СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                              

Программа курса русского языка для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку под ред. М.М.Разумовской. Преподавание русского языка в 8 классе ведется по учебнику под редакцией М.М. Разумовской и рассчитано на 140 часов (4 часа в неделю),  в том числе: 9 часов контрольных работ и 16 часов развития речи.

  Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 8 х.Чернышев на 2018-2019 учебный год в 8 классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 4 часа в неделю, 3 часа из обязательной части учебного плана и 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса

( индивидуальные потребности обучающихся),140 часов в год (при 35 неделях), в том числе:

на развитие речи – 7 часов

 контрольные  диктанты-5 часов

контрольные работы – 3 часа

проверочные работы – 2 часа

Просмотр содержимого документа
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМС зам. директора по УВР директор

МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х.Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв

Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Ожев Р.М./

От «__»____2018 г. «___»____________2018 г. Приказ № _______

От «____»______2018 г.






Рабочая программа

по русскому языку

для 8 класса

на 2018 – 2019 учебный год





Разработала:

Айрумова М. А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории







х. Чернышёв

2018 г.



Программа курса русского языка для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку под ред. М.М.Разумовской. Преподавание русского языка в 8 классе ведется по учебнику под редакцией М.М. Разумовской и рассчитано на 140 часов (4 часа в неделю), в том числе: 9 часов контрольных работ и 16 часов развития речи.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 8 х.Чернышев на 2018-2019 учебный год в 8 классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 4 часа в неделю, 3 часа из обязательной части учебного плана и 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса

( индивидуальные потребности обучающихся),140 часов в год (при 35 неделях), в том числе:

на развитие речи – 7 часов

контрольные диктанты-5 часов

контрольные работы – 3 часа

проверочные работы – 2 часа

Цели изучения русского языка:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.


Задачи обучения:

дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о месте русского языка в современном ми­ре, о его богатстве и выразительности;

обеспе­чить усвоение определенного круга знаний из облас­ти фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лек­сики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики;

развивать речь учащихся: обогащать их актив­ный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме­ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

формировать и совершенствовать орфографиче­ские и пунктуационные умения и навыки.


Планируемые результаты:

по фонетике: производить фонетический разбор слов;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;

по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;

по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;

по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями;

по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) тексты художественного, публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции.


Содержание учебного курса по русскому языку

Раздел I. Введение. Русский язык в семье славянских языков – 1 час

Раздел II. Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного – 19 часов

Буквы Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Употребление в тексте частицы НИ. Употребление дефиса. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 8 классе»

Раздел III. Словосочетание и предложение – 6 часов

Словосочетание. Предложение.

Раздел IV. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения – 12 часов

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правильное согласование главных членов предложения.

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения и способы их выражения»

Второстепенные члены предложения, их функция. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.

Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены».

Раздел V. Односоставное простое предложение – 11 часов

Виды односоставных предложений. Определенно-личное предложение. Неопределенно-личное предложение. Обобщенно-личное предложение. Безличное предложение. Назывные предложения.

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть по теме «Односоставные предложения»

Раздел VI. Неполное предложение – 2 часа

Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме.

Раздел VII. Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами – 13 часов

Понятие однородности членов предложения. Средства связи между однородными предложения. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами»

Раздел VIII. Предложения с обращениями и вводными словами – 6 часов

Обращение. Понятие водности как речевой категории. Вставные конструкции.

Проверочная работа по теме «Предложения с вводными словами и обращениями»

Раздел IX. Предложения с обособленными членами – 36 часов

Понятие обособления второстепенных членов предложения. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточняющие члены предложения.

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть по теме «Обособленные определения и приложения».

Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»

Раздел X. Прямая речь – 13 часов

Прямая речь и ее оформление. Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и их обозначение.

Итоговый контрольный диктант -1ч.

Раздел XI. Развитие речи – 16 часов

Речь ее разновидности. Текст, его основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи. Изложение « Как я покупал собаку» по рассказу Б.Емельянова. Повторение. Типы речи. Текст: способы и средства связи предложений в тексте. Репортаж, его тематика, задачи речи. Сочинение по картине. Сочинение в жанре репортажа (упр.367). Сочинение по картине А.П.Рябушкина «Московская девушка XVII века». Изложение «Что значит быть воспитанным?» Статья в газету, понятие о жанре, строение текста. Портретный очерк: представление о жанре, композиция, типы речи и языковые средства, используемые в нем. Сочинение по картине М.М.Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк). Урок-деловая игра «Мы делаем газету»







Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Всего часов

Дата проведения

(планируемая)

Дата проведения

(фактическая)

1

Русский язык в семье славянских языков.

1



2

3

4

Буквы Н-НН в суффиксах иен прилагательных, причастий и наречий.

3



5

6

7

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

3



8-9


Слитное и раздельное написание Не-НИ с местоимениями и наречиями.

2



10

Систематизация и обобщение изученного в 5-7 классах.

1



11

12

Систематизация и обобщение изученного в 5-7 классах. Подготовка к входному контрольному диктанту.

2



13

14

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием.

1



14

Анализ контрольного диктанта.

1



15

16

Употребление в тексте частицы НИ.

2



17

18

Развитие речи. Речь, ее разновидности. Текст, его основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи.

2



19-20.

Употребление дефиса.

2





21-22.

Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.


2



23

24

Развитие речи. Изложение « Как я покупал собаку» (по рассказу Б.Емельянова)

2



25

26

27

28

Словосочетание

4



29

30

Предложение (общая характеристика)

2



31

32


Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и способы его выражения.

2



33

Тире между подлежащим и сказуемым.

1



34

Правильное согласование главных членов предложения.

