СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мультимедийные интерактивные упражнения по русскому языку для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены упражнения по русскому языку, разработанные с помощью конструктора LearningApps.org. Цель: повышение мотивации обучающихся к учебному материалу по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Мультимедийные интерактивные упражнения по русскому языку для 5 класса»







Мультимедийные интерактивные упражнения

по русскому языку для 5 класса

(дидактический материал)







Гладкова Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

1кв. категория,

СП Путинская школа


















2020г.













Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3

    1. Введение…………………………………………………………………………3

    2. Методика использования предложенного материала………………………...4

    3. Описание опыта использования дидактического материала………………....5

    4. Заключение………………………………………………………………………8

  2. Используемые источники…………………………………………………………...8

  3. Приложения………………………………………………………………………….9














































  1. Пояснительная записка

    1. Введение


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов в среднем и старшем звене.

В процессе преподавания русского языка и литературы в школе в современных условиях одной из часто встречающихся проблем, стоящих перед педагогом, является низкая заинтересованность учащихся в учебном процессе. Выявляя причины столь низкого интереса учащихся к учебному процессу, приходим к выводу, что проблема состоит в неразрешённом противоречии между естественным желанием детей приобщиться ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения, особенно в части вариантности источников получения информации. Выяснилось, что интересы большинства учащихся, так или иначе, связаны с компьютерными технологиями.

Ещё одна тенденция – недостаточное внимание к активному восприятию и осмыслению знаний учащимися, недостаточность применения специальных приемов для активизации познавательного интереса. В этом серьезный недостаток современного обучения и один из возможных резервов его дальнейшего совершенствования.

Для успешного решения проблемы необходимо снять существующее противоречие, и средством для этого должны стать компьютерные технологии.

Действительно, информационно – коммуникационные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры учителя и ученика. Поэтому необходимым и актуальным является использование на уроках русского языка и литературы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что позволяет приблизиться к решению задач, предъявляемых новыми стандартами (ФГОС): обучающих и развивающих (пробудить интерес к русскому языку и литературе, способствовать развитию орфографической зоркости, навыков анализа и интерпретации художественного текста в соответствии с авторским замыслом, развивать связную монологическую речь учащихся и др.), воспитательных (воспитывать желание слышать и слушать (понимать) собеседника, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию), то есть творчески и продуктивно реагировать на изменения, происходящие в современном обществе, оставаясь при этом человеком с богатым внутренним миром.

Один из методов ИКТ, который позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся на уроках русского языка, это мультимедийные интерактивные упражнения, разработанные с помощью конструктора LearningApps.org. (Это бесплатный образовательный конструктор, который позволяет легко и быстро разрабатывать мультимедийные интерактивные упражнения, а затем использовать их в образовательном процессе).

Цель моей работы: создание мультимедийных интерактивных упражнений по русскому языку для 5 класса с целью повышения мотивации обучающихся к учебному материалу по русскому языку.

Перед собой ставила следующие задачи:

  1. Изучение методической литературы по данному вопросу;

  2. Знакомство с инструкцией создания интерактивных упражнений с использованием различных модулей.

  3. Сбор языкового материала, разработка заданий.

  4. Создание интерактивных упражнений с использованием различных модулей;

  5. Использование на уроках русского языка мультимедийных интерактивных упражнений;

  6. Определение критериев мониторинга;

  7. Проведение мониторинга. Анализ полученных результатов.


Дидактический материал по теме: «Мультимедийные интерактивные упражнения по русскому языку для 5 класса» является переработкой имеющих текстовых материалов в цифровой формат. Новизна заключается в выборе модуля для создания упражнения, в его оригинальности. Хотя вы скажете, что сейчас достаточно много различных дисков с интерактивными упражнениями. Да, но предложенный конструктор LearningApps.org. позволяет быстро создать интерактивное учебное задание в игровой форме и при желании заменить или усложнить учебный материал.

