, и украсьте городецкой росписью.( дети выбирают образец изделия).
Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, необходимо научиться рисовать знаменитый городецкий узор. Давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. Сейчас я вам покажу как правильно делать узор (показ воспитателем на доске узора). После показа, детей просят повторить узор за воспитателем. Педагог следит за правильностью исполнения узора. Если возникают трудности у ребенка, помогает. После завершения работы, дети аккуратно моют кисточки в стаканчиках.
3 часть Рефлексия
Воспитатель: Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
Теперь наши работы отправляются на ярмарку, где каждый мастер хвалит свой товар, привлекая внимание покупателей!(дети представляют свои рисунки, «продают» их воспитателю).Все работы хороши, поклон мастерам от души.
Приложение № 4
Методические рекомендации по созданию презентации
Процесс презентации состоит из отдельных этапов:
Подготовка и согласование с преподавателем текста доклада
Разработка структуры презентации
Создание презентации в Power Point
Согласование презентации и репетиция доклада.
На первом этапе производится подготовка и согласование с преподавателем текста доклада.
На втором этапе производится разработка структуры компьютерной презентации. Учащийся составляет варианты сценария представления результатов собственной деятельности и выбирает наиболее подходящий.На третьем этапе он создает выбранный вариант презентации в Power Point .
Требования к формированию компьютерной презентации.
Компьютерная презентация должна содержать начальный и конечный слайды;
структура компьютерной презентации должна включать оглавление, основную и резюмирующую части;
каждый слайд должен быть логически связан с предыдущим и последующим;
слайды должны содержать минимум текста (на каждом не более 10 строк);
необходимо использовать графический материал (включая картинки), сопровождающий текст (это позволит разнообразить представляемый материал и обогатить доклад выступающего студента);
компьютерная презентация может сопровождаться анимацией, что позволит повысить эффект от представления доклада (но акцент только на анимацию недопустим, т.к. злоупотребление им на слайдах может привести к потере зрительного и смыслового контакта со слушателями);
время выступления должно быть соотнесено с количеством слайдов из расчета, что компьютерная презентация, включающая 10— 15 слайдов, требует для выступления около 7—10 минут.
Подготовленные для представления доклады должны отвечать следующим требованиям:
цель доклада должна быть сформулирована в начале выступления;
выступающий должен хорошо знать материал по теме своего выступления, быстро и свободно ориентироваться в нем;
недопустимо читать текст со слайдов или повторять наизусть то, что показано на слайде;
речь докладчика должна быть четкой, умеренного темпа;
докладчику во время выступления разрешается держать в руках листок с тезисами своего выступления, в который он имеет право заглядывать;
докладчик должен иметь зрительный контакт с аудиторией;
после выступления докладчик должен оперативно и по существу отвечать на все вопросы аудитории (если вопрос задан не по теме, то преподаватель должен снять его).
Состав и качество применяемых для нужд компьютерной презентации средств автоматизации должны соответствовать требованиям специально оснащаемых учебных классов. Это оборудование обязательно должно включать компьютер, переносной экран и проектор.
Критерии оценки презентации
Оцениванию подвергаются все этапы презентации: собственно компьютерная презентация, т.е. ее содержание и оформление.
Приложение № 5
Методические рекомендации по написанию доклада
Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Структура доклада
Порядок написания | Содержание |
Вступление, | обоснование актуальности темы |
Целеполагание | Изложение поставленных целей и задач |
Обоснование | Краткий обзор изученных источников и использованной литературы |
Основная часть | Описание с применением демонстративного материала, иллюстраций |
Выводы | Личное отношение автора к теме |
Критерии оценки доклада
Текст доклада должен быть построен в строгом соответствии с его структурой (планом). Каждый раздел и используемая иллюстрация, наглядность доклада должны послужить достижению конечной цели – его главной идее. (3 балла)
Ограничение выступления во времени – 10минут.(1 балл)
Речевая культура выступления; уверенность и убедительность манеры изложения(1 балл).
Приложение № 6
Образец-схема последовательного рисования «Снеговик»
Приложение № 7
Альбом по декоративному рисованию
Дидактическая разработка Альбома по декоративному рисованию для ________группы Выполнил: Студент….. ФИО_____ Проверил: Преподаватель ________ |
Тема Хохломская роспись Образец техники росписи Фото изделий(2-3) |
Приложение № 8
Схема порядка аппликации
Приложение № 9
Макет альбома образцов для занятий аппликацией
Дидактическая разработка Альбома образцов для занятий аппликацией для ________группы Выполнил: Студент….. ФИО_____ Проверил: Преподаватель ________ |
Декоративная аппликация Бумага Стразы, тесьма и бусы |
П редметная аппликация Бумага Природный материал –листья Соломка |
Приложение № 10
Схема изготовления игрушки «Цыпленок», методом конструирования
из полосок бумаги»
Приложение № 11
План-конспект проведения сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе с использованием строительного материала «Гостиница»
Цель: Способствовать объединению детей, распределять роли, доводить начатое дело до конца.
Задачи:
1. Продолжать учить детей, самостоятельно определять и продумывать замысел игры. Реализовывать и развивать сюжет строительства гостиничного комплекса по проекту, используя различные строительные материалы и их заменители. Обучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
2. Закреплять названия элементов архитектуры: этаж, окна, блоки, вход, крыльцо и т.д. Отражать в игре знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь, навыки речевого общения. Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве, творческие способности.
3. Воспитывать интерес к строительным профессиям, уважение к общественно – полезному труду.
Словарная работа: архитектор, прораб, ландшафтный дизайнер, проект, фундамент, блоки, активизировать в речи названия профессий и строительных материалов.
Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
Оборудование: строительный материал, грузовые машины, железная дорога и вокзал (построен из конструктора), конструкторы, карточки обозначения (строительный шлем, цветок, автомобиль, мебель, кирпичи). Проект гостиничного комплекса на ватмане, деревья, жилетки, фартуки, шлемы, игрушечная мебель.
Предварительная работа. Рисование различных эскизов домов. Рассматривание и чтение детских книг по теме «Строитель». Беседа о профессиях – архитектор, строитель, ландшафтный дизайнер об их орудиях труда. Рассматривание иллюстраций оформления цветочных клумб.
Игровые роли. Архитектор, ландшафтный дизайнер, прораб, строители, шофер.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам приедут гости. Приедут они из другого города. Скажите мне, пожалуйста, на чем они могут приехать? (ответы детей)
Ребята, а где живут люди приезжающие в чужой город? (ответы детей)
А давайте построим для наших гостей свою красивую, неповторимую гостиницу! (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, скажите, а с чего начинается любая стройка?
Дети: С эскиза или проекта.
Воспитатель: А как называется профессия человека, который занимается проектами и эскизами построек?
Дети: Архитектор.
Воспитатель: Правильно ребята, архитектор. Сейчас мы вместе нарисуем эскиз будущей постройки (вместе с детьми рисуем и обсуждаем здание гостиничного комплекса).
Воспитатель: На чем, держится здание гостиницы? (на фундаменте)
Сколько этажей у нашей гостиницы? (3-5 этажей)
Сколько ворот?(1 ворота)
Сколько дверей?(3 двери)
Сколько оконных блоков?(7-8)
Обратите внимание, что возле постройки оформлены клумбы, значит, нам нужны будут ландшафтные дизайнеры – люди, которые преобразовывают природную красоту, которая радует взор. И раз мы будем строить гостиничный комплекс, то во всех гостиницах много комнат. Комнаты обставлены мебелью. Следовательно, нам понадобятся дизайнер по интерьеру.
Воспитатель: Ребята на любой стройке есть главный человек, который руководит строительством. Это прораб. А кто еще помогает при строительстве?
Дети: Шоферы, строители, рабочие.
Воспитатель: Давайте попробуем определить, кто, чем будет заниматься на нашей стройке?
Если дети будут затрудняться при распределении ролей, значит, педагог предлагает детям свою помощь. Подойдите и возьмите каждый карточку (картинки лежат перевернутые, с изображением – автомобиля, строительный шлем, цветок, мебель, кирпичи). Кто выбрал иллюстрацию автомобиля – значит он шофер. Кто выбрал изображение шлема – значит, он прораб. Цветок – значит, он ландшафтный дизайнер. Мебель – значит, он дизайнер. Кирпичи – значит, он строитель.
Воспитатель: Ну, вот все роли распределены, приступаем к строительству. Дети выполняют игровые действия. Шофер привозит на стройку строительный материал. Рабочие грузят и выгружают из машины детали конструктора. Опираясь на эскиз здания, строители строят гостиницу из строительных материалов. Дизайнеры оформляют внутреннее пространство будущей гостиницы. Ландшафтные дизайнеры оформляют клумбы. Прораб руководит стройкой, следит за качеством выполненных работ.
Рефлексия
Ребята, какую большую и красивую гостиницу вы построили! Как вы думаете, она понравится гостям нашего города? Я тоже так думаю.
Оценка игры:
Ребята вам понравилось играть? Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего? Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу.