МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя школа имени героя советского союза В.И. Ерменеева с. Сабакаево» муниципального образования «Мелекесский район» ульяновской области» Рассмотрено и принято на Педагогическом совете МБОУ «Средняя школа имени В.И. Ерменеева с. Сабакаево» Протокол № 1 «31» августа 2022 года | УТВЕРЖДЕНА | Рабочая программа Наименование учебного предмета: «Геометрия» Класс: 8 класс Учитель: Потапенко Татьяна Александровна. Срок реализации программы: 2022-/2023 учебный год Количество часов по учебному плану: 68 часов в год, 2 часа в неделю Ульяновская область с. Сабакаево 2022 |
1.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметным результатом изучения предмета является:
1) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей:
-определение положения точки по ее координатам, координаты точки по ее положению на плоскости;
-нахождение по графику значений функции, области определения, множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства, промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения функции;
-построение графика линейной и квадратичной функций;
-оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность, арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
-использование свойств линейной и квадратичной функций и их графиков при решении задач из других учебных предметов;
6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений:
-оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
-выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
2) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач:
-оперирование на базовом уровне понятиями: равенство фигур, параллельность и перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция;
-проведение доказательств в геометрии;
-оперирование на базовом уровне понятиями: вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
-решение задач на нахождение геометрических величин (длина и расстояние, величина угла, площадь) по образцам или алгоритмам;
3) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:
-формирование представления о статистических характеристиках, вероятности случайного события;
-решение простейших комбинаторных задач;
-определение основных статистических характеристик числовых наборов;
-оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
-наличие представления о роли практически достоверных и маловероятных событий, о роли закона больших чисел в массовых явлениях;
-умение сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
4) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
-распознавание верных и неверных высказываний;
-оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
-выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
-использование числовых выражений при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
-решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
-выполнение простейших построений и измерений на местности, необходимых в реальной жизни;
5) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
2.Содержание программы учебного предмета
Повторение курса геометрии 7 класса (2ч.)
Четырехугольники (12 часов) Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии. Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Площадь (14 часов) Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Подобные треугольники (20 часов) Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность (17 часов) Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника
Повторение. Решение задач. (3 часа) Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
3. Тематическое планирование по предмету «Геометрия» в 8 классе
№ урока в теме | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение курса геометрии 7 класса (2ч.) | |
1-2 | Повторение | 2 |
Четырехугольники (12 часов) | |
3 | Многоугольники Параллелограмм, трапеция | 1 |
4 | Параллелограмм и его свойства | 1 |
5 | Признаки параллелограмма | 1 |
6 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | 1 |
7 | Трапеция и её свойства | 1 |
8 | Теорема Фалеса. Задачи на построение | 1 |
9 | Прямоугольник и его свойства | 1 |
10 | Ромб и квадрат | 1 |
11 | Решение задач. Прямоугольник, ромб и квадрат | 1 |
12 | Осевая и центральная симметрии | 1 |
13 | Решение задач по теме «Четырёхугольники» | 1 |
14 | Контрольная работа №1 «Четырёхугольники» | 1 |
Площадь (14 часов) |
15 | Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника | 1 |
16 | Площадь многоугольника Площадь прямоугольника. | 1 |
17 | Площади параллелограмма | 1 |
18 | Площадь треугольника | 1 |
19 | Площадь треугольника | 1 |
20 | Площадь трапеции. | 1 |
21 | Решение задач по теме «Площади многоугольников» | 1 |
22 | Решение задач по теме «Площади многоугольников» | 1 |
23 | Теорема Пифагора | 1 |
24 | Теорема, обратная теореме Пифагора | 1 |
25 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 1 |
26 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 1 |
27 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 1 |
28 | Контрольная работа №2 по теме «Площади» | 1 |
Подобные треугольники (20ч.) |
29 | Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников | 1 |
30 | Отношение площадей подобных треугольников. | 1 |
31 | Первый признак подобия треугольников | 1 |
32 | Решение задач на применение первого признака подобия | 1 |
33 | Второй и третий признаки подобия треугольников | 1 |
34 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | 1 |
35 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | 1 |
36 | Контрольная работа №3 по теме «Подобие треугольников» | 1 |
37 | Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника | 1 |
38 | Средняя линия треугольника | 1 |
39 | Свойство медианы треугольника | 1 |
40 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 |
41 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 |
42 | Измерительные работы на местности. Практическая работа | 1 |
43 | Применение подобия к решению задач. Задачи на построение | 1 |
44 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | 1 |
45 | Значения синуса, косинуса и тангенс для углов 300, 450,600 | 1 |
46 | Соотношения между сторонами и углами в треугольнике. Решение задач | 1 |
47 | Решение задач | 1 |
48 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника» | 1 |
Окружность (17 часов) |
49 | Анализ контрольной работы .Взаимное расположение прямой и окружности | 1 |
50 | Касательная к окружности | 1 |
51 | Касательная к окружности. Решение задач | 1 |
52 | Центральный угол | 1 |
53 | Решение задач по теме «Центральный угол» | 1 |
54 | Вписанный угол | 1 |
55 | Центральные и вписанные углы | 1 |
56 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 |
57 | Четыре замечательные точки треугольника | 1 |
58 | Решение задач | 1 |
59 | Вписанная окружность | 1 |
60 | Вписанная окружность | 1 |
61 | Описанная окружность | 1 |
62 | Описанная окружность | 1 |
63 | Решение задач по теме «Окружность» | 1 |
64 | Решение задач по теме «Окружность» | 1 |
65 | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | 1 |
Повторение(3ч.) |
66 | Анализ контрольной работы. Повторение. Площади многоугольников | 1 |
67 | Повторение. Подобные треугольники. Соотношения между сторонами и углами в треугольнике | 1 |
68 | Повторение. Обобщение материала курса геометрии 8 класса | 1 |