Музейная педагогика: что это такое
Давайте подробнее погрузимся в технологию музейной педагогики и разберёмся, как она выглядит, и какие цели и задачи решает.
Как возникла и что из себя представляет музейная педагогика? Давайте дадим определение:
Музейная педагогика — это инновационный педагогический метод, который помогает формировать у детей и взрослых гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям.
Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.
Музейная педагогика выполняет следующие функции:
культурно просвещает;
обучает знаниям;
воспитывает личность;
всесторонне развивает;
организует события и объединяет людей;
разрабатывает эффективные методологии;
диагностирует состояние общества и культуры.
Музейная педагогика как научная дисциплина рассматривает музей не только с точки зрения места, где хранятся произведения искусства. А как образовательную систему, способную влиять на воспитание и развитие человека.
Как возникла музейная педагогика: история
Появление музейной педагогики в области образования относят к эпохе Просвещения. Именно тогда, во времена активного развития науки и философии музей начинает занимать ключевое место в обучении представителей высшего общества.
Музейная педагогика в России
В нашей стране музейная педагогика стала зарождаться в конце XIX века. Тогда роль музея в образовании изучали представители экскурсионной школы — Н.А. Гейнике, Б.Е. Райков и другие. А также свой вклад в развитие музейной педагогики внесли такие учёные как А.В. Луначарский, Н.И. Романов, А.В. Бакушинский и П.А. Флоренский.
После Октябрьской революции сложились благоприятные условия для эстетического воспитания народа. Решать эту задачу как раз и доверили представителям музейной педагогики.
Как самостоятельная научная дисциплина музейная педагогика сформировалась в СССР только в 80-90-х XX века. И в наши дни она активно развивается.
Современный расцвет музейной педагогики является результатом работы ЮНЕСКО. Именно эта организация хотела привлечь детей и юношей в музей, а потому использовала достижения новой науки и инициировала дальнейшие исследования.
Цели и задачи музейной педагогики
Музейная педагогика — это своеобразный мост между музеями и современными учащимися. Именно она отвечает за поиск эффективных форм коммуникации и развитие творческих способностей личности. Поэтому перед ней стоят важные цели и задачи.
Цель музейной педагогики — построить грамотный диалог между взрослыми и детьми в музейном пространстве и помочь юным посетителям развивать исследовательские, познавательные и созидательные стремления.
Чтобы достичь столь ответственную цель, научная дисциплина должна решать следующие задачи:
формировать представление о музее, его функциях и возможностях;
развивать художественные навыки и творческие способности у детей;
создавать условия для развития визуальной культуры;
увеличивать количество познавательных форм и инструментов;
расширять кругозор и знания о мире;
формировать интерес к познанию окружающего мира;
развивать исследовательские умения и навыки;
прививать любознательность, любовь к жизни и стремление быть активным.
В школах организовывают мини-музеи, в которых выставляются работы, созданные учащимися. Такой метод помогает развивать чувство прекрасного, без посещения музеев и раскрывать творческий потенциал детей.
Принципы развития музейной педагогики
Как и другие научные дисциплины, музейная педагогика не может развиваться сама по себе. Для этого необходимо соблюдать определённые принципы и условия.
Среди них:
удовлетворять познавательный голод аудитории;
подходить к развитию знаний целостно и системно;
соблюдать последовательность;
ориентироваться на гуманистические ценности;
интегрировать и совмещать разные знания;
общаться с детьми и взрослыми через диалог и деятельность;
делать акцент на культурную составляющую.
Новое время требует новых подходов. Поэтому в музейную педагогику проникают интерактивные методики и технологии, которые помогают привнести «живой», игровой формат и активно вовлекать учащихся взаимодействовать с музеем.
Формы музейной педагогики
Музейная педагогика использует разные формы работы. Многие из них пришли непосредственно из классической педагогики, а другие — это специфические наработки, применяемые только в данной дисциплине.
Давайте рассмотрим, какие формы работы в музейной педагогике, существуют и по каким видам они разделяются:
Формы работы по адресату: | Формы работы по видам занятий: | | |
работа с педагогами; | консультации; | практические занятия; | прогулки или путешествия; |
работа с родителями; | семинары-практикумы; | тематические беседы; | работа с музейными экспонатами; |
работа с детьми. | творческие конкурсы; | разнообразные экскурсии; | превращение в известного героя; |
| рекомендации по проведению уроков; | интеллектуальные викторины; | театрализованные постановки; |
| сотрудничество; | познавательные квесты; | игровые ситуации. |
Это далеко не все занятия в музейной педагогике, которые могут использовать работники, чтобы взаимодействовать с педагогами, детьми и их родителями. Главное, что эти формы работы помогают думать, активно участвовать в происходящем и сопереживать героям. А значит, проникаться культурой и искусством.
Важно помнить, что необходимо не только предложить интересное задание детям, но и мотивировать их участвовать. С этой целью можно рассказать удивительный факт, поставить учащимся увлекательную задачу или озвучить проблему, которую обязательно надо решить всем вместе.
Если так подходить к организации первых походов в музей, ребёнок будет понимать, зачем их посещать, научится получать удовольствие и в будущем будет сам стремиться ходить на художественные выставки и в арт-галереи.
Мы рассмотрели, что такое музейная педагогика, какие цели и задачи она решает и какие формы использует в своей деятельности. Теперь вы знаете, зачем ходить в музеи и как делать это с пользой. Хотя вы об этом и знали.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. - Я поведу тебя в музей, – сказала мне сестра». А что делать, если нет времени и возможности в воскресный день пойти в музей? Думаете, такая проблема существует только в маленьких поселках и отдаленных регионах? К сожалению, она существует даже в городах с огромным количеством музеев. Именно поэтому в образовательных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и музейная технология прочно вошла в нашу жизнь.
Возникновение музея нельзя рассматривать как случайность, в школе он появился потому, что возникла потребность в смене образовательных представлений в свете современного развития общества. Появление музея в школе большой шаг в плане гармонично развивающейся личности школьника. С помощью экспонатов, хранящихся в музее, а также тех предметов, которые окружают ребенка в повседневной жизни возможно развить чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту вещей окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение. Музей способствует созданию такой атмосферы, где происходит развитие ума, личностных качеств, душевных свойств, ценностных отношений к миру.
Музейная педагогика позволяет вызвать у учащихся интерес, желание учиться; позволяет развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщиться через музей к истории родного края, города, села, семьи. Посредством музейной педагогики учащиеся лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей отчизны.
Итак, сейчас старшая вожатая Кристина Николаевна расскажет и покажет нам как она использует в своей работе музейную педагогику как форму совместной деятельности с ПО РДШ ОО.
В заключение нашей встречи, прошу Вас заполнить анкету, в которой, ответив на вопросы, поделитесь впечатлениями об увиденном и услышанном на семинаре.
4