СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийная разработка урока русского языка по теме «Слова- синонимы».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе урока лежит деятельностный подход, который реализуется через технологию проблемного обучения, методы и формы, позволяющие организовать самостоятельную, исследовательскую  деятельность детей, определение роли учителя, как координатора обучения. А также здоровьесберегающий, реализуемый согласно принципам Н. К. Смирнова через  разнообразные виды заданий, смену видов деятельности. В уроке вы увидите: игровые моменты, дифференцированные задания, задания, повышающие уровень познавательной активности детей.

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийная разработка урока русского языка по теме «Слова- синонимы».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 6 » г. Нефтеюганск Мультимедийная разработка  урока русского языка   2 класс   УМК « Школа 21 века » учитель начальных классов  Камалова Раиля Ильдаровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6 »

г. Нефтеюганск

Мультимедийная разработка урока русского языка 2 класс УМК « Школа 21 века »

учитель начальных классов

Камалова Раиля Ильдаровна

Тема урока :

Тема урока :

Цель урока: Познакомить обучающихся с понятием «синонимы», научить осуществлять подбор синонимов. Развивать языковую компетентность обучающихся; мыслительные действия: анализ, сравнение, выделение главного. Формировать положительные мотивы учения, навыки сотрудничества, само- и взаимоконтроля.

Цель урока:

  • Познакомить обучающихся с понятием «синонимы», научить осуществлять подбор синонимов.
  • Развивать языковую компетентность обучающихся; мыслительные действия: анализ, сравнение, выделение главного.
  • Формировать положительные мотивы учения, навыки сотрудничества, само- и взаимоконтроля.
 Формируемые УУД:   Познавательные умения находить синонимы, различать синонимы и родственные слова Регулятивные умения контролировать, корректировать, оценивать Коммуникативные умения формулировать собственное мнение, договариваться и сотрудничать с учителем и одноклассниками Личностные умения принимать учебную задачу, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету

Формируемые УУД:

Познавательные

умения находить синонимы, различать синонимы и родственные слова

Регулятивные

умения контролировать, корректировать, оценивать

Коммуникативные

умения формулировать собственное мнение, договариваться и сотрудничать с учителем и одноклассниками

Личностные

умения принимать учебную задачу, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету

Используемая технология: проблемное обучение с выходом (частичным выходом) на исследование  .  Подходы в организации образовательного процесса:  системно-деятельностный  здоровьесберегающий Особенности роли учителя : координатор учебной деятельности учащихся Методы обучения :  проблемный  частично-поисковый  наглядный  проблемный  частично-поисковый  наглядный Формы деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, самостоятельная, учебный диалог

Используемая технология:

проблемное обучение с выходом (частичным выходом) на исследование

.

Подходы в организации образовательного процесса:

системно-деятельностный

здоровьесберегающий

Особенности роли учителя :

координатор учебной деятельности учащихся

Методы обучения :

  • проблемный частично-поисковый наглядный
  • проблемный
  • частично-поисковый
  • наглядный

Формы деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, самостоятельная, учебный диалог

Тип урока : урок усвоения новых знаний  Дидактическое обеспечение:  презентация к уроку  карточки с дифференцированными заданиями  карты самооценивания  карта исследования по теме  Оборудование:  компьютер  экран  проектор  документ-камера

Тип урока :

урок усвоения новых знаний

Дидактическое обеспечение:

  • презентация к уроку
  • карточки с дифференцированными заданиями
  • карты самооценивания
  • карта исследования по теме

Оборудование:

  • компьютер
  • экран
  • проектор
  • документ-камера
Цель:  создать мотивацию к включению в учебную деятельность на уроке посредством побуждения интереса детей к теме урока. Действия учителя Действия учеников Организационный момент Упражнение «Улыбнись друг другу» Обучающимся предлагается отгадать загадку. Объяснение критериев оценивания с помощью снежинок. Учащиеся отгадывают загадку. (Снежинки) С помощью снежинок на протяжении всего урока учащиеся будут оценивать свою работу, используя определённые критерии   и фиксируя результат в карте результативности

Цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность на уроке посредством побуждения интереса детей к теме урока.

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент

Упражнение «Улыбнись друг другу»

Обучающимся предлагается отгадать загадку.

Объяснение критериев оценивания с помощью снежинок.

Учащиеся отгадывают загадку.

