Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Ожев Р.М./
От «__»____2018 г. «___»____________2018 г. Приказ № _______
От «____»______2018 г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 7 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Разработала:
Айрумова М. А.,
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории
х.Чернышев
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Русский (родной) язык, В.В. Воронкова, раздел «Грамматика, правописание и развитие речи», 2001.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Планируемые предметные результаты освоения письма и развития речи:
Обучающиеся должны уметь:
-Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов.
-Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.
-Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова.
-Различать части речи.
-Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение.
-Писать изложение и сочинение.
-Оформлять деловые бумаги.
-Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Обучающиеся должны знать:
-Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения.
-Название частей речи, их значение.
-Наиболее распространенные правила написания слов.
Основное содержание
Количество часов в год-104 (4часа в неделю)
Количество учебных недель-26
7 класс
Повторение.(9ч) Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Состав слова.(14ч.) Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Части речи.(48ч.)
Имя существительное(13ч.). Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное.(6ч.) Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде , числе и падеже.Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Местоимение.(14ч.) Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол.(15ч.) Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам ( настоящее, прошедшее, будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –ишь, -шься.
Изменение глаголов в прошедшем по родам и числам.
Глаголы на –ся (сь).
Предложение.(17ч.) Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинаний в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союза и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Повторение.(15ч.) Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в корне слова. Части речи (прилагательное, существительное, глагол, местоимение). Правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных. Склонение личных местоимений. Правописание глаголов. Простое предложение и сложное предложение.
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема | Всего часов | Дата проведения (планирования) | Дата проведения (фактическая) |
| Повторение (9ч.) | | | |
1 | Предложение. | 1 | | |
2 | Простое предложение. | 1 | | |
3 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 | | |
4 | Однородные члены предложения | 1 | | |
5 | Однородные члены предложения | 1 | | |
6 | Сложное предложение | 1 | | |
7 | Союзы и, а, но в сложных предложениях и знаки препинания. | 1 | | |
8 | Контрольный диктант по повторению. | 1 | | |
9 | Работа над ошибками. Развитие речи. Деформированный текст | 1 | | |
СОСТАВ СЛОВА 14 ЧАСОВ | |
10 | Корень и однокоренные слова. | 1 | | |
11 | Приставка - значимая часть слова. Правописание разделительного ъ после приставок. | 1 | | |
12 | Суффикс - значимая часть слова. | 1 | | |
13 | Окончание - значимая часть слова. | 1 | | |
14 | Развитие речи. Рассказ по плану. | 1 | | |
15 | Правописание безударных гласных в корне | 1 | | |
16 | Правописание звонких и глухих согласных в корне | 1 | | |
17 | Правописание непроизносимых согласных в корне | 1 | | |
18 | Гласные и согласные в приставках | 1 | | |
19 | Правописание приставок и предлогов | 1 | | |
20 | Правописание приставок и предлогов | 1 | | |
21 | Сложные слова. Соединительные гласные о – е в сложных словах | 1 | | |
22 | Контрольная работа по теме «Состав слова» | 1 | | |
23 | Анализ диктанта. Упражнения на закрепление | 1 | | |
ЧАСТИ РЕЧИ 48 ЧАСОВ | |
24 | Имя существительное-18ч. Имя существительное. Роль в предложении | 1 | | |
25 | Основные грамматические категории. Род, число, падеж имен существительных. | 1 | | |
26 | Склонение имен существительных в единственном числе | 1 | | |
27 | Склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения в единственном числе. | 1 | | |
28 | Склонение имен существительных в единственном числе .Правописание падежных окончаний имён существительных 2 склонения в единственном числе. | 1 | | |
29 | Склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён существительных 3 склонения в единственном числе. | 1 | | |
30 | Контрольный диктант на тему: «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа». | 1 | | |
31 | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных | 1 | | |
32 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | | |
33 | Правописание падежных окончаний существительных. Самостоятельная работа | 1 | | |
34 | Правописание имен существительных в Р.п. мн.ч. с шипящей на конце. Подготовка к диктанту. | 1 | | |
35 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | |
36 | Работа над ошибками. Упражнения на закрепление. | 1 | | |
37 | Имя прилагательное 6часов. Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи. | 1 | | |
38 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. | 1 | | |
39 | Склонение имён прилагательных в единственном числе | 1 | | |
40 | Склонение имён прилагательных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа | 1 | | |
41 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | | |
42 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных | 1 | | |
43 | Местоимение20часов.Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи | 1 | | |
44 | Упражнения в правильном соотнесении местоимения с именем существительным | 1 | | |
45 | Единственное и множественное число личных местоимений | 1 | | |
46 | Лицо и число местоимений | 1 | | |
47 | Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица | 1 | | |
48 | Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица | 1 | | |
49 | Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица | 1 | | |
50 | Склонение и правописание личных местоимений 3 лица единственного числа | 1 | | |
51 | Склонение и правописание личных местоимений 3 лица единственного числа | 1 | | |
52 | Склонение и правописание личных местоимений множественного числа | 1 | | |
53 | Самостоятельная работа по правописанию местоимений | 1 | | |
54 | Развитие речи. Заметка в стенгазету на тему: «Выбор профессии». | 1 | | |
55 | Контрольный диктант на тему: «Местоимение». | 1 | | |
56 | Работа над ошибками. Повторение. Части речи. Местоимение | 1 | | |
57 | Глагол15часов. Роль глаголов в речи. | 1 | | |
58 | Изменение глаголов по времени (настоящее время) | 1 | | |
59 | Изменение глаголов по времени (прошедшее и будущее время). | 1 | | |
60 | Изменение глаголов по времени (прошедшее и будущее время). | 1 | | |
61 | Изменение глаголов по числам. | 1 | | |
62 | Изменение глагола по родам и числам | 1 | | |
63 | Частица НЕ с глаголами | 1 | | |
64 | Изменение глаголов по лицам (1-ое лицо). | 1 | | |
65 | Изменение глаголов по лицам (2-ое лицо). | 1 | | |
66 | Изменение глаголов по лицам (3 лицо). | 1 | | |
67 | Правописание личных окончаний глаголов во 2-ом лице единственного числа | 1 | | |
68 | Правописание глаголов 3-его лица. | 1 | | |
69 | Правописание глаголов на –тся и –ться. | 1 | | |
70 | Правописание глаголов. Тренировочные упражнения | 1 | | |
71 | Контрольный диктант на тему: «Глагол». | 1 | | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ 17 ЧАСОВ | |
72 | Простое и сложное предложение | 1 | | |
73 | Тренировочные упражнения | 1 | | |
74 | Главные члены предложения в простом и сложном предложении | 1 | | |
75 | Простое предложение с однородными членами предложения | 1 | | |
76 | Бессоюзные перечисления однородных членов предложения. Подготовка к самостоятельной работе | 1 | | |
77 | Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в простом предложении». | 1 | | |
78 | Однородные члены предложения с одиночным союзом -и-. | 1 | | |
79 | Однородные члены предложения с повторяющимся союзом -и-. | 1 | | |
80 | Союзы а, но при однородных членах предложения. | 1 | | |
81 | Развитие речи. Письмо-поздравление | 1 | | |
82 | Сложное предложение | 1 | | |
83 | Сложное предложение с союзом и,а,но. | 1 | | |
84 | Сложное предложение без союзов. Подготовка к самостоятельной работе | 1 | | |
85 | Контрольная работа по теме: «Знаки препинания в простом и сложном предложении». | 1 | | |
86 | Обращение. | 1 | | |
87 | Знаки препинания при обращении | 1 | | |
88 | Развитие речи. Деловое письмо. Объявление. | 1 | | |
ПОВТОРЕНИЕ 15 ЧАСОВ | |
89 | Состав слова. | 1 | | |
90 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | | |
91 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | | |
92 | Части речи (прилагательное, существительное, глагол, местоимение) | 1 | | |
93 | Части речи (прилагательное, существительное, глагол, местоимение) | 1 | | |
94 | Правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных. | 1 | | |
95 | Склонение личных местоимений. Правописание глаголов | 1 | | |
96 | Простое предложение и сложное предложение. Подготовка к диктанту | 1 | | |
97 | Контрольный диктант (итоговый). | 1 | | |
98 | Анализ диктанта. | 1 | | |
99-100-101-102-103 | Упражнения на закрепление. | 5 | | |
104 | Итоговый урок. | 1 | | |
Приложение№1
Оценочные материалы
Урок 8
Диктант
На лесной поляне ещё греет солнце, а на опушке леса уже поселилась прохлада. Подросла за лето дичь. Зацвели сосны и ели. Дохнет ветерок, и ложится на золотую сушь рыжих иголок жёлтая пороша.
