I. Организационный момент. Подготовка к активной учебной деятельности. Дети входят в класс под музыку «Торжественного марша». Учитель приветствует учащихся (музыкальное приветствие), обращает внимание на музыку, сопровождающую их вход в класс, просит вспомнить к какому жанру относится это произведение (марш), где оно может звучать (концерты, парады и т. п.). Сообщает название военного марша, его автора. II. Мотивация к учебной деятельности – Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников. И сегодня я предлагаю вам поговорить об образе русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве. III. Актуализация знаний Показать разворот учебника-тетради с темой урока - «МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ». Познакомить со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I, Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображениям участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона. – Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК? (ответы детей) - Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины. Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы. «Когда говорят пушки, музы молчат», — гласит поговорка. Но с первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Песни очень быстро передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды. IV. Первичное осмысление и закрепление 1.Слушание: «Богатырская симфония» А.П.Бородина – Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин. Обратить необходимо внимание детей на новое слово «CИМФОНИЯ». Это большое многочастное музыкальное произведение для большого симфонического оркестра. В дословном переводе с греческого языка это слово обозначает «СОЗВУЧИЕ», «БЛАГОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТОНОВ». Свою симфонию Бородин назвал «Богатырская». – Послушайте, как звучит главная тема из I части симфонии и подумайте, почему Бородин дал этой симфонии такое название? Пусть дети прислушаются к тому, что впечатление тяжёлой поступи возникает у слушателей благодаря особому строю мелодии, «топтанию» вокруг её начального звучания, остановок в конце каждой музыкальной фразы. Музыкальные инструменты симфонического оркестра играют одну мелодию в один голос, в УНИСОН, то есть все вместе. Это придаёт музыке особую слаженность характера музыки, единение разных людей перед лицом врага. Вопросы для общения: – Подумайте, почему Бородин дал этой симфонии такое название? – Каков характер музыки этой темы? – Что придаёт ей уверенность, героичность, мужественность? – Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра? 2. Разучивание песни: «Солдатушки, бравы ребятушки» Показ песни. Беседа об истории создания этого произведения. В песне звучит вопрос солиста-запевалы. А ответ хора построен в форме диалога. Мелодия вопроса размашистая, удалая; а мелодия ответа – более строгая, собранная, чеканная. О чём эта песня? Современная ли эта песня или старинная? Физминутка 3. Музыкально - ритмическая игра «Не опоздай» (Приложение 1). VI. Прослушивание «Песни о маленьком трубаче» музыка С.Никитина. – Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы. Но главное при их разучивании – добиваться следует естественного звучания детских голосов, чтобы учащиеся не форсировали звучание мелодии. В чём заключается подвиг маленького мальчика-трубача? VII. Песня «Учил Суворов» музыка А.Новикова, М.Левашова. Ученики 1 класса рассказывают дополнительный материал, который они самостоятельно нашли в библиотеке, со слов родителей, учителя начальных классов. – А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, не смотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью. Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей. Исполнение песни «Учил Суворов»: всем классом; по группам; с солистами. VIII. «Песенка о бумажном кораблике» Б.Окуджавы. – Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы. Но главное при их разучивании – добиваться следует естественного звучания детских голосов, чтобы учащиеся не форсировали звучание мелодии. (различные ответы учащихся можно в конце дополнить вопросом): – Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?» |