Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Хаджуов А.Д./
От «__»____2017 г. «___»____________2017 г. Приказ № _______
От «____»______2017 г.
Рабочая программа
по литературе
для 7 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Разработала:
Айрумова М. А.,
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории
х. Чернышёв
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. «Просвещение» 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Планируемые результаты:
Знать
содержание изученных литературных произведений,
основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков,
знать основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
воспроизводить содержание литературного произведения,
работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное и др.),
оценивать характеры героев, их поступки;
заучивать наизусть и выразительно читать,
выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом или развернутом виде;
писать сочинения на литературную тему,
участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей,
составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определённых способах и видах учебной деятельности.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в классе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы.
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос
Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.
Теория литературы. Русская летопись (развитие представлений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX века
Александр Сергеевич Пушкин (3 часа). Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)
Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование выразительного чтения.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений)
Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.
«Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)
Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизодов.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Песни на слова русских поэтов XX века
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).
Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Всего часов | В том числе | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
теория | практика | контроль |
1 | Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | 1 | | | | |
2 | Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». | 8 | | | | | |
3 | Былина.«Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа . | 1 | 1 | | | | |
4 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. | 1 | 1 | | | | |
5 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | 1 | 1 | | | | |
6 | Тест по теме «Былины». Контрольная работа. | 1 | 1 | | | | |
7-8 | Сочинение по теме « Художественные особенности русских былин» или «Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира» | 2 | | 2 | | | |
9 | Карело-финский эпос «Калевала» | 1 | 1 | | | | |
10 | Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость народов. | 1 | 1 | | | | |
11 | Древнерусская литература. Владимир Мономах – государь и писатель. «Поучение» Владимира Мономаха. Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». | 1 | 1 | | | | |
12 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских»». | 1 | 1 | | | | |
13 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | 1 | 1 | | | | |
14 | Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. | 1 | 1 | | | | |
15 | Классное сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе» | 1 | | 1 | | | |
16 | Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература» | 1 | | | 1 | | |
17 | Произведения русских писателей 18 века. М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». | 1 | 1 | | | | |
18 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) | 1 | 1 | | | | |
19 | Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». | 1 | 1 | | | | |
20 | Произведения Русских писателей 19 века. А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. | 13 | | | | | |
21 | «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы | 1 | 1 | | | | |
22 | Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика. | 1 | 1 | | | | |
23 | Подготовка к домашнему сочинению «Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12» | 1 | | 1 | | | |
24 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. | 1 | 1 | | | | |
25 | Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина. | 1 | 1 | | | | |
26 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник | 1 | 1 | | | | |
27 | Смысл сопоставления Олега и волхва. | 1 | 1 | | | | |
28 | Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. Своеобразие жанра. | 1 | 1 | | | | |
29 | А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. | 1 | 1 | | | | |
30 | А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель» | 1 | 1 | | | | |
31 | Образы Самсона Вырина и Дуни. | 1 | 1 | | | | |
32 | Сочинение по повести «Станционный смотритель» | 1 | | 1 | | | |
33-34 | М. Ю. Лермонтов . Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | 2 | 1 | 1 | | | |
35 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Кулачный бой на Москве-реке. | 1 | 1 | | | | |
36 | Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова».. Образ гусляров и автора. | 1 | 1 | | | | |
37 | Особенности сюжета и художественной формы поэмы | 1 | 1 | | | | |
38 | Подготовка сочинения по поэме «Песня про купца Калашникова…» | 1 | | 1 | | | |
39 | Рассказ Ю.Яковлева «Багульник» | 1 | 1 | | | | |
40 | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи. | 1 | 1 | | | | |
41 | М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Урок выразительного чтения. | 1 | | 1 | | | |
42 | Н. В. Гоголь. Страницы жизни. | 1 | 1 | | | | |
43 | История создания повести «Тарас Бульба» Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | 1 | | | | |
44 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Тарас Бульба и его сыновья. | 1 | 1 | | | | |
45 | Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожская Сечь в повести. | 1 | 1 | | | | |
46 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Героика повести. | 1 | 1 | | | | |
47 | Трагедия Тараса Бульбы | 1 | 1 | | | | |
48 | Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | 1 | 1 | | | | |
49 | Развитие понятия о литературном герое. | 1 | | 1 | | | |
50 | Внеклассное чтение. Проблема дружбы и товарищества в повести В. Железникова «Чучело» | 1 | | 1 | | | |
51 | Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Контрольная работа. | 1 | | | 1 | | |
52 | И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». | 1 | 1 | | | | |
53 | «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 1 | 1 | | | | |
54 | Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное своеобразие рассказа. | 1 | 1 | | | | |
55 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. | 1 | 1 | | | | |
56 | Выразительное чтение стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» | 1 | | 1 | | | |
57 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. | 1 | 1 | | | | |
58 | Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | 1 | 1 | | | | |
59 | Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 1 | 1 | | | | |
60 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | 1 | 1 | | | | |
61 | Смысл противопоставления генералов и мужика. | 1 | 1 | | | | |
62 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | 1 | | | | | |
63 | Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Контрольная работа. | 1 | | | 1 | | |