1



35

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть по теме «Главные члены предложения и способы их выражения»

1



36


Анализ к/д. Второстепенные члены предложения, их функция. Определение.

1



37

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1



38

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

1



39

Порядок слов в предложении.

1



40

41

Развитие речи. Повторение. Типы речи.

2



42

Интонация простого предложения.

1



43

Систематизация и повторение изученного по теме «Второстепенные члены предложения».

1



44

Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены».

1



45

Анализ контрольной работы.

1



46

Виды односоставных предложений.

1



47

Определенно-личное предложение.

1



48

Развитие речи.

Повторение. Текст: способы и средства связи предложений в тексте.

1



49

50

Неопределенно-личное предложение

2



51

Обобщенно-личное предложение

1



52

53

Безличное предложение

2



54

Назывные предложения

1



55

Систематизация сведений по теме «Типы односоставных предложений». Подготовка к итоговому контрольному диктанту за 2 четверть.

1



56

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть по теме «Односоставные предложения»

1



57

Анализ контрольной работы.

1



58

Развитие речи.

Репортаж, его тематика, задачи речи.

1



59

60

Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме.

2



61

Развитие речи.

Сочинение по картине

1



62

63

Понятие однородности членов предложения

2



64

Развитие речи.

Сочинение в жанре репортажа (упр.367)

1



65

66

67

68

Средства связи между однородными предложения

4



69

70

Однородные и неоднородные определения.

2



71

Развитие речи.

Сочинение по картине А.П.Рябушкина «Московская девушка XVII века»

1



72

73

Обобщающие слова при однородных членах предложения

2



74


Обобщение и систематизация материала по теме: «Предложения с однородными членами предложения»

1



75

Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами».

1



76

Анализ контрольной работы.

1



77

78

Обращение.

2



79

80

81

Понятие водности как речевой категории.

3



82

Развитие речи.

Изложение «Что значит быть воспитанным?»

1



83

84

Вставные конструкции

2



85

Проверочная работа по теме «Предложения с вводными словами и обращениями»

1



86

Развитие речи.

Статья в газету, понятие о жанре, строение текста.

1



87

88

89

90

Понятие обособления второстепенных членов предложения.

4



91

Контрольная работа

1



92


Анализ контрольной работы.

1



93

94

95

Обособленные определения и приложения

3



96

97

98

Обособленные определения и приложения

3



99

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть по теме «Обособленные определения и приложения»

1



100

Анализ проверочной работы

1



101

Развитие речи.

Портретный очерк: представление о жанре, композиция, типы речи и языковые средства, используемые в нем.

1



102

103

104

105

Обособленные обстоятельства

4



106

107

108

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Обособление второстепенных членов предложения»

3



109


Развитие речи.

Сочинение по картине М.М.Кустодиева «Шаляпин» (портретный очерк)

1



110

111

112

113

Уточняющие члены предложения

4



114

115

116

117

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Обособление второстепенных членов предложения»

4



118

Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»

1



119

Анализ контрольного диктанта.

1



120

121

Закрепление изученного материала по теме: «Обособление второстепенных членов предложения»

2



122

123

124

Прямая речь и ее оформление

3



125-126

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

2



127-128

Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

1



129


Развитие речи.

Портретный очерк.

1



130

Цитаты и их обозначение.

1



131

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за 2018-2019 учебный год.

1



132

Развитие речи.

Урок-деловая игра «Мы делаем газету»

1



133-134-135-136

Повторение и обобщение изученного материала за курс 8 класса

4






















Приложение №1

Оценочные материалы



Входной контрольный диктант (урок 21)

Чёрная лисица

  В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья - чёрная лисица. Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.

  Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло.

  А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Вследствие этого они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, запорошив их снегом, чтобы ниоткуда не видно было. Затем, спрятав в кустах самострелы, через тропу провёл веревочки, которые стрелу спускают.

   Он ходит, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов в продолжение целого дня,  да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица впоследствии  исчезла.

Грамматические задания. 

  1. Произвести синтаксический разбор предложения:

1 вариант – Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.

2 вариант – Но один молодой зверолов понял эту её хитрость.

  1. Произвести морфологический разбор слов:

1 вариант – за лисицей.

2 вариант – хитрость.

  1. Произвести морфемный разбор слов:

1 вариант – неожиданно, появилась, самострелы

2 вариант – запорошив, закружился, зверолов.




Изложение

(23-24)

"Как я покупал собаку" сжатое изложение:
Я попросил своих товарищей присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы все понимал и умел вести себя дома и на охоте. Мне позвонили и сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве. Хозяин продавал ее не от нужды, а от обиды: поблизости Орехова пропали тетерева и куропатки и охотиться стало не на кого. Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперед, сурово и с достоинством. Хозяин коротко назначил цену, я не торговался, отсчитал деньги, взял ременной поводок и сам пристегнул его к собачьему ошейнику. К машине мы вышли вместе с хозяевами собаки. Томка уселся на заднем сиденье. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин все стоял у ворот, жена хозяина вытирала платком глаза. В квартиру пес поднялся как будто спокойно. Дома Томка весь день лежал, положив морду на низкий подоконник. Когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошел ко мне - я в это время сидел на диване - и неожиданно опустил мне на колени свою тяжелую голову. По легкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет. Прошло двадцать минут, полчаса. Ноги мои затекли, становилось все труднее сидеть, и наконец я не выдержал. Я взял Томку за ошейник и легонько тряхнул. Пес всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг... в собачьих темных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно, непримиримо. На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. Три дня пес лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность. К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево. Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом. Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он еще не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошел в комнату, Томка не бросился к нему. Он только завилял хвостом, лег на бок и закрыл глаза. Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По- собачьему это значило, наверное: "Видишь, я не могу жить без тебя. Это хорошо, что ты вернулся". В ту же ночь Томка уехал со своим хозяином-другом. Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я - что друзей не покупают да деньги: дружбу и уважение надо заработать.