(Снежинки)

С помощью снежинок на протяжении всего урока учащиеся будут оценивать свою работу, используя определённые критерии   и фиксируя результат в карте результативности

Цель:  повторить однокоренные слова, актуализировать такие понятия, как «общее значение», «одинаковый корень» Действия учителя Действия учеников Организация учебного диалога. Задание: распределить слова снежинка, друг, приятель, снежный, товарищ, снег на две группы. Учащиеся у доски распределяют слова на две группы. Выясняют, что слова первой группы называются родственными. Проговаривают понятия «общее значение» и «одинаковый корень».

Цель: повторить однокоренные слова, актуализировать такие понятия, как «общее значение», «одинаковый корень»

Действия учителя

Действия учеников

Организация учебного диалога.

Задание: распределить слова снежинка, друг, приятель, снежный, товарищ, снег на две группы.

Учащиеся у доски распределяют слова на две группы. Выясняют, что слова первой группы называются родственными.

Проговаривают понятия «общее значение» и «одинаковый корень».

Цель:  осуществить выход на учебную задачу . Действия учителя Действия учеников Вопросы: -Что общего в словах второй группы? - Как называются эти слова? - Какая задача урока? Предполагаемые ответы детей:  слова второй группы отвечают на вопрос «Кто?»  являются именами существительными.  У учащихся затруднение. - Задача урока: узнать, как называются эти слова.

Цель: осуществить выход на учебную задачу .

Действия учителя

Действия учеников

Вопросы:

-Что общего в словах второй группы?

- Как называются эти слова?

- Какая задача урока?

Предполагаемые ответы детей:

  • слова второй группы отвечают на вопрос «Кто?»
  • являются именами существительными.

У учащихся затруднение.

- Задача урока: узнать, как называются эти слова.

Цель: организовать работу с целью поиска путей решения учебной задачи и фиксации новых знаний в виде модели. Действия учителя Действия учеников Предлагается работа в группах. Группам даны два текста. Вопросы учителя:  Что заметили? Работа в группе.   Тексты различаются словами.  Учащиеся выписывают слова: малыши, дети, детвора, ребята. Слова выставляют на карту – исследования .  Отвечают на один и тот же вопрос и являются именами существительными . -Близкие по значению. -Учащиеся в группе выбирают и показывают. Объясняют тем, что текст более красивый, точный, выразительный. - Выпишите данные слова.  Что общего в словах?  Что можно сказать о значении слов?  Какой текст понравился вам больше? - Почему?

Цель: организовать работу с целью поиска путей решения учебной задачи и фиксации новых знаний в виде модели.

Действия учителя

Действия учеников

Предлагается работа в группах.

Группам даны два текста.

Вопросы учителя:

  • Что заметили?
  • Работа в группе.
  • Тексты различаются словами.
  • Учащиеся выписывают слова: малыши, дети, детвора, ребята. Слова выставляют на карту – исследования .
  • Отвечают на один и тот же вопрос и являются именами существительными .

-Близкие по значению.

-Учащиеся в группе выбирают и показывают.

Объясняют тем, что текст более красивый, точный, выразительный.

- Выпишите данные слова.

  • Что общего в словах?
  • Что можно сказать о значении слов?
  • Какой текст понравился вам больше?

- Почему?

Действия учителя Действия учеников Вопросы: Только ли к существительным можно подобрать близкие слова по значению? По слайду учащиеся выясняют, что не только к именам существительным можно подобрать близкие по значению слова, но и к именам прилагательным и глаголам. Работа с картой – исследования . Учащиеся из учебника выясняют, что такие слова называются «словами – синонимами» и заполняют, работая в паре, модель, которая затем фиксируется на карте – исследования . Предлагается посмотреть на слайд. и подобрать близкие по значению слова. Работа с учебником. Задание: определить как называются такие слова. Учащимся предлагается модель  для заполнения.

Действия учителя

Действия учеников

Вопросы:

  • Только ли к существительным можно подобрать близкие слова по значению?

По слайду учащиеся выясняют, что не только к именам существительным можно подобрать близкие по значению слова, но и к именам прилагательным и глаголам.

Работа с картой – исследования .

Учащиеся из учебника выясняют, что такие слова называются

«словами – синонимами» и заполняют, работая в паре, модель, которая затем фиксируется на карте – исследования .

Предлагается посмотреть на слайд.

и подобрать близкие по значению слова.

Работа с учебником.

Задание: определить как называются такие слова.

Учащимся предлагается модель для заполнения.