64 | Л. Н. Толстой и Ясная Поляна. «Детство» (главы). История создания. Автобиографический характер повести | 1 | 1 | | | | |
65 | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. Подготовка к написанию сочинения. | 1 | | 1 | | | |
66 | Классное сочинение по повести «Детство». | 1 | | 1 | | | |
67 | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 | 1 | | | | |
68 | И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | 1 | 1 | | | | |
69 | А. П. Чехов Биография писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов. | 1 | | | | | |
70 | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». | 1 | 1 | | | | |
71 | А. П. Чехов «Злоумышленник» | 1 | 1 | | | | |
72 | «Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе | 1 | 1 | | | | |
73 | Произведения русских писателей 20 века. М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 | 1 | | | | |
74 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни» | 1 | 1 | | | | |
75 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» | 1 | 1 | | | | |
76 | Характеристика литературного героя. | 1 | | 1 | | | |
77 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | 1 | | | | |
78 | В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | 1 | | | | |
79 | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | 1 | | | | |
80 | Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Рассказ «Петька на даче» | 1 | 1 | | | | |
81 | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. | 1 | 1 | | | | |
82 | А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». | 1 | 1 | | | | |
83 | Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | | 1 | | | |
84 | Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…» | 1 | 1 | | | | |
85 | Поэзия А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | 1 | 1 | | | | |
86 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. Песни военных лет. | 1 | 1 | | | | |
87 | Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». | 1 | 1 | | | | |
88 | Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе. | 1 | 1 | | | | |
89 | Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | 1 | | | | |
90 | Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | 1 | 1 | | | | |
91 | Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки. | 1 | 1 | | | | |
92 | Д. С. Лихачев. «Земля родная» | 1 | 1 | | | | |
93 | Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. | 1 | 1 | | | | |
94 | М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | 1 | | | | |
95 | Песни на слова русских поэтов 20 века | 1 | 1 | | | | |
96 | Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | 1 | 1 | | | | |
97 | Зарубежная литература. Р. Бернс «Честная бедность». | 1 | 1 | | | | |
98 | Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | 1 | 1 | | | | |
99-100 | Японские хокку. Особенности жанра. | 2 | 1 | 1 | | | |
101-102 | О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. | 2 | 1 | 1 | | | |
103 | Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». | 1 | 1 | | | | |
104 | Итоговое тестирование | 1 | | | 1 | | |
105 | Что читать летом. Итоги года. | 1 | 1 | | | | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Ожев Р.М./
От «__»____2018 г. «___»____________2018 г. Приказ № _______
От «____»______2018 г.
Рабочая программа
по литературе
для 7 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Разработала:
Айрумова М. А.,
учитель русского языка
и литературы
высшей квалификационной
категории
х. Чернышёв
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. «Просвещение» 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Планируемые результаты:
Знать
содержание изученных литературных произведений,
основные факты жизни и творчества писателей XIX – XX веков,
знать основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
воспроизводить содержание литературного произведения,
работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное и др.),
оценивать характеры героев, их поступки;
заучивать наизусть и выразительно читать,
выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом или развернутом виде;
писать сочинения на литературную тему,
участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей,
составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определённых способах и видах учебной деятельности.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в классе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы.
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия). Устный и письменный ответ на проблемный вопрос
Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану. Различные виды пересказов.
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.
Теория литературы. Русская летопись (развитие представлений). Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
Из русской литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Теория литературы. Понятие о жанре оды (начальные представления). Особенности литературного языка XVIII столетия.
Развитие речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
Из русской литературы 19 века
Александр Сергеевич Пушкин (3 часа). Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос. Составление плана устного и письменного рассказа о герое, сравнительной характеристики героев.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков поэмы, стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Развитие речи. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ отрывков. Устное рецензирование выразительного чтения.
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представления)
Развитие речи. Выразительное чтение исторических баллад. Устный и письменный ответы на вопросы проблемного характера. Рецензирование выразительного чтения.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений)
Развитие речи. Решение тестов. Устная и письменная характеристика героев. Составление викторины на знание текстов. Составление плана письменного высказывания.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента эпического произведения.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Развитие речи. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев.
«Край ты мой, родимый край…»(обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений)
Развитие речи. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений.
Из русской литературы 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Теория литературы. Герой эпического произведения (развития представлений). Средства характеристики героя (развитие представлений)
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизодов.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Развитие речи. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой повествования (развитие понятия).
Развитие речи. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализы эпизода.
«Тихая моя Родина…» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализы.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Развитие речи. Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Теория литературы. Юмор. Приёмы комического (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Песни на слова русских поэтов 20 века
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления)
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Теория литературы. Мировосприятие. Лирический герой. Средства выразительности (развитие представлений).
Из зарубежной литературы
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).