В результате использования на уроке мультимедийных интерактивных упражнений у обучающихся появляется живой интерес к уроку русского языку, к учебному материалу, что способствует успешному формированию как предметных, так и метапредметных результатов обучающихся 5 класса.


1.2. Методика использования предложенного материала


Для создания мультимедийных интерактивных упражнений используются слова, словосочетания, предложения, тексты. В зависимости от цели урока или его определённого этапа выбирается модуль упражнения, задаётся языковой материал. Например, по теме: «Проверяемая безударная гласная в корне слова» с целью проверки у обучающихся умения подбирать проверочные слова создаётся упражнение «Угадай-ка» (Пазлы) (https://learningapps.org/display?v=p5kk66jq217 ). Обучающимся необходимо соотнести слово с определённой буквой, которую нужно вставить на месте пропуска. Чтобы осуществить эту мыслительную операцию, детям нужно подобрать проверочное слово, а затем дать правильный ответ. В противном случае, картинка не откроется.

Для формирования мотивации к изучению темы: «Имя существительное как часть речи» может использоваться игра «Счастливый случай» (https://learningapps.org/display?v=pqnp5scpa17) . Упражнение создаётся на основе учебного материала, который обучающимся 5 класса ещё незнаком, а именно: род несклоняемых имён существительных, склонение существительных, имеющих форму только множественного числа и т.д. Игра начинается с простого вопроса (выбери слово, которое является именем существительным), по мере повышения цены, задания усложняются (какое несклоняемое существительное относится к мужскому роду, какое существительное в форме множественного числа имеет в родительном падеже окончание –ов и т.д.). Дети проигрывают, так как предложенные вопросы на учебный материал, который только предстоит изучить. После игры в процессе беседы обучающиеся определяют для себя границу знания и незнания и выходят на целеполагание.

Мультимедийные интерактивные упражнения разнообразны («Угадай-ка» (пазлы), игра «Счастливый случай», «Установи порядок», Классификация, «Викторина», игра «Скачки», «Найди слово», «Кроссворд», «Найди пару», «Найди на карте», «Вставь пропущенное слово» и т.д.), их можно чередовать. Также легко переработать, изменив языковой материал. В создании данные упражнения просты. Предназначены для обучающихся с 1 по 11 класс, и даже для педагогов и родителей. Также использовать интерактивные упражнения можно на уроках различных учебных предметов: гуманитарных, математических, естественно научных и т.д. Применяются при проверке знаний, умений, навыков; при закреплении, обобщении и систематизации учебного материала; при открытии новых знаний.


1.3. Описание опыта использования дидактического материала

Фрагмент урока по теме: «Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»».

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технологии: здоровьесберегающие, сотрудничества, проектно – исследовательские методы.

Предметные результаты: учиться создавать текст – описание, редактировать написанное.

Метапредметные результаты: коммуникативные – использовать адекватные языковые средства для создания речевого высказывания, творческого задания; регулятивные – проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; познавательные – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, приёмов редактирования текста.

Личностные: формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, образца, интерактивного упражнения.

I.Мотивационный этап. Подготовка к восприятию нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Беседа:

Любите путешествовать? Куда?

Мы можем совершить путешествие в лес?

Что на уроке нам поможет совершить путешествие в лес?

Какой мы посетим лес? В какое время года?

Чем вам нравится зимний лес?


Молодцы!

Многие русские поэты воспевали красоту зимнего леса, восторгаясь, восхищаясь ею. Вспомним стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…».

Не только поэты и писатели, но и художники восхищались зимним лесом.

Задание. Перед вами текст И. Грабаря- русского художника. В тексте пропущены слова. Вставьте пропущенные слова – синонимы, эпитеты.

Не забывайте обращаться к подсказкам. Работу осуществляем в парах. (Интерактивное упражнение проецируется на доску. Для удобства можно подойти к доске или сесть поближе, заранее формируется пространство класса. Урок можно провести в компьютерном классе, где каждый бы учащийся индивидуально поработал над текстом.)