Итоговый к/д за 1 четверть (урок 35)

Поход.

              Утром  участники  похода  снова  отправляются  в  путь,  рассчитывая  сегодня  подняться  на  вершину  горы.  Она  невысокая,  но  с  четырьмя  уступами.

             Едва  приметная  извилистая  тропинка   вьётся  по  берегу  неширокой  горной  речонки, берущей  начало  у  ледника,  а  затем резко  взбирается  влево.  Путешественники  с  трудом  преодолевают  крутой  подъём.

             Тропинка  огибает  беспорядочные  нагромождения  камней,  осложняющие  путь.  Приходится  преодолевать  и  эти  препятствия.  Мешают  и   заросли  дикой  малины,  усеянные  ещё неспелыми  ягодами.  Её  колючие  ветви  цепляются  за  рюкзаки,  одежду.

            Вот  и  вершина.  Здесь  туристы  располагаются  на  отдых.  Отсюда  открывается  чудесная  панорама.  Слева  от  подножия  горы расстилается  долина,  покрытая  тёмно-зелёным  лесом.  Кое-где  блестят  на  солнце  зеркала  небольших  озёр.  В  течение  тысячелетий  зарастали  их  берега  густой  растительностью.  Справа  простирается  бесконечная  цепь  холмов,  сплошь  покрытых  зеленью.

            Весь  день  туристы  наслаждались  красотой  гор,  загорали,  распевали  под  аккомпанемент  гитары  песни.  Только  к вечеру,  боясь заблудиться в  темноте, они  вернулись  на  тропу,  ведущую  в  лагерь,  делясь своими  впечатлениями  о  походе.  (147  слов)

           

Грамматические  задания. 

1.   Разобрать  слова  по  составу.

I  Вариант:  беспорядочные,  тропинка                      

 

2.Морфологический  разбор 

I  Вариант:   камней                                           

 

3. Синтаксический  разбор  предложения.

Тропинка  огибает  беспорядочное  нагромождение  камней,  осложняющих  путь.


Урок 44

Тест: Второстепенные члены предложения.



1. Второстепенный член предложения, обозначающий предмет, называется 
A) сказуемым. 
B) подлежащим. 
C) дополнением. 
D) определением. 
E) обстоятельством. 

2. Дополнения отвечают на вопросы 
A) какой? чей? 
B) который? сколько? 
C) косвенных падежей. 
D) именительного падежа. 
E) где? куда? откуда? как? 

3. Прямым и косвенным бывает 
A) дополнение. 
B) приложение. 
C) определение. 
D) подлежащее. 
E) обстоятельство. 

4. Что ищет он в стране далекой? (М. Ю. Лермонтов) В этом предложении дополнением является слово 
A) он. 
B) что. 
C) ищет. 
D) далекой. 
E) в стране. 

5. Прямое дополнение, выраженное именем существительным, есть в предложении 
A) Онемели и те, кто знал правду. (Б. Жандарбеков) 
B) Что кинул он в краю родном? (М. Ю. Лермонтов) 
C) Варя узнала от ребят, что Морозка жив и даже не ранен. (А. Фадеев) 
D) Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л. Толстой) 
E) Жизнь только того не обманывает, кто размышляет о ней. (И. Тургенев) 

6. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей?, называется 
A) сказуемым. 
B) подлежащим. 
C) дополнением. 
D) определением. 
E) обстоятельством. 

7. Предложение с несогласованным определением: 
A) Скинуло кафтан зеленый лето. (Дм. Кедрин) 
B) Туча птиц заслонила и лес, и небо. (А. Серафимович) 
C) Спорый дождь льется отвесно, сильно. (К. Паустовский) 
D) Тяжелая и сильная рыба бросилась под берег. (К. Паустовский) 
E) Только труд всему основа, честный труд людской. (М. Исаковский) 

8. Предложение с согласованным определением: 
A) Вода из родника была очень холодная. 
B) Лестница на чердак была очень крутая. 
C) На снегу были ясно видны следы зайца и собаки. 
D) Песни над моею колыбелью мать пела на аварском языке. (Р. Гамзатов) 
E) Желание узнать побольше о Сергее Есенине привело меня в Константиново. 



9. Определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, называется 
A) сказуемым. 
B) подлежащим. 
C) дополнением. 
D) приложением. 
E) обстоятельством. 

10. Приложение есть в предложении 
A) Пишу это как читатель, имеющий вкус. (А. Чехов) 
B) Двор как плац, мощенный булыжником. (В. Панова) 
C) От полка спасибо наше вам за сына-храбреца. (А. Твардовский) 
D) Все, что я хотел сказать, я написал на вечном камне... (Йоллык-тегин) 
E) Когда в товарищах согласья нет, не прочитать им и «Квартет». (А. Барто) 

11. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются 
A) приложениями. 
B) определениями. 
C) обстоятельствами. 
D) прямыми дополнениями. 
E) косвенными дополнениями.

12. М. Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году. В этом предложении есть обстоятельства 
A) места и цели. 
B) цели и причины. 
C) места и времени. 
D) места и причины. 
E) образа действия и времени. 

