Сироткин Станислав Олегович
Предмет: Обществознание
Тема урока: Конституционные обязанности гражданина РФ. Защита Родины.
Класс: 9-е
Тип урока: Музейный урок (углубление в историко-политический контекст конституционных обязанностей гражданина РФ)
Прогнозируемые результаты
личностные:
осознание своей идентичности как гражданина страны, освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества;
уважение прошлого своего народа, его исторического наследия;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических/исторических задач.
метапредметные:
готовность к сотрудничеству с другими обучающимися и педагогом, умение работать в группе;
владение умениями работать с различными источниками информации (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, находить в различных источниках информацию, необходимую для решения задач и т.д.)
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения с планируемыми результатами;
использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
способность представлять результаты деятельности в различных формах.
предметные:
овладение знаниями об основных событиях Великой Отечественной войны (на примере боевого пути 84 гвардейской стрелковой дивизии);
Формируемые УУД
ориентироваться в своей системе знаний: применять полученные знания на практике при решении задач;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
владеть приёмами отбора и систематизации материала, анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, представлять информацию в разных формах.
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности на занятии (с помощью учителя);
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации;
способность сознательно организовывать, регулировать и анализировать свою деятельность;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные УУД
совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя и т.д.);
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения.
Дидактические средства: (учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы, музейные экспонаты и др.)
Оборудование:
Технологическая карта
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия | Словесный | На перемене учитель просит обучающихся оставить рюкзаки в классном кабинете (в музей необходимо взять только карандаш или ручку). Перед входом в музей учитель приветствует учеников и вручает каждому билет в музей, просит обучающихся встать перед знаменем 84 дивизии. | Со звонком заходят в музей, встают перед знаменем 84 дивизии. | Обучающиеся способны сознательно организовывать и регулировать свою деятельность (умеют слушать и слышать просьбы учителя). |
Формулирование темы урока, целевая установка | Словесный, прослушивание аудиофайла Фронтальная работа | Учитель предлагает детям назвать ассоциации с фразой “Защита Родины”, просит предположить, о чем пойдет речь во время занятия. Вместе с обучающимися формулирует цель занятия. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют при помощи педагога цель занятия, правила поведения. | Обучающиеся умеют определять и формулировать цель деятельности на занятии, совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. |
Самостоятельная работа | Самостоятельное изучение экспонатов, заполнение раздаточных материалов (карточек) | Ученикам раздаются карточки (см. Приложения) с вопросами, способствующими целенаправленному изучению экспонатов. Работа проводится в 4-х группах по карточкам: 1. Боевая жизнь 84-й Гвардейской стрелковой дивизии с июля 1941 по октябрь 1944. 2. Боевая жизнь 84-й Гвардейской стрелковой дивизии с октября 1944 по июнь 1946 гг. 3. Обмундирование советского военнослужащего. 4. Герой нашей школы - Степан Александрович Крюков. На работу дается 15 минут. | Учащиеся встают по группам, работая в команде, решают задачу. | Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при выполнении задания. |
Подведение итогов | | По итогу работы в группах учитель с классом снова обходят все экспонаты, а ученикам (через опрос) дается возможность рассказать им по своим карточкам. | | |
Приложения
Приложение №1. Карточки для самостоятельного изучения экспонатов музея.
Карточка №1
Боевая жизнь 84-й Гвардейской стрелковой дивизии с июля 1941 по октябрь 1944 гг.
Основные события боевой жизни 84-й Гвардейской стрелковой дивизии в заданный период | Интересные факты |
Событие | Дата | |
| | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Карточка №2
Боевая жизнь 84-й Гвардейской стрелковой дивизии с октября 1944 по июнь 1946 гг.
Основные события боевой жизни 84-й Гвардейской стрелковой дивизии в заданный период | Интересные факты |
Событие | Дата | |
| | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Карточка №1
Обмундирование советского военнослужащего
Элементы обмундирования советского солдата | Элементы обмундирования советской медсестры |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Карточка №4
Герой нашей школы - Степан Александрович Крюков
Обстоятельства героической смерти Степана Александровича Крюкова | Интересные сведения о жизни Степана Александровича Крюкова |
| |