Развитие речи. Устный анализ эпизодов. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Развитие речи. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Всего часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | | |
2 | Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». | 8 | | |
3 | Былина.«Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа . | 1 | | |
4 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. | 1 | | |
5 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. | 1 | | |
6 | Тест по теме «Былины». Контрольная работа. | 1 | | |
7-8 | Сочинение по теме « Художественные особенности русских былин» или «Персонажи героического и мифологического эпоса в фольклоре народов мира» | 2 | | |
9 | Карело-финский эпос «Калевала» | 1 | | |
10 | Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость народов. | 1 | | |
11 | Древнерусская литература. Владимир Мономах – государь и писатель. «Поучение» Владимира Мономаха. Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». | 1 | | |
12 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских»». | 1 | | |
13 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | 1 | | |
14 | Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. | 1 | | |
15 | Классное сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе» | 1 | | |
16 | Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература» | 1 | | |
17 | Произведения русских писателей 18 века. М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». | 1 | | |
18 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) | 1 | | |
19 | Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». | 1 | | |
20 | Произведения Русских писателей 19 века. А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. | 13 | | |
21 | «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы | 1 | | |
22 | Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика. | 1 | | |
23 | Подготовка к домашнему сочинению «Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12» | 1 | | |
24 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. | 1 | | |
25 | Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина. | 1 | | |
26 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник | 1 | | |
27 | Смысл сопоставления Олега и волхва. | 1 | | |
28 | Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. Своеобразие жанра. | 1 | | |
29 | А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. | 1 | | |
30 | А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель» | 1 | | |
31 | Образы Самсона Вырина и Дуни. | 1 | | |
32 | Сочинение по повести «Станционный смотритель» | 1 | | |
33-34 | М. Ю. Лермонтов . Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | 2 | | |
35 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Кулачный бой на Москве-реке. | 1 | | |
36 | Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова».. Образ гусляров и автора. | 1 | | |
37 | Особенности сюжета и художественной формы поэмы | 1 | | |
38 | Подготовка сочинения по поэме «Песня про купца Калашникова…» | 1 | | |
39 | Рассказ Ю.Яковлева «Багульник» | 1 | | |
40 | М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи. | 1 | | |
41 | М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Урок выразительного чтения. | 1 | | |
42 | Н. В. Гоголь. Страницы жизни. | 1 | | |
43 | История создания повести «Тарас Бульба» Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | | |
44 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Тарас Бульба и его сыновья. | 1 | | |
45 | Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожская Сечь в повести. | 1 | | |
46 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Героика повести. | 1 | | |
47 | Трагедия Тараса Бульбы | 1 | | |
48 | Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. | 1 | | |
49 | Развитие понятия о литературном герое. | 1 | | |
50 | Внеклассное чтение. Проблема дружбы и товарищества в повести В. Железникова «Чучело» | 1 | | |
51 | Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Контрольная работа. | 1 | | |
52 | И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». | 1 | | |
53 | «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | 1 | | |
54 | Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное своеобразие рассказа. | 1 | | |
55 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. | 1 | | |
56 | Выразительное чтение стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» | 1 | | |
57 | Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. | 1 | | |
58 | Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | 1 | | |
59 | Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 1 | | |
60 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | 1 | | |
61 | Смысл противопоставления генералов и мужика. | 1 | | |
62 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | 1 | | |
63 | Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Контрольная работа. | 1 | | |
64 | Л. Н. Толстой и Ясная Поляна. «Детство» (главы). История создания. Автобиографический характер повести | 1 | | |
65 | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. Подготовка к написанию сочинения. | 1 | | |
66 | Классное сочинение по повести «Детство». | 1 | | |
67 | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 | | |
68 | И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. | 1 | | |
69 | А. П. Чехов Биография писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов. | 1 | | |
70 | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». | 1 | | |
71 | А. П. Чехов «Злоумышленник» | 1 | | |
72 | «Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе | 1 | | |
73 | Произведения русских писателей 20 века. М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | 1 | | |
74 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни» | 1 | | |
75 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» | 1 | | |
76 | Характеристика литературного героя. | 1 | | |
77 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | | |
78 | В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | | |
79 | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | | |
80 | Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Рассказ «Петька на даче» | 1 | | |
81 | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. | 1 | | |
82 | А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». | 1 | | |
83 | Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | | |
84 | Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…» | 1 | | |
85 | Поэзия А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | 1 | | |
86 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. Песни военных лет. | 1 | | |
87 | Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». | 1 | | |
88 | Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе. | 1 | | |
89 | Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | | |
90 | Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | 1 | | |
91 | Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки. | 1 | | |
92 | Д. С. Лихачев. «Земля родная» | 1 | | |
93 | Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. | 1 | | |
94 | М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | | |
95 | Песни на слова русских поэтов 20 века | 1 | | |
96 | Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | 1 | | |
97 | Зарубежная литература. Р. Бернс «Честная бедность». | 1 | | |
98 | Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | 1 | | |
99-100 | Японские хокку. Особенности жанра. | 2 | | |
101-102 | О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. | 2 | | |
103 | Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». | 1 | | |
104 | Итоговое тестирование | 1 | | |
105 | Что читать летом. Итоги года. | 1 | | |