13. Обстоятельство меры и степени есть в предложении 
A) Я приехал повидать тебя. 
B) Дует очень холодный ветер. 
C) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев) 
D) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов) 
E) В случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. (А. С. Пушкин) 

14. Предложение с двумя обстоятельствами: 
A) Угрожающе рокочет море. 
B) С шумом катятся грозные валы. 
C) Семен Иванов служил сторожем на железной дороге. 
D) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович) 
E) Заяц выскочил из лесу и побежал полем. (А. С. Пушкин) 



15. Собака испугалась не на шутку (1) но (2) не желая выдавать своего страха (3) громко залаяла и бросилась к коту (4) который (5) еще сильнее выгнув спину (6) зашипел (7) и ударил Каштанку лапой по голове. (А. П. Чехов) Укажите, где надо поставить запятые в этом предложении. 
A) 1, 3, 5. 
B) 2, 3, 4, 6. 
C) 1, 2, 4, 5, 6. 
D) 1, 2, 3, 4, 5, 6. 
E) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 

































Ключ



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

С

С

А

В

А

D

В

D

D

C

C

C

B

E

D





























Итоговый контрольный диктант за 2 четверть (урок 56)

«Односоставные и неполные предложения»

Любите птиц и зверей, живущих вместе с нами на Земле. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей и таких растений. Другие, может, и есть, а таких нет. Потому-то, наверное, встречи с ними всегда приносят радость и новые впечатления.

Если вы художник, то увидишь новые сочетания красок. Если музыкант, услышишь новые звуки. Скульптора поразит совершенство и красота формы. Но особенно радостны и интересны должны быть такие встречи для вас, ребята. Сколько открытий они вам несут! И с каждой такой встречей горизонт будет раздвигаться  всё шире, будто вы поднимаетесь на высокую гору.

Чтобы такие встречи были приятны, дружите с лесом. Лес открывается только своим друзьям. Чужаков он встречает недружелюбно и старается насолить им.  Всё видят его зелёные глаза, до всего дотянутся цепкие зелёные руки.

Узнать лес просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья. Услышать, как кусты и травы просят пить. Понять, о чём говорят птицы и звери.

Охота за тайнами – радостная охота.

Грамматические задания

найдите 2 односоставных предложения, укажите их вид (о\л, н\л, б\л, н)

Разобрать по составу: живущих, раздвигаться, насолить.

3.Разберите по членам (подчёркиванием) одно- и двусоставное предложение.

Укажите какими частями речи выражены члены предложения.

 














Контрольная работа по русскому языку в 8 классе по теме (урок 75)

«Однородные члены предложения».

I. Укажите предложения с однородными членами ( знаки препинания не проставлены): 1) Скворцы уже расселись на высоких тополиных ветках (Куприн). 2) Жук кряхтел надрывался мучился несколько раз падал но камня не выпускал (Паустовский).

II.Укажите предложение с однородными подлежащими: 1) В голосе её звучали удивление, нежность, сострадание (Куприн). 2) Лес был старый, чистый, без подлеска (Солоухин).

III. Укажите предложение с однородными сказуемыми: ^ 1) Я подошёл к окошку и приложился лицом к стеклу (Тургенев). 2) Пахло весной, талой землёй и прошлогодним прелым листом (Куприн).

IV. Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не проставлены): 1) Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва извиваясь вдоль прибрежных маслин (Куприн). 2) Мрачная бесприютная ночь застигла беглецов в каком-то ущелье (Быков).

V. Укажите предложение с неоднородными определениями: ^ 1) Старый (1) чёрный (2) шёлковый платок окутывал огромную шею Дикого Барина. 2) Белые (1) золотые (2) синие качаются над головой цветы.

VI. Укажите предложение с однородными дополнениями: ^ 1) Бобров танцевал плохо, да и не любил танцевать (Куприн). 2) Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки (Серафимович).

VII. Укажите предложение с однородными обстоятельствами: ^ 1) Лес гудел неровно, тревожно, угрожающе (Николаева). 2) Шофёр засмеялся, влез к себе в будку, грохнул дверцей (Федин).

VIII. Поставьте правильно знаки препинания: А впереди сотни ночей (1) и рассветов (2) и дней (3) и вечеров. 1) 2,3; 2) 1,2,3.

IX. Поставьте, где нужно, запятые: Людей всегда мучают разнообразные сомнения – большие (1) и малые (2) серьёзные (3) и смешные (Паустовский). 1) 1,2,3; 2) 1,2; 3) 2.

X.Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую: ^ 1) Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья и бросал в траву. 2) На снегу были видны как заячьи так и лисьи следы.

XI. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую: ^ 1) Учебники я или куплю или возьму в библиотеке. 2) В октябре потускнели и цветы и травы и листья на деревьях.

XII. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: ^ 1) Ехать надо было на собаках, или на оленях. 2) Река извивалась светлой и чистой змейкой и скрывалась где-то за пригорком.

XIII.Укажите предложение с обобщающим словом: ^ 1) Приметы осени чувствовались везде (1) в лесу (2) на озере (3) в поле. 2) Ярославль (1) самый старый(2) русский город на Волге.

XIV. Укажите предложение, в котором надо поставить двоеточие: 1) На траве, на былинках, на соломинках всюду блестели нити осенней паутины. 2) Отовсюду веяло запахом весны и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.

XV.Укажите предложение, в котором нужно поставить тире: ^ 1) Стол, кресла, стулья всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства (Гоголь). 2) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась (Пушкин).

XVI. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: ^ 1) Ему никто не мог помочь: ни брат, ни отец, ни друзья. 2) Травы, кусты всё вдруг потемнело.

XVII. Укажите предложение с двойным знаком – двоеточие и тире: 1) Всякий пустяк (1) поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей (2) всё казалось значительным (Паустовский). 2) В траве, в кустах кизиля и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях (1) повсюду заливались цикады (2) воздух дрожал от их неумолчного крика (Куприн).

^ XVIII. Поставьте правильно знаки препинания: Всё это (1) цветы (2) блески (3) звуки и запахи (4) давило на глаза (Горький). 1) 1 (-), 2(,), 3(,), 4(:) 2) 1(:),2(,),3(,),4(-).

XIX. Поставьте правильно знаки препинания: Только нам троим (1) отцу, мне и Евсеичу (2) было не грустно и не скучно смотреть на серое небо (Аксаков). 1) 1(:), 2(-); 2) 1(-); 3) 2(-).

XX. Поставьте правильно знаки препинания: В отряде набралось много походного инвентаря (1) как-то (2) котлы (3) чайники (4) топоры (5) поперечная пила (6) сапёрная лопата (Арсеньев). 1) 2(-), 3(,), 4(,), 5(,), 6(,); 2) 1(,), 2(-), 3(,), 4(,), 5(,), 6(,); 3) 1(,), 2(:), 3(,), 4(,), 5(,), 6(,).

Ключи:

I. 2; II. 1; III. 1; IV. 2; V. 1; VI. 2; VII. 1; VIII. 2; IX. 3; X. 2; XI. 1; XII. 1; XIII. 1; XIV. 2; XV. 1; XVI. 2; XVII. 1; XVIII.2; XIX. 1; XX. 3.











Изложение. Урок 82


Что значит быть воспитанным?

Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что

удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только

хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным —

значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий

Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с

которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем

каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все

ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно

вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это

оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им

свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка

не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит,

все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает

проявлению внутренней доброты и человечности.

146 слов (По С. Гиацинтовой)



























Урок 85

Тест по теме «Вводные слова, словосочетания, предложения»

Задание 1.   Укажите, в каком предложении слово  КАЖЕТСЯ не является вводным.

1.  Солнце и кажется само небо пряталось за скалами.

2.  Пес мой мог бы кажется почуять птицу и под землей.

3.  Парусное учение на всей эскадре прошло кажется хорошо.

4.  Ей кажется что лес молчит укоризненно, сухо, сердито.

5.  И огромный рост, и толщина кажется не только не мешают, но даже увеличивают тяжеловесную грацию его фигуры.

Задание 2.   Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.

1. Я согласен, что горькая правда лучше сладкой лжи.

2.  Правда глаза колет.

3.  Правда в огне не горит и в воде не тонет.

4.  Без труда, правда, не вытащить и рыбки из пруда.

5.  Правда со дня моря выносит.

Задание 3.  Укажите предложение, в котором вводное слово или словосочетание не имеет заданного значения «Источник сообщения».

1.  Расчет, по-моему, был математически точен.

2.  Дальние озера, по слухам, настоящая лесная глухомань.

3.  Пожар, по расчетам Леонтьева, шел стороной.

4.  Вероятно, все это давно исчезло без следа.

5.  Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.

Задание 4.  Укажите предложение, в котором вводное слово или словосочетание не имеет заданного значения «Меньшая степень уверенности»

1. Мы, возможно, немного опоздаем к ужину.

2.  За эти три дня мы, кажется, сделали все необходимое: подготовили лодку, пересушили хлеб на сухари, пришили оторванные пуговицы.

3.  Когда мы шли на реку, щенок, конечно, увязывался с нами.

4.  Большой и, должно быть, глубокий пруд блестел на солнце.

5.  Из всех дикорастущих лекарственных растений земляника, пожалуй, наиболее богатое по химическому составу растение.

Задание 5.  Укажите предложение, в котором вводное слово или словосочетание не имеет заданного значения «Большая степень уверенности»

1.  Предстоящие соревнования, несомненно, пройдут в острой спортивной борьбе.

2.  Старые друзья — это, конечно, штука хорошая, но их уже ничем не удивишь.

3.   Эта женщина, без сомнения, была замечательно хороша собой.

4.  Поп говорил отрывисто, делая большие паузы, повторяя слова и, видимо, с трудом находя их.

5.  Старик был, безусловно, прав.

 Задание 6.  Укажите предложение, в котором вводное слово или словосочетание не имеет заданного значения «Чувства и эмоциональная оценка сообщения».

1.  К счастью, озеро оказалось богатым рыбой, больше всего окунем.

2.  Человек, говорят, ко всему привыкает.

3.  Дождь, к сожалению, не прекращался.

4.  Дрова, как на грех, попались сырые и плохо горели.

5.  Как нарочно, автобус ушел раньше, и мы остались в городе.

 Задание 7.  Укажите предложение, в котором вводное слово или словосочетание не имеет заданного значения «Призыв к собеседнику».

1.  Те, кто привык к утренней гимнастике, не расстаются с ней до конца жизни и, поверьте, не жалеют об этом.

2.  Пожалуйста, откройте окно.

3.  После того разговора, веришь ли, я как будто вновь с ним познакомился.

4.  Вот и дождик, посмотри-ка, хлынул словно из ведра.

5.  Утро было пасмурное, и мы, признаться, встали поздно.

Задание 8.  Укажите предложение, в котором вводное слова или словосочетание не имеет заданного значения  «Способ оформления мыслей».

1.  Мне, в общем, это никогда не нравилось.

2.  Одним словом, ты сам должен решить, как лучше поступить.

3.  Как говорится, дело мастера боится.

4.  Тебя, очевидно, не так информировали.

5. Иначе говоря,  «с кем поведешься, от того и наберешься».

Задание 9.  Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют заданного значения «Последовательность изложения».

1.  Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой.

2.  Он меня принял, по своему обыкновению, ласково и величаво.

3.  Подобные путешествия, с одной стороны,' весьма интересны, но очень утомительны — с другой.

4.  Во-первых, на тропе нигде не было видно конских следов, во-вторых, по сторонам она не была очищена от ветвей.

