Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Ожев Р.М./
От «__»____2018 г. «___»____________2018 г. Приказ № _______
От «____»______2018 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
для 5 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Разработала:
Айрумова М. А.,
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории
х. Чернышёв
2018 г.
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности «Азбука нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (МО РФ приказ № 373 от 6 октября 2009 г), методическими рекомендациями «Примерной программы внеурочной деятельности», авторы В. А Горский, А. А. Тимофеев, Д. А. Симонов и др.- М.: Просвещение, 2010. На основе учебно-методического пособия «Азбука нравственности», автор Э.П. Козлов – М.: ООО «Издательский дом «Новый дом» 2008.
Данная программа составлена для учащихся 5 классов, состоит из 8 разделов. Общий объём часов – 35 часов, 1 час в неделю.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 8 х.Чернышев на 2018-2019 учебный год в 5классе на занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности «Азбука нравственности» отводится 1 час в неделю, 35 часов в год (при 35 неделях).
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи:
Формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений между людьми.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, в общественных местах.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Планируемые результаты:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Содержание курса
1. Правила поведения в школе. (7 ч.)
Почему нужно и нужно ли заботиться о младших. Как и в чем может выражаться эта забота. Умеем ли мы и хотим ли заботиться о младших.
Ключевые слова: доброжелательность, внимательность, заботливость, опека; эгоизм, себялюбие, черствость.
2. Как быть аккуратным. (2 ч.)
Как должен выглядеть аккуратный человек. В чем это выражается. Что значит «быть опрятным и аккуратным». Что такое «культура внешнего вида». Отличается ли праздничная одежда от будничной и чем.
Ключевые слова: аккуратный, опрятный, чистоплотный, красивый, модный, современный; неряшливый, неопрятный.
3. Правила вежливости. (6 ч.)
Что обозначают правила вежливости. Надо ли их соблюдать и зачем. Какого человека мы можем назвать заботливым. Почему нужно заботиться о других.
Ключевые слова: вежливый, корректный, уважительный, обходительный; внутренняя культура, правила поведения, воспитанность; грубость, невоспитанность.
4. Как быть трудолюбивым. (1 ч.)
Как стать трудолюбивым. Что для этого надо. Как трудолюбие помогает человеку в жизни.
Ключевые слова: трудолюбивый, работящий, «золотые руки»; лентяй, лодырь.
5. Базовые моральные представления (1 ч.)
Ответственность – это главное качество человека? Почему?
Ключевые слова: ответственность, долг; необязательность, недисциплинированность.
6. Общение с окружающими. (5 ч.)
Нужно ли общаться с окружающими и как. Всегда ли нужно быть верным данному слову. Как мы понимаем. Что значит быть хорошим товарищем. Как и когда надо помогать окружающим.
Ключевые слова: верность слову, хороший товарищ; необязательность, плохой товарищ.
7. Этикет школьника (4 ч.)
Будни и праздники – чем они отличаются. Нужно ли делать подарки к торжествам и праздникам. Как правильно приглашать на праздник.
Ключевые слова: праздничное настроение, уважение к другу, подарок.
8. Культура поведения (8ч.)
Каким должен быть тон и стиль нашей речи в общении. Если вы не согласны с поведением друга, то как поступить? Чувства в общении – каковы они? Как надо их проявлять.
Ключевые слова: сдержанность, скромность, уважение; самоуверенность, самодовольство.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1. | Повторение. Чему мы научились в прошлые годы. | 1 | | |
2. | Нравственные правила на уроке. | 1 | | |
3. | Нравственные правила на уроке | 1 | | |
4. | Как контролировать свои поступки? | 1 | | |
5. | Как контролировать свои поступки? | 1 | | |
6. | Забота о младших – наш долг. | 1 | | |
7. | Забота о младших – наш долг. | 1 | | |
8. | Будничная и праздничная одежда. | 1 | | |
9. | Культура внешнего вида. | 1 | | |
10 | Основные правила вежливости. | 1 | | |
11 | Как быть заботливым. | 1 | | |
12 | Как быть заботливым | 1 | | |
13 | Игра-путешествие «По стране Вежливости» | 1 | | |
14 | Игра-путешествие «По стране Вежливости» | 1 | | |
15 | Игра-путешествие «По стране Вежливости» | 1 | | |
16 | Почему человек становится лучше, когда трудится? | 1 | | |
17 | Ответственность – это главное? | 1 | | |
18 | Верность слову и обещанию. | 1 | | |
19 | Что значит быть хорошим товарищем? | 1 | | |
20 | Что значит быть хорошим товарищем? | 1 | | |
21 | Как и когда помогать окружающим? | 1 | | |
22 | Как и когда помогать окружающим? | 1 | | |
23 | Как встретить праздник. | 1 | | |
24 | Как встретить праздник. | 1 | | |
25 | Подарки к торжествам и праздникам. | 1 | | |
26 | Подарки к торжествам и праздникам. | 1 | | |
27 | Приглашение на праздник. | 1 | | |
28 | Приглашение на праздник. | 1 | | |
29 | Тон и стиль нашей речи в общении. | 1 | | |
30 | Тон и стиль нашей речи в общении | 1 | | |
31 | Всегда ли вы согласны с поведением других. | 1 | | |
32 | Всегда ли вы согласны с поведением других. | 1 | | |
33 | Чувства в общении | 1 | | |
34 | Чувства в общении. | 1 | | |
35 | Подведение итогов года | 1 | | |
Приложение №3
Лист корректировки рабочей программы
учителя _________________________________ по предмету _______________________
на 20__ - 20____ учебный год
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |