Мудрые советы дедушки Крылова.
Оформление.
Иллюстрации к его басням (конкурс детских иллюстраций).
Выставка книг Крылова.
Плакат «Люблю, где есть пороки пощипать».И.А.Крылов
Презентация
I.Ведущие(юноша и девушка)
1.- Привет,Кристинка!
2.- Привет, Матвейка! Как дела?
1. -Да всё о,кей! А у тебя?
2.- А у меня сплошные проблемы.
1. - Ну какие могут быть проблемы у такой красивой девушки? Рассказывай, вмиг решу твои проблемы.
2.- Да, вот начинаем готовиться к 23 февраля. Остались после уроков, спорили-спорили и так и не составили сценарий мероприятия, а времени-то мало осталось. Что делать?
1.- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело - только мука. Научитесь друг друга слушать, и дело пойдёт в гору.
2.-Ну, если ты такой советчик умный, скажи, как нам научиться красиво петь.
1.-Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней, а вы скачайте фонограмму, чтоб не испортить праздника программу.
2.- Советы твои кстати. Ну, а как ты считаешь, не перегружают ли нас в школе? Зачем мне химия, не понимаю.
1.- Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье и все учёные труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды. Если бы не химия, мы бы и сегодня не имели ни мыла, ни духов, ни жидкости для снятия лака. Красили бы вы, девчонки, губы и щёки свёклой.
2.- О! оказывается химия - это необходимая в современной жизни наука.
Ой, заболталась я с тобой. А ведь мне ещё отчёт по дежурству готовить. На линейке выступать. Всех к порядку призывать, чтобы вежливыми были, на переменах не курили. Малышей не обижали…
1.- У сильного всегда бессильный виноват.
2.- А с курением что? Курильщикам говорят- говорят, а они по-прежнему дымят.
1.- А Васька слушает да ест. Пора от слов перейти к делу и принимать решительные меры.
2.- (смотрится в зеркальце). Ой, какая-то я не такая, некрасивая. Наверно, зеркало кривое. Искажает мои небесные черты. Есть ли у тебя другое?
1.- Неча на зеркало пенять, коли рожа крива.
2.- Что ты, Матвей, говоришь сегодня какими-то пословицами?
1.- Это не пословицы, а мораль из басен Крылова.
2.- А чего это ты вдруг про него вспомнил?
1.- Эх ты, темнота! Ведь 13 февраля исполняется 250 лет со Дня рождения Ивана Андреевича Крылова!
2.- Ну, и что? Прошло 250 лет. Жизнь ушла далеко вперёд, а ты всё в прошлом копаешься?
1.- Умные люди говорят, что для того, чтобы понять настоящее, нужно обратиться к прошлому и заглянуть в будущее. Разве люди стали идеальными? Нет. У них есть недостатки, с которыми боролся Крылов.
2.- Ну, и какие ты видишь недостатки?
1.- Лесть. Зависть. Высокомерие, невежество. Лень. Глупость. Чванство. .Грубость.
2.- Всё-всё. Ты убедил меня. Хотела бы и я увидеть нас со стороны.
1.- Так в чём же дело? Начало вечера объявляем и всех поучаствовать в нём приглашаем.
II.Слово предоставляется 9 классу, который расскажет нам о баснописце Иване Андреевиче Крылове.
1. 250 лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
2. Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами.
3.Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать молитвы и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.
1. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
2. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.
3.Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны всем читателям. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие сюжеты для басен.
1.По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»
2. По определению Гоголя, басни Крылова - «книга мудрости самого народа». Виссарион Григорьевич Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.
3. Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и «мыслили» по-звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди? Пожалуй, всё бы и пропало. Ведь «душа» крыловской басни в этом «органичном синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном».
1. «Люблю, где случай есть пороки пощипать»- говорил о себе Крылов, но «щипал» он как-то не больно. Ему удавалось в необидной форме показать слабости и недостатки людей. Люди узнавали себя в животных и птицах и делали выводы.