5.  Звуки постепенно становились сильнее и  непрерывнее  и, наконец, слились в один звонкий гул.

Задание 10.  Укажите предложение, в котором нет ошибок в постановке знаков препинания .

1. Пожар в лесу, по словам очевидцев, - страшное зрелище.

2. Не было ничего, что по мнению бабушки не пригодилось бы в хозяйстве.

3. Мы долго кружили по просторному заливу и разумеется, заблудились.

4.  Дверь, к моему удивлению оказалась незапертой, и я зашёл в эту комнату.

5.  Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти.



Ответы к Тесту по теме «Вводные слова, словосочетания, предложения»

Задание 1.   Укажите, в каком предложении слово  КАЖЕТСЯ не является вводным.

1.  Солнце и кажется само небо пряталось за скалами.

2.  Пес мой мог бы кажется почуять птицу и под землей.

3.  Парусное учение на всей эскадре прошло кажется хорошо.

4.  Ей кажется что лес молчит укоризненно, сухо, сердито.

5.  И огромный рост, и толщина кажется не только не мешают, но даже увеличивают тяжеловесную грацию его фигуры.

Задание 2.   Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.

1. Я согласен, что горькая правда лучше сладкой лжи.

2.  Правда глаза колет.

3.  Правда в огне не горит и в воде не тонет.

4.  Без труда, правда, не вытащить и рыбки из пруда.

5.  Правда со дня моря выносит.

Задание 3.  Укажите предложение, в котором вводное слово или словосочетание не имеет заданного значения «Источник сообщения».

1.  Расчет, по-моему, был математически точен.

2.  Дальние озера, по слухам, настоящая лесная глухомань.

3.  Пожар, по расчетам Леонтьева, шел стороной.

4.  Вероятно, все это давно исчезло без следа.

5.  Мы были, по словам охотника, первыми москвичами, попавшими в эти места за последние десять лет.

Задание 4.  Укажите предложение, в котором вводное слово или словосочетание не имеет заданного значения «Меньшая степень уверенности»

1. Мы, возможно, немного опоздаем к ужину.

2.  За эти три дня мы, кажется, сделали все необходимое: подготовили лодку, пересушили хлеб на сухари, пришили оторванные пуговицы.

3.  Когда мы шли на реку, щенок, конечно, увязывался с нами.

4.  Большой и, должно быть, глубокий пруд блестел на солнце.

5.  Из всех дикорастущих лекарственных растений земляника, пожалуй, наиболее богатое по химическому составу растение.

Задание 5.  Укажите предложение, в котором вводное слово или словосочетание не имеет заданного значения «Большая степень уверенности»

1.  Предстоящие соревнования, несомненно, пройдут в острой спортивной борьбе.

2.  Старые друзья — это, конечно, штука хорошая, но их уже ничем не удивишь.

3.   Эта женщина, без сомнения, была замечательно хороша собой.

4.  Поп говорил отрывисто, делая большие паузы, повторяя слова и, видимо, с трудом находя их.

5.  Старик был, безусловно, прав.

 Задание 6.  Укажите предложение, в котором вводное слово или словосочетание не имеет заданного значения «Чувства и эмоциональная оценка сообщения».

1.  К счастью, озеро оказалось богатым рыбой, больше всего окунем.

2.  Человек, говорят, ко всему привыкает.

3.  Дождь, к сожалению, не прекращался.

4.  Дрова, как на грех, попались сырые и плохо горели.

5.  Как нарочно, автобус ушел раньше, и мы остались в городе.

 Задание 7.  Укажите предложение, в котором вводное слово или словосочетание не имеет заданного значения «Призыв к собеседнику».

1.  Те, кто привык к утренней гимнастике, не расстаются с ней до конца жизни и, поверьте, не жалеют об этом.

2.  Пожалуйста, откройте окно.

3.  После того разговора, веришь ли, я как будто вновь с ним познакомился.

4.  Вот и дождик, посмотри-ка, хлынул словно из ведра.

5.  Утро было пасмурное, и мы, признаться, встали поздно.

Задание 8.  Укажите предложение, в котором вводное слова или словосочетание не имеет заданного значения  «Способ оформления мыслей».

1.  Мне, в общем, это никогда не нравилось.

2.  Одним словом, ты сам должен решить, как лучше поступить.

3.  Как говорится, дело мастера боится.

4.  Тебя, очевидно, не так информировали.

5. Иначе говоря,  «с кем поведешься, от того и наберешься».

Задание 9.  Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют заданного значения «Последовательность изложения».

1.  Итак, два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собой.

2.  Он меня принял, по своему обыкновению, ласково и величаво.

3.  Подобные путешествия, с одной стороны,' весьма интересны, но очень утомительны — с другой.

4.  Во-первых, на тропе нигде не было видно конских следов, во-вторых, по сторонам она не была очищена от ветвей.

5.  Звуки постепенно становились сильнее и  непрерывнее  и, наконец, слились в один звонкий гул.

Задание 10.  Укажите предложение, в котором нет ошибок в постановке знаков препинания .

1. Пожар в лесу, по словам очевидцев, - страшное зрелище.

2. Не было ничего, что по мнению бабушки не пригодилось бы в хозяйстве.

3. Мы долго кружили по просторному заливу и разумеется, заблудились.

4.  Дверь, к моему удивлению оказалась незапертой, и я зашёл в эту комнату.

5.  Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти.

























Обособленные приложения и определения (урок 99)

Проверочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 10 заданий.

На выполнение теста по русскому языку отводится 25 минут.

Внимательно прочитайте задания и выполните их.

1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.

Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке,

Но тут автор обидных строк, вскочив с потели, подбежал к другу.

Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз.

