МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа имени героя советского союза В.И. Ерменеева с. Сабакаево» муниципального образования «Мелекесский район» ульяновской области»
Рассмотрено и принято на Педагогическом совете МБОУ «Средняя школа имени В.И. Ерменеева с. Сабакаево» Протокол № 1 «31» августа 2022 года | УТВЕРЖДЕНА |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: «Геометрия»
Класс: 7 класс
Учитель: Потапенко Татьяна Александровна.
Срок реализации программы: 2022/2023 учебный год
Количество часов по учебному плану: 68 часов в год, 2 часа в неделю
Рабочую программу составил (а) ___________________________ (Потапенко Т.А.)
Ульяновская область с. Сабакаево
2022 год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления:
-осознание роли математики в развитии России и мира;
-возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений:
-оперирование понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения подмножества в простейших ситуациях;
-решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия;
-применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
-составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи;
-нахождение процента от числа, числа по проценту от него, нахождения процентного отношение двух чисел, нахождения процентного снижения или процентного повышения величины;
-решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений:
-оперирование понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, иррациональное число;
-использование свойства чисел и законов арифметических операций с числами при выполнении вычислений;
-использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении задач;
-выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
-сравнение чисел;
-оценивание значения квадратного корня из положительного целого числа;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат:
-выполнение несложных преобразований для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
-выполнение несложных преобразований целых, дробно рациональных выражений и выражений с квадратными корнями; раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, использовать формулы сокращенного умножения;
-решение линейных и квадратных уравнений и неравенств, уравнений и неравенств сводящихся к линейным или квадратным, систем уравнений и неравенств, изображение решений неравенств и их систем на числовой прямой;
5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
-определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости;
-нахождение по графику значений функции, области определения, множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
-построение графика линейной и квадратичной функций;
-оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
-использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
-оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
-выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
-оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
-проведение доказательств в геометрии;
-оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
-решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:
-формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события;
-решение простейших комбинаторных задач;
-определение основных статистических характеристик числовых наборов;
-оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
-наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;
-умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
-распознавание верных и неверных высказываний;
-оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
-выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
-использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;
10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
12) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | № к/р |
Глава 1. Начальные геометрические сведения (11) | №1 |
1 | Прямая и отрезок. Луч и угол | |
2 | Сравнение отрезков и углов | |
3 | Измерение отрезков. Измерение углов | |
4 | Перпендикулярные прямые | |
Глава II. Треугольники (18) | №2 |
5 | Первый признак равенства треугольников | |
6 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | |
7 | Второй и третий признаки равенства треугольников | |
8 | Задачи на построение | |
Глава III. Параллельные прямые (12) | №3 |
9 | Признаки параллельности двух прямых | |
10 | Аксиома параллельных прямых | |
Глава IV. Соотношения между углами и сторонами треугольника (20) | №4 №5 |
11 | Сумма углов треугольника | |
12 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | |
13 | Прямоугольные треугольники | |
14 | Построение треугольника по трем элементам | |
15 | Повторение (7) | №6 |
| ВСЕГО 68 ч. | 6 |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
ГЛАВА I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (11 ч.) | |
1. | Прямая и отрезок | 1 |
2. | Луч и угол | 1 |
3. | Сравнение отрезков и углов | 1 |
4. | Измерение отрезков | 1 |
5. | Решение задач по теме .«Измерение отрезков» | 1 |
6. | Измерение углов | 1 |
7. | Смежные и вертикальные углы | 1 |
8. | Перпендикулярные прямые | 1 |
9. | Подготовка к контрольной работе | 1 |
10 | Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения» | 1 |
11. | Анализ контрольной работы | 1 |
ГЛАВА II. ТРЕУГОЛЬНИКИ (18 ч) | |
12. | Треугольники | 1 |
13. | Первый признак равенства треугольников | 1 |
14. | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 |
15. | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 |
16. | Равнобедренный треугольник, его свойства | 1 |
17. | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | 1 |
18. | Второй признак равенства треугольников | 1 |
19. | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | 1 |
20. | Третий признак равенства треугольников | 1 |
21. | Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников | 1 |
22. | Окружность | 1 |
23. | Примеры задач на построение | 1 |
24. | Решение задач на построение | 1 |
25. | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 |
26. | Решение простейших задач | 1 |
27. | Подготовка к контрольной работе | 1 |
28. | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников» | 1 |
29. | Анализ контрольной работы | 1 |
ГЛАВА III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (12 ч.) | |
30. | Признаки параллельности прямых | 1 |
31. | Признаки параллельности прямых | 1 |
32. | Практические способы построения параллельных прямых | 1 |
33. | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | 1 |
34. | Аксиома параллельных прямых | 1 |
35. | Свойства параллельных прямых | 1 |
36. | Свойства параллельных прямых | 1 |
37. | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 |
38. | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 1 |
39. | Подготовка к контрольной работе | 1 |
40. | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» | 1 |
41. | Анализ контрольной работы | 1 |
ГЛАBA IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (20 ч) | |
42. | Сумма углов треугольника | 1 |
43. | Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» | 1 |
44. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
45. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
46. | Неравенство треугольника | 1 |
47. | Подготовка к контрольной работе | 1 |
48. | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 |
49. | Анализ контрольной работы | 1 |
50. | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | 1 |
51. | Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников | 1 |
52. | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 |
53. | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | 1 |
54. | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 |
55. | Построение треугольника по трем элементам | 1 |
56. | Построение треугольника по трем элементам | 1 |
57. | Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам» | 1 |
58. | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 1 |
59. | Подготовка к контрольной работе | 1 |
60. | Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем сторонам» | 1 |
61. | Анализ контрольной работы | 1 |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (7 ч) | |
62. | Начальные геометрические сведения | 1 |
63. | Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | 1 |
64. | Параллельные прямые. Свойства | 1 |
65. | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
66. | Контрольная работа № 6 (итоговая) | 1 |
67. | Анализ контрольной работы | 1 |
68. | Итоговый урок | 1 |