Воображение и его развитие у детей раннего и дошкольного возраста
Вопросы по теме:
1.
Общая характеристика воображения;
2.
Способы создания образов воображения;
3.
Характеристика видов воображения;
Предпосылки развития воображения
в раннем возрасте;
4.
5.
Развить воображение в дошкольном возрасте.
1. Общая характеристика воображения
Воображение - психический познавательный процесс, характеризующийся активным преобразованием имеющихся представлений об окружающей действительности и выражающийся в построении новых образов и их сочетаний.
2
Основные функции:
благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале строит программу её разрешения, образ желаемого результата, а затем на основе этого образа осуществляет практические действия;
во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образных представлений;
основу эмоциональной саморегуляции составляет использование для достижения желаемых состояний образов, их обусловливающих;
Регуляция деятельности и поведения
Представление в психике действительности в образах
Управление эмоциональными состояниями
Общие характеристики воображения и мышления:
-опосредствованность уровнем развития самосознания человека;
-связь с опосредствованным отражением действительности;
-направленность на создание нового знания путём активной переработки прошлого опыта.
2
Отличительные характеристики воображения и мышления:
-основным содержанием воображения выступают образы, конкретные представления, а мышления – понятия;
-мышление возможно в ситуации, когда имеются исходные данные, благодаря воображению человек может решать задачи высокой степени неопределённости.
2
2. Способы создания образов воображения
комбинирование:
агглютинация:
акцентирование:
представляет собой комбинацию, «склеивание» разных объектов или разных свойств объектов в один образ (часто используется в искусстве, техническом творчестве);
представляет создание нового образа, в котором сочетаются отдельные элементы разных образов;
в создаваемом образе какой-либо элемент выделяется и особо подчеркивается.
2
При акцентировании могут использоваться различные приёмы:
- утрирование: намеренное подчеркивание особенностей внешности м поведения;
- гиперболизация: преувеличение образа по сравнению с реальным объектом;
-литота: это преуменьшение образа по сравнению с реальным объектом
- типизация: обобщение и эмоциональное насыщение образа (наблюдаются при создании художественного образа).
СПОСОБЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Мысленное усиление образов
Вычленение образа предмета
Мысленное ослабление образов
Изменение величины объектов
Перенос на другие объекты
Соединение частей объектов
Создание образов на основе обобщений
Конструирование предмета
2
3. Характеристика видов воображения
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЙ
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УЧАСТИЯ ВОЛИ
ПРОИЗВОЛЬНОЕ
РЕПРОДУКТИВНОЕ
ПО ХАРАКТЕРУ СОЗДАВАЕМОГО ОБРАЗА
ТВОРЧЕСКОЕ
10
4. Предпосылки развития воображения в раннем возрасте
В качестве основных показателей развития воображения в раннем детстве выделяются:
-разнообразие придумывания сюжетов;
-действие в воображаемой ситуации;
-самостоятельный выбор предметов-заместителей;
-гибкость в изменении функции и названия предметов;
-оригинальность замещения игровых действий;
-критичность к предлагаемым взрослым вариантам замещения.
11
5. Развитие воображения в дошкольном возрасте
первая стадия (от 2-х до 4-х лет) характеризуется преобладанием непроизвольного характера возникновения представлений.
В развитии воображения выделяются 2 стадии:
вторая стадия (от 4-х до 6-ти лет) связана с появлением активных форм воображения, когда оно становится произвольным.
11
Функции воображения в дошкольном возрасте:
аффективно-познавательная
познавательно-интеллектуальная
аффективно-защитная
функция воображения связана с осознанием ребёнком своего «Я».
(связана с приобретением информации об окружающем мире и формированием практических навыков у ребенка). Данная функция позволяет ребёнку: заполнить пробелы в знаниях; объединить разрозненные впечатления в единую целостную картину мира; удовлетворять познавательные потребности; эмоционально участвовать в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни; планировать свои действия.
(регуляция психического состояния маленького человека).
11
«Каждый ребёнок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребёнок»
А.Шопенгауэр
Воображение непосредственно связано творческой деятельностью человек. В дошкольном возрасте развитие творческого воображения имеет свою специфику.
Мышление обеспечивается избирательность в преобразование впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач. Воображение значительно расширяет границы познания , позволяет дошкольников "участвовать" в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни.
11
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может. Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом подчас смешивая сказочные и реальные образы.
В словесном творчестве дошкольника оказываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребёнок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни. В 5-7 лет дети создают воображаемые игры.У детей 3-4 лет воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти.
11
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов.
Возникновение и развитие воображения - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребёнка механизмы воображения.
11
Спасибо За Внимание!
11