– Тебя можно слушать вечно, Пушкин.

(По Ю. Олеше)

Ответ: ______________________________

2. Найдите предложение с обособленным определением.

Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.

Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча…

К счастью, случай не заставил долго ждать.

И никто из них никогда не вспоминал того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу.

(По Р. Госман)

Ответ: ______________________________

3. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.

Впереди я вижу длинную сосну, треугольной аркой перекинувшуюся над потоком.

Я вижу одну, две, три, ещё сколько-то елей, рухнувших в воду.

Катамаран обходит одну «расчёску», потом, чиркнув бортом, другую.

Сучья скребут по затылкам, по спинам, рвут тент, прикрывающий наше барахло.

(По А. Иванову)

Ответ: ______________________________

4. Найдите предложение с обособленным определением.

С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки.

И осторожно, говоря так ласково, как это можно было, Лёля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.

И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте.

Всею своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости.

(По Л. Андрееву)

Ответ: ______________________________

5. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.

Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы.

Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла.

В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след…

И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу.

(По А. Лиханову)

6. Найдите предложение с обособленными однородными определениями.

Не­ожи­дан­но попав в центр вни­ма­ния, я был силь­но смущён и, ка­жет­ся, по­крас­нел.

У нас рос­кош­ная биб­лио­те­ка, боль­шая, с ред­ки­ми кни­га­ми, но она ни­че­го­шень­ки не хочет.

Со­лид­ные, хо­ро­шо оде­тые люди здо­ро­ва­лись с хо­зя­е­ва­ми, под­хо­ди­ли к столу, на­кла­ды­ва­ли в та­рел­ки за­кус­ку.

- Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.

(По К. Шах­на­за­ро­ву)

Ответ: ______________________________

7. Найдите предложение с обособленным обстоятельством.

Не будет и тайн, рас­ска­зан­ных вер­но­му другу дет­ства Хо­хол­ку.

А Динка росла, и жизнь ста­ви­ла за­да­чи всё труд­нее, серьёзнее.

Ко­неч­но, много мел­ких вы­кру­чи­ва­ний, много дет­ско­го вра­нья лежит на со­ве­сти преж­ней Динки.

Про­сле­див оста­но­вив­ший­ся взгляд Динки, Лёня уви­дел въез­жа­ю­щий с до­ро­ги ве­ло­си­пед.

(По В. Осе­е­вой)

Ответ: ______________________________

8. Найдите предложение с обособленным определением.

Я на­учил­ся де­лать из бу­ма­ги пти­чек, по­хо­жих на ле­та­ю­щие блюд­ца.

Они здо­ро­во ле­та­ли, плав­ны­ми ши­ро­ки­ми кру­га­ми.

Пла­стин­ки слу­ша­ли, иг­ра­ли моей же­лез­ной до­ро­гой, бол­та­ли о том о сём, но ни о чём серьёзном.

Ре­бя­там это, ко­неч­но, нра­ви­лось, но я всё равно был среди них чужим.

Ответ: ______________________________

9. Выпишите номер предложения, в котором есть обособленное согласованное определение.

(20)Я вы­про­сил у отца боль­шую кон­тор­скую книгу, вывел на об­лож­ке: «(21)Ле­то­пись. (22)Древ­няя, сред­няя и новая ис­то­рия де­рев­ни Тыжи, сочинённая Н.И. Бе­ре­зи­ным».

(23)Вна­ча­ле опи­са­ние де­рев­ни шло глад­ко. (24)Но после слов: «За­ло­же­на де­рев­ня в...» — на­ча­лись за­труд­не­ния.

(По Н. Ду­бо­ву)

Ответ: ______________________________

10. Выпишите номер предложения, в котором есть обособленное обстоятельство.

(6)Отец и сын си­де­ли в един­ствен­ной, но очень про­стор­ной ком­на­те с огром­ной рус­ской печ­кой.

(7)Осто­рож­но войдя в сени и за­гля­нув в ком­на­ту, Динка оста­но­ви­лась от не­ожи­дан­но­сти. (8)Прямо перед ней, в про­стен­ке между двумя ок­на­ми, где стоял са­пож­ный сто­лик и было свет­лее, воз­вы­шал­ся порт­рет мо­ло­дой жен­щи­ны со стро­гой улыб­кой, в го­род­ском пла­тье, с чёрным кру­жев­ным шар­фом. (9)Она была изоб­ра­же­на во весь рост и так, как будто то­ро­пи­лась куда-то…

(По В. Осе­е­вой)













За правильные ответы к заданиям с 1 по 8 выставляется по 1 баллу, за задания 9 – 12 – по 2 балла. Максимальное количество баллов – 16.

Оценка «5» - 16 – 14 баллов;

«4» - 13 - 10 баллов;

«3» - 9 – 7 баллов;

«2» - 6 – 0 баллов.

Ответы

задания

Ответ

Баллы

1.

2

1 б

2.

4

1 б

3.

3

1 б

4.

1

1 б

5.

2

1 б

6.

2

1 б

7.

4

1 б

8.

1

1 б

9.

22

2 б

10.

7

2 б





















КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (урок 118)

8 КЛАСС

ТЕМА: "ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ"

 

  Серебряные кусты дикой маслины, окруженные кипящим воздухом, дрожали над пропастью. Крутая дорожка, ведущая вниз, давно привлекала внимание Пети, ученика третьего класса гимназии. Он привык бегать по ней босиком.

  До первого поворота мальчик еще кое-как боролся с силой земного притяжения. Он подворачивал каблуки и хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. Мальчик был окружен облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао. Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной, матросский воротничок развевался. Вдруг он со всего маха вылетел на сухой и холодный песок берега, еще не обогретый солнцем. Песок этот был удивительной белизны. Вязкий и глубокий, сплошь истыканный вчерашними следами, он почти незаметно сходил в воду, и крайняя его полоса ежеминутно покрывалась языками белоснежной пены. Чудеснейший в мире пляж, растянувшийся под обрывами, казался безлюдным в этот ранний час.

(По В. Катаеву)

(128 слов)

Грамматическое задание:

1. Сделайте синтаксический разбор предложений:

1 вариант - первое предложение первого абзаца;

2 вариант - второе предложение второго абзаца.

2. Выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание:

1 вариант - из второго предложения первого абзаца;

2 вариант - из первого предложения второго абзаца.



3. Определите способ образования слов:

1 вариант - серебряные;

2 вариант - чудеснейший.







ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ за год (урок 131)

8 КЛАСС

 

  Мы шли по левому берегу реки. Вдруг впереди, на валежнике, показалась белка. Она сидела на задних лапах и, заложив хвостик на спинку, грызла шишку. При нашем приближении белка схватила свою добычу и бросилась на дерево. Оттуда, сверху, она с любопытством посматривала на людей. Кстати, два слова о белке. Это животное, представитель грызунов, имеет удлиненное тело и длинный хвост-метелку. Небольшая красивая головка украшена большими черными глазами и небольшими закругленными ушами, оканчивающимися пучками длинных черных волос, расположенных веерообразно. Ох, до чего же забавно наблюдать за этим зверьком!

  Белка - животное то оседлое, то кочевое. Весь день она пребывает в движении. Она, можно сказать, не выносит покоя и только в темноте лежит на боку, то свернувшись, то закинув хвост на голову. Кажется, движение ей так же необходимо, как вода, пища и воздух.

(По В. Арсеньеву)

(128 слов) / Русский язык / 8 класс / Итоговый диктант

 

Грамматическое задание:

1. Произведите синтаксический разбор предложений:

1 вариант - второе предложение первого абзаца;

2 вариант - четвертое предложение первого абзаца.

 

2. Выпишите из указанных предложений подчинительные словосочетания:

1 вариант - со связью управление;

2 вариант - со связью согласование.

 

3. Определите способ образования слов:

1 вариант - впереди;

2 вариант - сверху.

 



Приложение № 2


Критерии оценивания

Русский язык

Оценка устных ответов.

     Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

   При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

-       полнота и правильность ответа;

-       степень осознанности, понимания изученного;

-       языковое оформление ответа.

 

Отметка

Требования по основным критериям

Полнота и правильность ответа

Степень осознанности, понимания

Языковое оформление ответа

 

«5»

Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.

Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные.

Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

 

«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

 

«3»

Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.

Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.

Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

 

 

«2»

Если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

 Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2.2.2. Оценка диктантов.

    Объем контрольного диктанта устанавливается: для V класса — 90 — 100 слов, для VI класса — 100—110, для VII класса — 1 10—120, для VIII класса— 120—150, для IX класса— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

   Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса — 25 — 30, для VIII класса — 30 — 35,для IX класса — 35 — 40.

    Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

    Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

    Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

    В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в VIII —IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

    До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

    При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

-       в переносе слов;

-       на правила, которые не включены в школьную программу;

-       на еще не изученные правила;

-       в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

-       в передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

 К негрубым относятся ошибки:

-       в исключениях из правил;

-       в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

-       в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

-       в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

-       в написании ы и и после приставок;

-       в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался,   никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

-       в собственных именах нерусского происхождения;

-       в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

-       в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

    Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

    Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

    Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

    Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

    Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл.

    Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка «4»  может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

    При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку. Таким пределом являются для отметки «4» 2 орфографические ошибки, для отметки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для отметки «2» 7 орфографических ошибок.

    В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки за каждый вид работы.

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

    При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

2.2.3.  Оценка сочинений и изложений.

    Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов, в VI классе — 50—200, в VII классе — 200 — 250, в VIII классе — 250 — 350, в IX – ХI классах — 350 — 450 слов.

    Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

    Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе — 1,5 — 2,0, в VIII классе — 2,0 — 3,0, в IX – ХI классах — 3,0 — 4,0 страницы.

    К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

    С помощью сочинений и изложений проверяются:

-       умение раскрывать тему;

-       умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

-       соблюдение языковых норм и правил правописания.

    Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

    Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

-       соответствие работы ученика теме и основной мысли;

-       полнота раскрытия темы;

-       правильность фактического материала;

-       последовательность изложения.

    При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

-       разнообразие словаря и грамматического строя речи;

-       стилевое единство и выразительность речи;

-       число речевых недочетов.

    Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка (негрубая)

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографические и 2

пунктуационные ошибки, или 1

орфографическая и 3 пунктуационные

ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при

отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов

Допускаются: 4 орфографические и 4

пунктуационные ошибки, или 3

орфографические ошибки и 5

пунктуационных ошибок, или 7

пунктуационных при отсутствии

орфографических ошибок

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.

Часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениям со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.

Допускаются: 7 орфографических и 7

пунктуационных ошибок, или 6

орфографических и 8 пунктуационных

ошибок, или 5 орфографических и 9

пунктуационных ошибок, или 8

орфографических и 6 пунктуационных

ошибок, а также 7 грамматических ошибок

При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. 

При оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 — 3— 2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4 — 4, 4 — 6—4, 4 — 4—6.

При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя, по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

2.2.4. Оценка обучающих работ

    Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

-       степень самостоятельности учащегося;

-       этап обучения;

-       объем работы;

-       четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

    Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

  Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.











































Приложение № 3

Лист корректировки рабочей программы

учителя _________________________________ по предмету _______________________

на 20__ - 20____ учебный год

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


























































































Похожие файлы