Беседа по тексту:

О чём текст? Какова его основная мысль? Как озаглавим?

Скажите, с какой целью мы с вами совершаем такое увлекательное путешествие в зимний февральский лес?

Правильно, будем писать сочинение по картине. А о каком художнике поведём речь?

Как вы думаете, обращаясь к тексту Грабаря, что будет изображено на его картине?

Какую цель мы поставим на урок?

Ответы на вопросы:

Любим путешествовать в города и сёла…

Да, можно путешествовать в лес.


Мы будем читать тексты, рассматривать репродукции картин художников.

Возможно, в зимний лес.


Деревья, словно в сказке, покрыты снегом, будто одеты в белые шубы и шапки. Снег, мягкий, пушистый, ковром окутал землю…





Один из подготовленных учеников читает.






Учащиеся работают над интерактивным упражнением. (https://learningapps.org/display?v=pxmvrgmkt17) Пользуясь подсказкой, вставляют слова.

Затем осуществляется проверка и обсуждение результатов.









Текст о зимнем февральском лесе.

И. Грабарь восхищается увиденным пейзажем. Об этом говорят слова - эпитеты (необыкновенный, чудесный, лазоревый, жемчужный и т.д.)

Предположим, что мы будем писать сочинение по картине или по личным впечатлениям.


Будем говорить о художнике И. Грабаре.



На его картине будет изображён зимний лес.


Учиться создавать текст по картине.


Мультимедийные интерактивные упражнения можно использовать как при фронтальной форме обучения, так и при коллективной и индивидуальной (в качестве домашнего задания).

Целесообразно привлекать обучающихся к созданию интерактивных упражнений, предварительно познакомив их с алгоритмом работы. Также материал возможно использовать в проектной деятельности обучающихся.

Эффективнее применять данные упражнения в классе с интерактивной доской. (Обычно я предлагаю детям подойти к доске. Встав полукругом, учащиеся выполняют упражнения, обсуждая варианты ответов).

Под воздействием данных упражнений обучающиеся на уроке активно включаются в образовательный процесс, у детей появляется желание знакомиться с учебным материалом, чтобы затем легко и быстро выполнять интерактивные упражнения. А ещё большее желание самим принять участие в создании данных упражнений. Этот живой интерес к предмету – залог успешной подготовки к ГИА.


1.4. Заключение.

Результаты исследования мотивации к изучению предмета русского языка, проведённого среди обучающихся 5 класса, показывают, что уровень мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка вырос. (Приложение 2). В сентябре очень высокую мотивацию к изучению русского языка имеют 41% обучающихся, в ноябре - 53%. Качество знаний по русскому языку по результатам внешнего мониторинга остаётся стабильно высоким (приложение 2): в 4 классе -100% , в начале 5 класса – 94,1% .

В перспективе продолжу создавать мультимедийные интерактивные упражнения для 6-7 классов. Продумаю организацию проектной деятельности обучающихся 5 класса на тему: «Я создаю мультимедийные интерактивные упражнения по русскому языку».


  1. Используемые источники

  1. Занимательные материалы по русскому языку. Арсирий А.Т., Москава, «Просвещение»,1995г.

  2. Весёлая грамматика, Волина В., Издательство «Знание», Москва, 1995г.

  3. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя.// Педагогика.-2003.-№8.

  4. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе //Педагогика.-2003.- №9.

  5. www.Infourok.ru Никитаева Н.Ф. ИКТ как эффективное средство реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы в среднем и старшем звене.

  6. www. doronina-ek.ucoz.ru Доронина Е.В. Методическое пособие по созданию интерактивных заданий с помощью конструктора LearningApps.org

  7. http://www.zpu-journal.ru/ Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младших школьников // Проблемы педагогики и психологии, №3, 2008г.














Приложения




















Приложение 1

https://learningapps.org/display?v=p19od863a17

https://learningapps.org/display?v=pd01hrzij17





https://learningapps.org/display?v=pw0d53s1t17



https://learningapps.org/display?v=pupam6esk17

https://learningapps.org/display?v=p5kk66jq217

https://learningapps.org/display?v=p8gpoi1bk17



https://learningapps.org/display?v=pyjjvfdhk17

https://learningapps.org/display?v=pqnp5scpa17



https://learningapps.org/display?v=puaysth3317



https://learningapps.org/display?v=pes99qynk17

https://learningapps.org/display?v=pgxx9rvga17



https://learningapps.org/display?v=par70jonv17

https://learningapps.org/display?v=p7g2n69uk17

https://learningapps.org/display?v=p77zzsv1c17



https://learningapps.org/display?v=p0cc7npia17

https://learningapps.org/display?v=p96oawitc17













https://learningapps.org/display?v=pwgmzywgt17



https://learningapps.org/display?v=pz40azopc17



https://learningapps.org/display?v=puu9fza3c17



https://learningapps.org/display?v=pmjtcgbm517



https://learningapps.org/display?v=pv2vfw7e317



https://learningapps.org/display?v=pwdunjh0317





https://learningapps.org/display?v=pxmvrgmkt17



https://learningapps.org/display?v=p35vo1hw317





Приложение 2

Исследование мотивации к изучению предмета русского языка






Всероссийские проверочные работы (4 класс)

Дата:

18.04.2017

Предмет:

Русский язык

Статистика по отметкам


Максимальный первичный балл: 38


ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5


Вся выборка

1343844

3.8

21.7

45.7

28.8


Пермский край

25418

2.8

20.5

48.8

27.9


Верещагинский муниципальный район

454

0.22

14.1

48.9

36.8


(sch590302) МБОУ «Путинская СОШ»

15

0

0

40

60



ВПР октябрь 2017. 5 класс

Дата:

26.10.2017

Предмет:

Русский язык

Статистика по отметкам


Максимальный первичный балл: 15


ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5


Вся выборка

1171399

6.4

25

40.2

28.3


Пермский край

24958

4.6

22.8

43.3

29.3


Верещагинский муниципальный район

454

2.2

24.9

51.3

21.6


(sch590302) МБОУ «Путинская СОШ»

17

0

5.9

64.7

29.4











Директор МБОУ «Путинская СОШ» Решетников С.В.



Приложение 3

«Исследование мотивации к изучению предмета русского языка»

Анкета для учащихся

Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе. Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».

Индивидуальный бланк ответов


с выска-зыванием полностью согласен

(5 баллов)


с выска-зыванием больше согласен,

чем

не согласен

(4 балла)

ни «да»,

ни «нет» - нечто среднее;

(3 балла)

с выска-зыванием больше

не согласен,

чем согласен

(2 балла)

с выска-зыванием полностью

не согласен

(1 балл)

  1. Данный предмет мне интересен






  1. Мне нравится как преподает учитель






  1. Предмет заставляет меня думать






  1. Я могу применять в жизни знания по этому предмету.






  1. Я получаю удовольствие при изучении предмета






  1. Знания по предмету позволяют мне больше узнать об окружающем мире






  1. Я принимаю участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях по этому предмету.






  1. Знания по этому предмету понадобятся мне в моей будущей профессии.






  1. На уроках по этому предмету я часто отвечаю, выступаю с докладами, работаю в группе.






  1. Для меня на уроках по этому предмету важнее узнавать, понимать, разбираться в материале, чем получать отметки.






Итого:






Обработка результатов:

Все баллы суммируются. Общее количество баллов позволяет сделать вывод об уровне развития мотивации к изучению предмета.



Интерпретация результатов:

41 – 50 баллов – очень высокая мотивация к изучению предмета

31 – 40 - баллов – высокая мотивация к изучению предмета

21 - 30 баллов – средняя мотивация к изучению предмета

11 - 20 баллов - низкая мотивация к изучению предмета

0 – 10 баллов - очень низкая мотивация к изучению предмета







21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!