Лесные травы – по пояс. Синеют колокольчики, белеют ромашки. Душа радуется лесному урожаю. Сколько здесь жёлудей, орехов, ягод! Но лес уже умолк. Стихли певчие птицы, но ещё трещат кузнечики и сверчки.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: греет, радуется.
Контрольные вопросы и задания по теме «Состав слова» (урок 22)
(7 класс)
Выполнил_________________ дата___________класс_________
Что такое корень слова?
общая часть родственных (однокоренных слов)
всё слово целиком
часть слова без окончания и суффикса.
Вставь пропущенные буквы:
Т…жёлый, т…шина, у…кий, цв…тной, сапо…ник, поез…ка.
Выдели приставку в словах:
Выход, поход, ход, ходок.
Составь сложное слово:
паро лёт
само мор
мухо лов
само воз
рыбо вар
Урок 30
Правописание падежных окончаний имен существительных.
«Редкая гостья»
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)
Грамматическое задание:
Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
Урок 35
Имя существительное
Птицам к зиме.
Длинные стаи птиц потянулись на юг. Но многие птицы остались зимовать здесь. Синицы, поползни, дятлы не боятся даже лютого холода. Им страшен только голод. Зимой девять птиц из десяти погибают. А ведь их можно спасти.
Развесь на деревьях кормушки. Птицы быстро найдут их и станут прилетать. Память у птиц хорошая. Для корма собирают семена арбузов, дынь, тыквы. Синицы, поползни съедают их охотно. Они выдалбливают дырочку в кожуре и достают оттуда вкусные зёрна.
(75 слов)
( по М. Пришвину)
Грамматическое задание:
Разобрать по составу слово кормушки.
Урок 42
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»
Зима
Земля покрылась белым снежным ковром. Ранним утром я и мой товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки.
Мы скользили на лыжах по лесным полянам. Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Стройные берёзы и осины покрыты пушистым снегом. С ветки летит на шапки мягкий снежок. Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке большой сосновой рощи.
Вдруг выглянуло зимнее солнце. Яркий луч его осветил стройные деревья.(75 слов.)
Задание:
Найти и подчеркнуть в тексте 5 имен прилагательных.
Выделить окончания прилагательных, определить род, число, падеж: СНЕЖН…М КОВРОМ, В ЗИМН…М УБРАНСТВЕ, СТРОЙН… БЕРЕЗЫ, ЗИМН… СОЛНЦЕ.
Подобрать прилагательное с противоположным значением: БЕЛЫЙ - , МЯГКИЙ - , БОЛЬШОЙ - .
Урок 55
Диктант по теме “Местоимение”
Лесной голосок
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.
Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!
Грамматическое задание:
1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.
Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.
Урок 71
Контрольный диктант по теме “Глагол”
Совесть
Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.
Грамматическое задание:
1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.
2. Поставь глаголы в неопределённую форму.
Пришла, идёт, посмотрит.
Урок 85
Контрольная работа «Знаки препинания в простом и сложном предложении».
Перепишите текст, расставляя знаки препинания.
Летняя жара заставила зайти нас в густую рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. Мой друг Иван сел на толстый конец упавшей березы а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперёд по телу Ивана по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лёг на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далёком светлом небе.
Урок 97
Итоговый диктант.
Над заливным лугом, где много весенних луж, летают чибисы. Они ныряют в воздухе, кувыркаются. Яркое солнце позолотило всю окрестность. Его лучи блестят в гладкой луже и на зелени трав.
От кочки к кочке прыгает чибис, помахивая лёгким хохолком из длинных перьев. Весело смотреть на него!
Чибисы умеют защищать свои гнёзда. Вот кружит ястреб. Чибис стремительно взлетает и переходит в атаку. Ястреб увёртывается, но не отступает. И тогда чибис издаёт пронзительный крик. Со всех сторон несутся птицы и гонят грозного врага. (80 слов)
Приложение № 3
Лист корректировки рабочей программы
учителя _________________________________ по предмету _______________________
на 20__ - 20____ учебный год
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |