Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 6 »
г. Нефтеюганск
Мультимедийная разработка урока русского языка 2 класс УМК « Школа 21 века »
учитель начальных классов
Камалова Раиля Ильдаровна
Тема урока :
Цель урока:
- Познакомить обучающихся с понятием «синонимы», научить осуществлять подбор синонимов.
- Развивать языковую компетентность обучающихся; мыслительные действия: анализ, сравнение, выделение главного.
- Формировать положительные мотивы учения, навыки сотрудничества, само- и взаимоконтроля.
Формируемые УУД:
Познавательные
умения находить синонимы, различать синонимы и родственные слова
Регулятивные
умения контролировать, корректировать, оценивать
Коммуникативные
умения формулировать собственное мнение, договариваться и сотрудничать с учителем и одноклассниками
Личностные
умения принимать учебную задачу, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету
Используемая технология:
проблемное обучение с выходом (частичным выходом) на исследование
.
Подходы в организации образовательного процесса:
системно-деятельностный
здоровьесберегающий
Особенности роли учителя :
координатор учебной деятельности учащихся
Методы обучения :
- проблемный частично-поисковый наглядный
- проблемный
- частично-поисковый
- наглядный
Формы деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, самостоятельная, учебный диалог
Тип урока :
урок усвоения новых знаний
Дидактическое обеспечение:
- презентация к уроку
- карточки с дифференцированными заданиями
- карты самооценивания
- карта исследования по теме
Оборудование:
- компьютер
- экран
- проектор
- документ-камера
Цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность на уроке посредством побуждения интереса детей к теме урока.
Действия учителя
Действия учеников
Организационный момент
Упражнение «Улыбнись друг другу»
Обучающимся предлагается отгадать загадку.
Объяснение критериев оценивания с помощью снежинок.
Учащиеся отгадывают загадку.
(Снежинки)
С помощью снежинок на протяжении всего урока учащиеся будут оценивать свою работу, используя определённые критерии и фиксируя результат в карте результативности
Цель: повторить однокоренные слова, актуализировать такие понятия, как «общее значение», «одинаковый корень»
Действия учителя
Действия учеников
Организация учебного диалога.
Задание: распределить слова снежинка, друг, приятель, снежный, товарищ, снег на две группы.
Учащиеся у доски распределяют слова на две группы. Выясняют, что слова первой группы называются родственными.
Проговаривают понятия «общее значение» и «одинаковый корень».
Цель: осуществить выход на учебную задачу .
Действия учителя
Действия учеников
Вопросы:
-Что общего в словах второй группы?
- Как называются эти слова?
- Какая задача урока?
Предполагаемые ответы детей:
- слова второй группы отвечают на вопрос «Кто?»
- являются именами существительными.
У учащихся затруднение.
- Задача урока: узнать, как называются эти слова.
Цель: организовать работу с целью поиска путей решения учебной задачи и фиксации новых знаний в виде модели.
Действия учителя
Действия учеников
Предлагается работа в группах.
Группам даны два текста.
Вопросы учителя:
- Работа в группе.
- Тексты различаются словами.
- Учащиеся выписывают слова: малыши, дети, детвора, ребята. Слова выставляют на карту – исследования .
- Отвечают на один и тот же вопрос и являются именами существительными .
-Близкие по значению.
-Учащиеся в группе выбирают и показывают.
Объясняют тем, что текст более красивый, точный, выразительный.
- Выпишите данные слова.
- Что общего в словах?
- Что можно сказать о значении слов?
- Какой текст понравился вам больше?
- Почему?
Действия учителя
Действия учеников
Вопросы:
- Только ли к существительным можно подобрать близкие слова по значению?
По слайду учащиеся выясняют, что не только к именам существительным можно подобрать близкие по значению слова, но и к именам прилагательным и глаголам.
Работа с картой – исследования .
Учащиеся из учебника выясняют, что такие слова называются
«словами – синонимами» и заполняют, работая в паре, модель, которая затем фиксируется на карте – исследования .
Предлагается посмотреть на слайд.
и подобрать близкие по значению слова.
Работа с учебником.
Задание: определить как называются такие слова.
Учащимся предлагается модель для заполнения.
Цель : профилактика утомления зрения и психоэмоциональная разрядка.