2. Басни Крылова актуальны и в наши дни, меняется время, нравы, города, но люди, с их достоинствами и недостатками остаются такими же, какими они были и во времена Крылова. Поэтому басни писателя актуальны и в наши дни, каждый может найти в них совет. Многие слова Крылова стали крылатыми, украсили собой речь образованных и воспитанных людей. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить басни мудрого И.А. Крылова и посмотреть на себя и нашу жизнь со стороны.
3. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать. И сейчас начинается 2-ая часть нашего вечера - мини-спектакль по басням Крылова.
1-ый ведущий: Давайте познакомимся с нашими командами! (командиры команд представляют свои команды, называют название и девиз)
Первая команда: “Крыловцы”.
Девиз:
Мы, «Крыловцы», не простые,
Мы ребята удалые!
Любим басни мы читать –
Ведь хотим мы лучше стать!
Вы же сильно не кричите,
Лучше слушать нас спешите.
Вторая команда: “О.крыленные”.
Девиз:
Мы- Окрыленные!
Мы хоть и не птицы,
Но нам есть чем гордиться.
С баснями Крылова мы часто встречаемся,
В нашей игре победить постараемся!
Третья команда: «Баснознайки».
Девиз: Мы прочитали басен много
И будем крепко держать оборону!
Басни Крылова стыдно не знать,
Сможем достойный ответ мы вам дать.
Ведущий 1:
Команды нам известны. Давайте теперь познакомимся с членами жюри. (Состав жюри: старшеклассники, учителя, библиотекарь).
Ведущий 2:
В каждой игре, как ни крути,
Должно быть строгое жюри.
Сегодня команды оценят, друзья, –
Библиотекарь, старшеклассники, учителя.
II. Разминка.
Ведущий 1: Итак, начинаем игру! Первый наш конкурс – разминка.
Ведущий 2: Каждой команде предстоит ответить на 7 вопросов, вопросы находятся в конвертах. Капитаны выберите свои конверты.
Вопросы 1 конверта:
1) Что такое басня? (Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный аллегорический смысл).
2) Когда и Где родился И.А. Крылов? (в 1769 году в Москве)
3) Какое наследство от отца получил Крылов? (Единственное наследство, которое оставил отец Ивану – сундучок с книгами. Его папа, хоть и не был образованным, но очень любил читать, и на последние деньги приобретал книги, очень их берёг.)
4) Назовите имя первого сочинителя басен. (ЭЗОП .VI век до н. э.)
5) Как начинается басня «Волк и ягненок»? (« У сильного всегда бессильный виноват, Тому в истории мы тьму примеров слышим,)
6) Перечислите героев басни «Квартет»
(Ответ: Осел, Козел, Мартышка, Мишка.)
7) Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?
(Ответ: Слона.)
Вопросы 2 конверта:
1) Из каких двух частей состоит басня? (1-оснновное повествование, 2- мораль)
2) Кем был отец Крылова? (скромный армейский офицер)
3) Что связывает Крылова с 1812 года с Петербургской Публичной (В 1812 г. в Петербурге открылась Публичная библиотека, и Иван Андреевич Крылов стал работать в ней библиотекарем. Когда он пришёл на службу, в русском отделе было всего 4 книги. Он начинает собирать новые русские книги, и к концу его службы их стало около тридцати тысяч экземпляров)
4) Назовите имя французского сочинителя басен (Жан деЛАФОНТЕН(1621-1695))
5) Как начинается басня «Волк на псарне»? (« Волк ночью, думая залезть в овчарню,Попал на псарню,,,)
6)Куда попал волк ночью, думая залезть в овчарню?
(Ответ: На псарню).
7) У кого к зиме «был готов и стол, и дом.»?
(Ответ: У Муравья).
Вопросы 3 конверта:
1) Что такое мораль? (нравоучительный вывод)
2) Кто научил грамоте Ванюшу Крылова? (первые уроки грамоты Ваня получил от отца – тот показал, как складывать буквы, и Ванюша сам выучился читать)
3) В каком году вышла первая книга басен Крылова? (в 1809 году в типографии Санкт-Петербурга)
4) Кто прославился стихотворными баснями в России до Крылова? (Ломоносов, Державин, Тредиаковский)
5) Как начинается басня «Демьянова уха»? («Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай". )
6) Любимое блюдо Демьяна? (Ответ: Уха).