Цель :  профилактика утомления зрения и психоэмоциональная разрядка. Действия учителя Действия учеников Детям на  слайде предлагаются упражнения для глаз.  Дети выполняют упражнения для глаз, следя за движущимися снежинками.

Цель : профилактика утомления зрения и психоэмоциональная разрядка.

Действия учителя

Действия учеников

Детям на слайде предлагаются упражнения для глаз.

Дети выполняют упражнения для глаз, следя за движущимися снежинками.

Цель:  выявить степень усвоения нового знания.  Зафиксировать в устной речи определения и нахождение слов- синонимов. Действия учителя Действия учеников Предлагается учащимся на интерактивной доске соединить в пару слова – синонимы. Игра «Найди свой дом» Задача: найти домик для своего слова. Проверка слов – синонимов. Выяснение почему не все дети нашли для своего слова домик. Коллективная работа с проговариванием. У каждого ученика карточка со словами. Обучающиеся находят для своего слова домик со словом – синонимом. Ученики объясняют тем, что слова лишние для данных групп синонимов.

Цель: выявить степень усвоения нового знания.

Зафиксировать в устной речи определения и нахождение слов- синонимов.

Действия учителя

Действия учеников

Предлагается учащимся на интерактивной доске соединить в пару слова – синонимы.

Игра «Найди свой дом»

Задача: найти домик для своего слова.

Проверка слов – синонимов.

Выяснение почему не все дети нашли для своего слова домик.

Коллективная работа с проговариванием.

У каждого ученика карточка со словами.

Обучающиеся находят для своего слова домик со словом – синонимом.

Ученики объясняют тем, что слова лишние для данных групп синонимов.

Цель:  проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с моделью. Действия учителя Действия учеников Учащимся предлагается для самостоятельной работы задания дифференцированного характера . Выбрать и выполнить посильные задания. Учащиеся выбирают те задания, которые могут выполнить без затруднения.

Цель: проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с моделью.

Действия учителя

Действия учеников

Учащимся предлагается для самостоятельной работы задания дифференцированного характера .

Выбрать и выполнить посильные задания.

Учащиеся выбирают те задания, которые могут выполнить без затруднения.

Цель:  зафиксировать достижение поставленных целей. Действия учителя Действия учеников Учитель организует рефлексию по фиксации двух признаков слов - синонимов. Вопрос Ответили ли мы на поставленный вопрос в начале урока?  Учитель предлагает учащимся выделить основные признаки слов – синонимов. Дети дают название этой группе слов «Синонимы». Выделяют основные признаки слов – синонимов. Учащиеся продолжают предложения, используя знания полученные на уроке, высказывают свое мнение. Учитель предлагает продолжить фразу:  Я узнал, что…..  Мне понравилось…  Было трудно….

Цель: зафиксировать достижение поставленных целей.

Действия учителя

Действия учеников

Учитель организует рефлексию по фиксации двух признаков слов - синонимов.

Вопрос

  • Ответили ли мы на поставленный вопрос в начале урока?
  • Учитель предлагает учащимся выделить основные признаки слов – синонимов.

Дети дают название этой группе слов «Синонимы».

Выделяют основные признаки слов – синонимов.

Учащиеся продолжают предложения, используя знания полученные на уроке,

высказывают свое мнение.

Учитель предлагает продолжить фразу:

  • Я узнал, что…..
  • Мне понравилось…
  • Было трудно….
Цель:  оценить собственную деятельность на уроке. Действия учителя Действия учеников - Для чего нужно использовать в речи слова синонимы? Какова их роль?    Оцените свою работу на уроке. Учащиеся высказывают свое мнение. Учащиеся определяют по карте результативности  на каких этапах они были успешны, а над чем им нужно ещё поработать.

Цель: оценить собственную деятельность на уроке.

Действия учителя

Действия учеников

- Для чего нужно использовать в речи слова синонимы?

  • Какова их роль?
  • Оцените свою работу на уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учащиеся определяют по карте результативности на каких этапах они были успешны, а над чем им нужно ещё поработать.

Цель: Закрепление изученного материала Действия учителя Действия учеников Учитель комментирует домашнее задание. Домашнее задание: Учебник стр. 12 упр. 6 Творческое задание: нарисовать рисунок к одной паре синонимов. Дети записывают домашнее задание в дневник.

Цель: Закрепление изученного материала

Действия учителя

Действия учеников

Учитель комментирует домашнее задание.

