СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музы не молчали

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок поможет вам воспитать патриотические чувсва и любовь к Родине.Урок получился интересным и объёмным по содержанию.

Просмотр содержимого документа
«Музы не молчали»

Технологическая карта урока Класс________ Дата______________

Целевой блок

Тема

Музы не молчали.

Цель

познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Формировать УУД:

Личностные УУД: Уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

 Регултивные УУД: Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

ПознавательныеУУД: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: : Формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые результаты

Предметные: Уметь определять на слух характер музыки и передать её настроение, назвать произведение, в котором музыка рассказывает о Родине, героях войны, раскрыть образы русских героев-воинов.

Личностные: Учить уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: Учить анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию;

 ПознавательныеУУД: Учить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.

Способствовать развитию: Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.

Воспитывать: Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах, воспитывать любовь к Родине.

Тип урока

комбинированный.

Учебно- методический комплекс

Учебник, презентация, мультфильм к п есне «Песня о маленьком трубаче», «Песня о бумажном солдате»

Организационно - деятельностный блок

Основные понятия

Симфония, унисон

Организация пространства

Фронтальный, практический

Межпредметные связи

Окружающий мир, изобразительное искусство, история, литература

Действия обучающихся

I. Организационный момент. Подготовка к активной учебной деятельности.

Дети входят в класс под музыку «Торжественного марша». Учитель приветствует учащихся (музыкальное приветствие), обращает внимание на музыку, сопровождающую их вход в класс, просит вспомнить к какому жанру относится это произведение (марш), где оно может звучать (концерты, парады и т. п.). Сообщает название военного марша, его автора.

II. Мотивация к учебной деятельности

– Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников. И сегодня я предлагаю вам поговорить об образе русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.

III. Актуализация знаний

Показать разворот учебника-тетради с темой урока - «МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ». Познакомить со скульптурными памятниками известным полководцам России – Петру I, Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображениям участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.

– Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК? (ответы детей)

- Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины. Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему народу на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы.


«Когда говорят пушки, музы молчат», — гласит поговорка. Но с первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт». Песни очень быстро передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

IV. Первичное осмысление и закрепление

1.Слушание: «Богатырская симфония» А.П.Бородина

– Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.

Обратить необходимо внимание детей на новое слово «CИМФОНИЯ». Это большое многочастное музыкальное произведение для большого симфонического оркестра.
В дословном переводе с греческого языка это слово обозначает «СОЗВУЧИЕ», «БЛАГОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТОНОВ». Свою симфонию Бородин назвал «Богатырская».

– Послушайте, как звучит главная тема из I части симфонии и подумайте, почему Бородин дал этой симфонии такое название? Пусть дети прислушаются к тому, что впечатление тяжёлой поступи возникает у слушателей благодаря особому строю мелодии, «топтанию» вокруг её начального звучания, остановок в конце каждой музыкальной фразы. Музыкальные инструменты симфонического оркестра играют одну мелодию в один голос, в УНИСОН, то есть все вместе. Это придаёт музыке особую слаженность характера музыки, единение разных людей перед лицом врага.

Вопросы для общения:

– Подумайте, почему Бородин дал этой симфонии такое название?
– Каков характер музыки этой темы?
– Что придаёт ей уверенность, героичность, мужественность?
– Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?

2. Разучивание песни: «Солдатушки, бравы ребятушки»

  • Показ песни.

  • Беседа об истории создания этого произведения.

  • В песне звучит вопрос солиста-запевалы. А ответ хора построен в форме диалога.

  • Мелодия вопроса размашистая, удалая; а мелодия ответа – более строгая, собранная, чеканная.

  • О чём эта песня?

  • Современная ли эта песня или старинная?

Физминутка

3. Музыкально - ритмическая игра «Не опоздай» (Приложение 1).

VI. Прослушивание «Песни о маленьком трубаче» музыка С.Никитина.

– Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы. Но главное при их разучивании – добиваться следует естественного звучания детских голосов, чтобы учащиеся не форсировали звучание мелодии.

  • О каких событиях повествуется в данной песне?

В чём заключается подвиг маленького мальчика-трубача?

VII. Песня «Учил Суворов» музыка А.Новикова, М.Левашова.

  • Памятник какому полководцу мы видим ?

  • Чему учил этот великий русский полководец?

Ученики 1 класса рассказывают дополнительный материал, который они самостоятельно нашли в библиотеке, со слов родителей, учителя начальных классов.
– А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, не смотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью.
Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.

Исполнение песни «Учил Суворов»:

  • всем классом;

  • по группам;

  • с солистами.

VIII. «Песенка о бумажном кораблике» Б.Окуджавы.

– Все эти произведения объединяет сочетание песенности, маршевости. В них упругие, чеканные ритмы. Но главное при их разучивании – добиваться следует естественного звучания детских голосов, чтобы учащиеся не форсировали звучание мелодии.

(различные ответы учащихся можно в конце дополнить вопросом):

– Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»


Диагностика результатов урока

- Какую цель ставили? Чему научились? Оцените себя.