9 класс
План урока.
1.Литература.
2.Живопись.
3.Скульптура.
4.Архитектура.
Задание на урок.
Чем объяснить взлет русской культуры во 2-й половине 19 века?
1.Литература.
Во 2-й пол.19 в. Русская литература сохранила свои ведущие позиции.
Основным художествен-ным направлением стал критический реализм. Особенно сильно он проявился в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедри на.В его произведениях все человеческие поро-ки доведены до предела
В произведениях Ф.М.Дос-тоевского показаны унижение,бесправие и трагедия,«маленькой личности».
В.Перов.
Портрет
Ф.М.Достоевского.
1.Литература.
Писатель используя пси-хологический анализ показывает,как подав-ление личности доводит ее до преступление, но его симпатии на сторо-не бесконечно добрых людей,а не бунтарей.
В творчестве Л.Н.Толсто-го выносится беспощад-ный приговор морали, ценностям и устоям существующего общес-тва,раскрываются сло-жнейшие психологичес-кие нюансы человечес-кой души.
Эту линию развил в своих пьесах А.П.Чехов.
И.Репин.
Л.Н.Толстой на отдыхе
в лесу.
1.Литература.
В романах И.С.Тургенева предпринята попытка показать обобщенный портрет «героя нашего времени». Симпатизи-руя революционерам ав тор,опасается, что разру шение старого общества становится для них са-моцелью.
Эта же тема была с особой остротой раскрыта в романе Ф.Достоевского «Бесы».
Н.А.Некрасов ставший од- ним из духовных вож-дей молодежи раскрыл в своем творчестве тему народной жизни.
И.С.Тургенев.
Карандашный рисунок
Полины Виардо.
2.Живопись.
В.Перов.
Чаепитие в
Мытищах.
Основным направлением русской живописи 2-й пол. 19 в.стал критический реализм.В полотнах В.Г.Пе -рова показаны неприглядные стороны российской действительности-деградация духовенства, чванст-во и пустота высших сословий,невежество забитых нуждой народных масс. В1863 г. группа выпускни-ков АХ отказалась писать картины на темы скан-динавского эпоса, заявив что в русской действите-льности есть более достойные темы.В 1870 г.они со-здали Товарищество передвижных художествен-ных выставок.
2.Живопись.
И.Крамской
Неизвестная.
Теоретиком «передвижников» стал И.Н.Крамской, со-здавший целую галерею портретов деятелей русс-кой культуры.В товарищество вошли-Н.Ге,А.Сав-расов,,И.Шишкин,бр.Маковские,В.Перов,И.Репин,В.Суриков,В.Васнецов и др.Вершиной реализма стало творчество И.Репина и В.Сурикова.Их рабо-ты пронизанные социальным протестом и создают обобщенный образ русского народа.В картинах ис-торической тематики,авторы выбирали перелом-ные моменты русской истории и наиболее яркие личности.
2.Живопись.
И.Шишкин.
Утро в сосновом
лесу.
К жанру русского фольклора обратился В.Васнецов. Его картины проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и философскими размы- шлениями об исторической судьбе русского народа.
В работах И.Шишкина,А.Куинджи,А.Саврасова,И.Ле-витана объектом внимания становится русский пейзаж, красота и могущество родной природы.
3.Скульптура.
В сер.19 в.были созданы яркие скульптурные па мятники.
М.Антокольский,примы-кавший к передвижни-кам, проявлял огром-ный интерес к русской истории.
Украшением его творчес-тва стали скульптур-ные портреты И.Гроз-ного, Петра I , Ярослава Мудрого,Ермака.
М.Микешин создал в Нов-городе величественный памятник- «Тысячеле-тие России».
М.Микешин.
Тысячелетие России.
3.Скульптура.
Он был создан на на-родные деньги и от-крыт в 1862 г.
Опыт подписки на со-оружение монумен-тов был признан удачным, и в 1880 г. в Москве был отк-рыт памятник А.С. Пушкину, отлитый по проекту известно-го скульптора А.Опе кушина.
А.Опекушин.
Памятник
А.С.Пушкину.
4.Архитектура.
В архитектуре на сме-ну классицизму при-шла эклектика. Ар-хитекторы искали новые формы в со-четании элементов готики ренессанса, барокко и др.стилей.
Широко распростра-няется так называе-мый «неорусский стиль»-здания укра- шаются шатрами,ба шенками, «узорочь-ем» и т.д.
А.Семенов.В.Шервуд.
Здание Исторического
музея.
4.Архитектура.
А.Померанцев.
Верхние торговые
ряды(здание ГУМ).
В этом стиле построены здания Историческо-го музея(Семенов,Шервуд),Городской думы (Чичагов), Верхних торговых рядов.новые строительные материалы привели к тому, что на первый план вышли идеи рациона-льной архитектуры-техническая и функци-ональная целесообразность.