Домашнее задание:

Учебник стр. 12 упр. 6

Творческое задание: нарисовать рисунок к одной паре синонимов.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

Распределите слова на две группы. Однокоренные слова друг приятель товарищ снежинка снежный снег

Распределите слова на две группы.

Однокоренные слова

  • друг
  • приятель
  • товарищ
  • снежинка
  • снежный
  • снег
Распределите слова на две группы. Однокоренные слова друг приятель товарищ снежинка снежный снег

Распределите слова на две группы.

Однокоренные слова

  • друг
  • приятель
  • товарищ
  • снежинка
  • снежный
  • снег
Тексты для работы в группах Задание: прочитать, сравнить. С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки  С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Тексты для работы в группах

Задание: прочитать, сравнить.

  • С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки
  • С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
 Карта - исследования малыши дети детвора ребята

Карта - исследования

  • малыши
  • дети
  • детвора
  • ребята
 Карта - исследования Имена существительные малыши дети детвора ребята

Карта - исследования

Имена существительные

  • малыши
  • дети
  • детвора
  • ребята
 Карта - исследования Глагол Имя существительное Имя прилагательное   весёлый  радостный малыши дети детвора ребята плачет ревёт

Карта - исследования

Глагол

Имя

существительное

Имя прилагательное

  • весёлый
  • радостный
  • малыши
  • дети
  • детвора
  • ребята
  • плачет
  • ревёт
Синонимы

Синонимы

 Карта - исследования Глагол Имя прилагательное   весёлый  радостный Имя существительное малыши дети детвора ребята плачет ревёт  Синонимы Общее значение Одинаковый вопрос

Карта - исследования

Глагол

Имя прилагательное

  • весёлый
  • радостный

Имя

существительное

  • малыши
  • дети
  • детвора
  • ребята
  • плачет
  • ревёт

Синонимы

Общее значение

Одинаковый вопрос

радостный спешить смелый грусть вьюга волноваться торопиться буря беспокоиться веселый тоска мужественный

радостный

спешить

смелый

грусть

вьюга

волноваться

торопиться

буря

беспокоиться

веселый

тоска

мужественный

Игра « Найди свой дом» Ребенок  Худой  Говорить  Битва  тощий тонкий сухощавый истощенный исхудалый беседовать толковать рассказывать бой сражение схватка дитя малютка малыш деточка

Игра « Найди свой дом»

Ребенок

Худой

Говорить

Битва

тощий

тонкий

сухощавый

истощенный

исхудалый

беседовать

толковать

рассказывать

бой

сражение

схватка

дитя

малютка

малыш

деточка

Дифференцированное задание   1 задание – соединить синонимы парами светят жгучий жаркий просить клянчить сверкают 2 задание - придумать и записать три пары слов – синонимов. 3 задание – вставить слова –синонимы в текст. КОТЕНОК У нас во дворе я увидел крохотного котенка. Он был такой___________, что ещё плохо ходил. Его _________лапки заплетались, _________глазки смотрели жалобно.

Дифференцированное задание

1 задание – соединить синонимы парами

светят жгучий

жаркий просить

клянчить сверкают

2 задание - придумать и записать три пары слов – синонимов.

3 задание – вставить слова –синонимы в текст.

КОТЕНОК

У нас во дворе я увидел крохотного котенка. Он был

такой___________, что ещё плохо ходил. Его _________лапки заплетались, _________глазки смотрели жалобно.

Однокоренные слова друг приятель товарищ снежинка снежный снег

Однокоренные слова

  • друг
  • приятель
  • товарищ
  • снежинка
  • снежный
  • снег
Критерии оценивания Все получилось! Работал с хорошим настроением, но иногда ошибался . Не все получилось…

Критерии оценивания

Все получилось!

Работал с хорошим настроением, но иногда ошибался .

Не все получилось…

Результативная карта 1 этап Работа в группе 2 этап Работа в паре 3 этап Игра 4 этап Задание на карточке

Результативная карта

1 этап

Работа в группе

2 этап

Работа в паре

3 этап

Игра

4 этап

Задание на карточке

Критерии оценивания Все получилось! Работал с хорошим настроением, но иногда ошибался . Не все получилось…

Критерии оценивания

Все получилось!

Работал с хорошим настроением, но иногда ошибался .

Не все получилось…

Результативная карта 1 этап Работа в группе 2 этап Работа в паре 3 этап Игра 4 этап Задание на карточке

Результативная карта

1 этап

Работа в группе

2 этап

Работа в паре

3 этап

Игра

4 этап

Задание на карточке