Действия учителя
Действия учеников
Детям на слайде предлагаются упражнения для глаз.
Дети выполняют упражнения для глаз, следя за движущимися снежинками.
Цель: выявить степень усвоения нового знания.
Зафиксировать в устной речи определения и нахождение слов- синонимов.
Действия учителя
Действия учеников
Предлагается учащимся на интерактивной доске соединить в пару слова – синонимы.
Игра «Найди свой дом»
Задача: найти домик для своего слова.
Проверка слов – синонимов.
Выяснение почему не все дети нашли для своего слова домик.
Коллективная работа с проговариванием.
У каждого ученика карточка со словами.
Обучающиеся находят для своего слова домик со словом – синонимом.
Ученики объясняют тем, что слова лишние для данных групп синонимов.
Цель: проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с моделью.
Действия учителя
Действия учеников
Учащимся предлагается для самостоятельной работы задания дифференцированного характера .
Выбрать и выполнить посильные задания.
Учащиеся выбирают те задания, которые могут выполнить без затруднения.
Цель: зафиксировать достижение поставленных целей.
Действия учителя
Действия учеников
Учитель организует рефлексию по фиксации двух признаков слов - синонимов.
Вопрос
- Ответили ли мы на поставленный вопрос в начале урока?
- Учитель предлагает учащимся выделить основные признаки слов – синонимов.
Дети дают название этой группе слов «Синонимы».
Выделяют основные признаки слов – синонимов.
Учащиеся продолжают предложения, используя знания полученные на уроке,
высказывают свое мнение.
Учитель предлагает продолжить фразу:
- Я узнал, что…..
- Мне понравилось…
- Было трудно….
Цель: оценить собственную деятельность на уроке.
Действия учителя
Действия учеников
- Для чего нужно использовать в речи слова синонимы?
- Какова их роль?
- Оцените свою работу на уроке.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учащиеся определяют по карте результативности на каких этапах они были успешны, а над чем им нужно ещё поработать.
Цель: Закрепление изученного материала
Действия учителя
Действия учеников
Учитель комментирует домашнее задание.
Домашнее задание:
Учебник стр. 12 упр. 6
Творческое задание: нарисовать рисунок к одной паре синонимов.
Дети записывают домашнее задание в дневник.
Распределите слова на две группы.
Однокоренные слова
Распределите слова на две группы.
Однокоренные слова
Тексты для работы в группах
Задание: прочитать, сравнить.
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки
- С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Карта - исследования
- малыши
- дети
- детвора
- ребята
Карта - исследования
Имена существительные
- малыши
- дети
- детвора
- ребята
Карта - исследования
Глагол
Имя
существительное
Имя прилагательное
- малыши
- дети
- детвора
- ребята
Синонимы
Карта - исследования
Глагол
Имя прилагательное
Имя
существительное
- малыши
- дети
- детвора
- ребята
Синонимы
Общее значение
Одинаковый вопрос
радостный
спешить
смелый
грусть
вьюга
волноваться
торопиться
буря
беспокоиться
веселый
тоска
мужественный
Игра « Найди свой дом»
Ребенок
Худой
Говорить
Битва
тощий
тонкий
сухощавый
истощенный
исхудалый
беседовать
толковать
рассказывать
бой
сражение
схватка
дитя
малютка
малыш
деточка
Дифференцированное задание
1 задание – соединить синонимы парами
светят жгучий
жаркий просить
клянчить сверкают
2 задание - придумать и записать три пары слов – синонимов.
3 задание – вставить слова –синонимы в текст.
КОТЕНОК
У нас во дворе я увидел крохотного котенка. Он был
такой___________, что ещё плохо ходил. Его _________лапки заплетались, _________глазки смотрели жалобно.
Однокоренные слова
Критерии оценивания
Все получилось!
Работал с хорошим настроением, но иногда ошибался .
Не все получилось…
Результативная карта
1 этап
Работа в группе
2 этап
Работа в паре
3 этап
Игра
4 этап
Задание на карточке
Критерии оценивания
Все получилось!
Работал с хорошим настроением, но иногда ошибался .
Не все получилось…
Результативная карта
1 этап
Работа в группе
2 этап
Работа в паре
3 этап
Игра
4 этап
Задание на карточке