7) Что выронила Ворона? (сыр)
Ведущий 2:
Следующий конкурс: « Здравствуй, театр!». Команды покажут нам инсценировки басен, которые они приготовили для нас.
Ведущий 1:
Мы пригласили вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняли роли.
Команды показывают свои инсценировки.
III. Конкурсная программа.
Ведущий 2: Мы благодарим команды и переходим к следующему конкурсу - «Узнай меня», командам предстоит решить кроссворд.
Кроссворд “Басни Крылова”
– Разгадайте кроссворд, составленный по басням И.А. Крылова.
1. Кто смеялся “вперёд чужой беде”? (Голубь.)
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)
3. У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”? (Муравей.)
4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. (Ворона.)
5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”? (Моська.)
6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”. (Рак.)
7. Кого “по улице водили, как будто напоказ”? (Слон.)
Ведущий 2:
Следующий наш конкурс называется « Черный ящик».
Командам предстоит узнать, что за предмет лежит в ящике и из какой басни.
Для 1 команды: с помощью этого предмета можно было увидеть « что там за рожа» (ЗЕРКАЛО).
Для 2 команды: В ящике лежит предмет, которого героиня достала с полдюжины. (ОЧКИ).
Для 3 команды: Фрукт, которым хотела полакомиться лисица. (ВИНОГРАД)
Конкурс капитанов.
Ведущий 1:
Прошу выйти на сцену капитанов команд. Им вручаются карточки, на которых написан текст, составленный из отрывков разных басен Крылова. Участникам игры необходимо выяснить, фрагменты каких произведений составляют этот текст.
Текст для капитана первой команды:
Однажды Лебедь, Рак и Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали ноты, баса, альта, две Скрипки -
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,
И у кого что силы стало,
В ушах у гостя затрещало -
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать можно».
(Басни: «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет», «Осел и Соловей», «Музыканты».)
Текст для капитана второй команды:
Зубастой Щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту пору Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок.»
По счастью близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
( Басни: «Щука и Кот», «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль».)
Текст для капитана третьей команды:
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!"
Пришли с огнем.
Отколе ни возьмись, навстречу …
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
Пустился он
В переговоры
И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
Тут бедный Фока мой,
………………………………..
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.
(«Слон и Моська», «Волк на псарне», «Волк и ягненок», «Демьянова уха» )
Ведущий 2:
Пока наши капитаны готовятся, мы продолжим игру.
Суть следующего конкурса - кто больше назовет парные заглавия басен Крылова, т. е. в названии должны быть два персонажа басен, например: «Лисица и Сурок» (команды называют названия басен по очереди, кто повторится или не сможет назвать, тот выходит, побеждает оставшаяся команда) или на листочках бумаги.
«Волк и ягненок»,
«Волк и кукушка»,
«Ворона и Лисица»,
«Кукушка и Петух»,
«Мартышка и Очки»,
«Мальчик и змея»,
«Паук и пчела»,
«Собака и лошадь»,
«Зеркало и Обезьяна»,
«Слон и Моська»,
«Кот и Повар»,
«Осел и Соловей»,
«Стрекоза и Муравей»,
«Дуб и Трость»,
«Ворона и Курица»,
«Камень и червяк»,
«Комар и пастух»,
«Волк и мышонок»,
«Волк и пастухи»,
«Лягушка и Вол»,
«Петух и Жемчужное зерно»,
«Щука и Кот»,
«Чиж и Голубь»,
«Лев и Комар»,
«Мышь и Крыса»,
«Волк и Журавль»,
«Кошка и Соловей».
Ведущий 1: Молодцы! Мы продолжаем!
Следующий наш конкурс называется «Квартет».
Вы помните , как у Крылова:
«Проказница-Мартышка, Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта*, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет…»
Так вот мы сейчас посмотрим, кто из команд годится в музыканты, а кто нет. Я вам раздаю музыкальные инструменты:
- Карамбасы /Металлические банки с фасолинами /;
- Брямс / две старые крышки от кастрюль/;
- Труля – ля-ля /свистулька/;
- Бум – бум /Перевёрнутое пустое металлическое ведро/.
Ваша задача на этих инструментах сыграть мелодию песни: 1 команда- «В траве сидел кузнечик». 2 команда- « Жили у бабуси два весёлых гуся», 3 команда- «В лесу родилась елочка»
Ведущий 1:
Кто не слышал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессменные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Ведущий 2:
Вот и подошел наш конкурс к завершению. Давайте подведем итоги. А пока наше жюри совещается, предлагаем вам посмотреть инсценировку басни «Ворона и лисица» на новый лад.
Вороне как-то бог послал еще один кусочек сыра.
Прибежала Лиса.
— Ворона, — сказала Лиса, — что вчера было помнишь?
Ворона покрепче сжала клюв.
— Я очень виновата перед тобой, — призналась Лиса, смахнув слезу. — Я солгала тебе. В корыстных целях.
Ты вовсе не так хороша. У тебя совершенно заурядные перья. Нос каких тысячи. Глаза, честно говоря,
глуповатые. А уж голос твой… даже не знаю… не стоит, право… —
Лиса замолчала.
— Нет уж, договаривай! — хрипло каркнула Ворона.
(предоставляется слово жюри)
Награждение команд.
Учитель: - А теперь пришло время показать, как вы знаете басни И.А.Крылова.
ВИКТОРИНА
1.Кому принадлежат слова?
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисице из басни «Ворона и Лисица»)
«Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)
«Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» (Волку из басни «Волк на псарне»)
«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой...» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
«Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квартет»)
2.Вспомните пропущенное слово 1.«Лисица и... (виноград)». 2.«Стрекоза и... (Муравей)». 3.«Осел и... (Соловей)». 4.«Кот и... (Повар)». 5. «Волки и... (Овцы)». 6. «Мартышка и… (зеркало)». 7.Мартышка и….(очки). 8.Кукушка и…(петух)».
3.«Мораль сей басни такова» - В какой басне была такая мораль?
1. «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и Лисица».)
2. «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)
3. «К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.»( Мартышка и очки)
4. «А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.» ( Квартет)
5. «Избави бог и нас от этаких судей.» (Осёл и соловей)
4. «Крылатые фразы.» Величайший знаток русского слова, И. А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рассуждениями. Закончить крылатую фразу.
:1.«Видит око, (да зуб неймёт)»
2.«Попрыгунья стрекоза»
3«А ларчик( просто открывался)»
4.«А Васька слушает,( да ест)» 5.«Да только воз (и ныне там)»
6. "Чем кумушек считать трудиться, (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться)?"
5. Закончить цитату из басни Крылова. Как она называется?
1. Сыр выпал - /с ним была плутовка такова/ «Ворона и Лисица».
2. У сильного - / всегда бессильный виноват/ «Волк и Ягненок».
3. Когда в товарищах согласья нет - /на лад их дело не пойдет «Лебедь, Рак и Щука».
4. Ты в се пела? Это дело - /Так поди же попляши/ «Стрекоза и Муравей».
5. Ай, Моська! Знать она сильна - /Что лает на слона/ «Слон и Моська».
6. А вы, друзья, как ни садитесь - /Все в музыканты не годитесь/ «Квартет»
V. Каждая басня имеет своих действующих лиц.
Рассмотрим иллюстрации к басням, которые вы сделали сами. Какие строчки вспоминаются?
Выберем лучших художников. Голосование присутствующих детей и учителей. Итог подводит учитель Елена Васильевна.
Учитель.
Сегодня вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И.А.Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов - актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и читал замечательно! А вот какое стихотворение посвятил Крылову поэт Михаил Исаковский, которое расскажет Терехов Денис.
.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и красивой
Народ его и родина его.
Ведущий десятиклассник.
Поэт Батюшков писал о Крылове: «Это человек - загадка, и великая!»
Ведущая десятиклассница.
А критик Белинский восхищённо заметил: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».
И, действительно, дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.
VI. Награждение.