Всероссийский конкурс педагогических проектов «Гиперфокус»
Проект «Музей литературного героя»
Автор: Шатохина Алена Ильинична, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г.Улан –Удэ
Улан-Удэ, 2023г.
Пояснительная записка
Проект «Музей литературного героя» - удобная форма работы предметной области литература (да и любой предметной области), так как подобная тема проекта предполагает скрупулезную работу по сбору материала: деталей, подробностей, исторического и культурного комментария, чтения текстов как художественных, так и научных и публицистических, просмотра кинематографического материла, знакомства с иллюстрациями художников и т.д.
Тема проекта задается в начале изучения произведения в общих чертах: «Музей героя». Какого героя, будет обозначено, когда герои будут изучены на уроках литературы. Цель такого хода - произведение должно быть прочитано внимательно, поэтому все герои должны восприниматься как предполагаемые объекты исследования. Обсуждается, что может быть показано в музее: комната, мебель, одежда, предметы, которым пользовался обитатель комнаты, книги, письма, карты путешествия, портреты, фотографии и т.п. Это делается для того, чтобы в процессе чтения с первых уроков ребята отмечали эпизоды в тексте, содержащие вышеуказанные элементы.
Когда герои произведения изучены на уроках литературы, ребята получают проектное задание: выбор конкретного героя, кому будет посвящена их инсталляция в музее литературных героев. Выбор может быть сделан с помощью жребия, назначен учителем или произведен самостоятельно.
В течение отведенного времени ребята готовят проект, оформляют паспорт проекта и продумывают форму защиты.
Защита проекта происходит на одном из уроков. Как показывает опыт, подобная работа активизирует всех детей класса, каждый находит применение своим способностям.
Перспективы подобного формата работы, на мой взгляд, таковы: формат музейной выставки как проектного продукта может быть использован на любом предмете; такой проект может быть индивидуальным и/ или групповым; он может быть внутриклассным, внутришкольным, межшкольным, межрегиональным; по видам инсталляции он может быть как рукотворным, так и виртуальным.
Предлагаю Вашему вниманию проект «Музей героев романа И.А. Гончарова «Обломов».
Проект «Музей героев романа И.А. Гончарова «Обломов»
Цель проекта: создать инсталляцию в литературном музее, посвященную герою романа И.А. Гончарова «Обломов» ( Герои: Обломов, Штольц, Ольга Ильинская, Захар, Агафья Пшеницына).
Задачи:
прочитать роман И.А. Гончарова «Обломов»;
собрать материал, посвященный герою романа;
визуализировать детали романа, придумать форму воплощения в инсталляции (вещи, предметы, макеты, рисунки и т.п.);
исследовать литературный, языковой, исторический, культурный контекст деталей.
Тип проекта:
по доминирующей деятельности – творческий (получение творческого продукта);
по предметному содержанию – монопроект (в рамках учебного предмета «литература»);
по характеру координации – проект с открытой координацией;
по характеру контактов между учениками: внутриклассный;
по количеству участников: групповой (5-6 человек в каждой группе);
по продолжительности: краткосрочный (2 недели).
Учебный предмет: литература
Объект исследования: герои романа И.А. Гончарова «Обломов».
Предмет исследования: все способы создания образа героя в романе.
Ожидаемый результат: внимательное чтение романа, усвоение его содержания, работа с портретом, интерьером, деталями как средством создания образа героя романа.
Продукт проекта: инсталляция в музее литературных героев романа.
Форма презентации продукта: экскурсия в музее героев романа.
Сроки: две недели.
Этапы проекта
Этап | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
Подготовительный |
Определение состава группы | Самостоятельно делятся на группы | Утверждает состав групп |
Постановка проблемы | Изучают, как делать инсталляцию, что нужно для инсталляции | Список литературы, источников для изучения вопроса, консультирование |
Реализации |
Планирование | Распределение обязанностей в группе, планирование работы, оформление паспорта проекта. | Координирование деятельности, консультирование по возникшим вопросам. |
Поиск информации | Ищут необходимую информацию, работают с разными источниками, фиксируют результаты работы. | Работа на уроке с материалом, акцент на деталях, нужных для проекта. |
Создание продукта | Выбор формы инсталляции, подготовка, фиксация результатов | Помощь по запросу учеников |
Подготовка защиты | Составление текста экскурсии, подготовка к устной защите, распределение ролей в процессе защиты продукта проекта | Знакомство с жанром «экскурсия», требованиями к публичной защите. |
Итоговый | | |
Защита проекта | В кабинете создают инсталляцию по герою, проводят экскурсию | Задает вопросы, приглашает к обсуждению. |
Механизм контроля: со стороны учителя контроль работы над проектом осуществляется путем оценивания материалов папки проекта, собранных в процессе подготовки каждой группой; ученики контролируют свою работу и координируют ее в соответствии с утвержденным ими планом.
Приложение 1.
Фотоматериалы проекта
| |
|
Паспорт проекта Фрагмент инсталляции, посвященной Штольцу |
Комната Захара, подготовка |
| Мемы с Обломовым и Захаром |
Фрагмент инсталляции, посвященной Агафье Пшеницыной |
Комната Агафьи Пшеницыной, подготовка |
Комната Ольги Ильинской |
Фрагмент интерактивной инсталляции. Илья Ильич Обломов |
Ссылка на видеоматериалы по защите проекта:
https://drive.google.com/drive/folders/157ycVu_caeoCtRSpKgOVUQPsYKLRF4rL?usp=sharing