СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка и литература

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Музыка и литература»

Раздел 1. «Музыка и литература».

Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере.

Цель урока: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.

Задачи урока:

Обучающие:

формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;

знакомство с литературным творчеством В. Астафьева «Слово о мастере»;

расширение представлений о жизни композитора Г.В. Свиридове и о его музыке.

Развивающие:

формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;

развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;

развитие образного мышления.

Воспитательные:

определение значимости роли музыки в жизни человека;

воспитание чувства любви к Родине;

воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Планируемые результаты:

Личностные:

- Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Предметные:

- Развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциатив­ного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание му­зыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пла­стическое движение и др.);

овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: хор, оркестр, лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, серенада для струнного оркестра, реквием, контраст интонаций, хор, альт.

Метапредметные:
Регулятивные:

умение размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

умение определять проблему, ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;

умение анализировать собственную учебную деятельность;

умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе урока.

Познавательные:

умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы, наблюдать за музыкой;

умение дать характеристику, выделить основные особенности музыкального жанра.

расширение музыкального и общего культурного кругозора;

воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию.

смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

развитие общих музыкальных способностей.

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

умение находить общее решение, учитывать разные мнения.

Тип урока: Изучение нового материала, дискуссия.                                              

Наглядный материал: презентация.

Музыкальный материал: «Снег идёт» из маленькой кантаты Г. Свиридова, сл. Б. Пастернака; «Запевка» Г. Свиридова, сл. И. Северянина; «Песенка о словах» (муз. С. Старобинского, сл. В. Вайнина).

Оборудование: Синтезатор, ПК, проектор; учебник «Музыка. 5 класс» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой (М.: Просвещение, 2016).

Ход урока:


1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Приветствуют учителя.

Настраивание учащихся на деятельность.

Мы изучаем раздел под названием «Музыка и литерату­ра». Этот раздел очень обширный и продолжа­ется темой: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере.

Записывают в тетрадь тему урока.

И сегодня мы узнаем, как писатели и поэты писали о музыке и музыкантах.


2. Повторение пройденного материала.

Теперь вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Отвечают на вопросы учителя:

- Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают характер каждой части?

- Что такое симфония-действо?


3. Открытие и усвоение новых знаний.

Работа по учебнику (с. 34-39).

Презентация.

 Вспомни народное выражение и поговорку: «золотых дел мастер», «дело мастера боится».

Мастер! Именно этим ёмким словом назвал писатель В. Астафьев композитора, с которым, мы с вами сегодня познакомимся. Но сначала мы послушаем его звуковое послание. Послушайте его внимательно.

Слушают «Запевка» Г.В. Свиридова на стихи И. Северянина.

- Что можно сказать об этом композиторе?

Какой страны этот композитор?

О чем он хотел нам рассказать?

Почему вы так решили?

Как он относился к Родине?

- Кто исполнял это произведение?
Кроме музыки вы слышали поэтический текст. Это послание - соавторство двух творческих людей: музыканта и поэта.

Прозвучала «Запевка» русского композитора Г.В. Свиридова на стихи И. Северянина «О России петь-что стремиться в храм…»

- Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева «Сло­во о Мастере».

Есть звуки и нити, соединяющие русско­го человека на Русской земле, и они звучат в каждом из нас от рождения. Музыка, может быть, самое дивное создание челове­ка, его вечная загадка и услада... Люди пла­чут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным... плачут, жалея себя и то чистое, дивное, созданное в себе, что было задумано природой...

Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в нём, и пре­будет на земле. Я думаю, музыку человек услышал раньше, чем научился говорить, и заветное «В начале было слово» — весьма и весьма сомнительно. Нет, в начале был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы и звон опадающей листвы. И только пе­реняв у природы звук, человек сложил из него слово. Музыка и природа - это самое верное, святое, неизменное, что осталось с че­ловеком...

Будучи золотой осенью на Курщине, я открыл для себя - от­сюда, с этой родной земли унёс в сердце и сохранил великий композитор современности [Г. Свиридов] тот нежный и непре­клонный звук, ту пространственную, высокую мелодию, что стонет, плачет, сжимает сердце русское неизъяснимою тоскою, очистительною печалью. Мощным хором возносится композитор в поднебесье, набатным колоколом зовёт Россию и русский на­род: выстоять! Выпрямиться и выстоять во имя будущего наших детей и во имя сохранения того прекрасного, что накопили на земле её редкие мудрые страдальцы, гении человечества, эти вечные отважные странники...

- Как ты думаешь, кого писатель называет «мудрыми страдальцами», «гениями человечества», «вечными странниками» и почему?

- Ребята, скажите какое время года у нас в России, самое прекрасное и веселое? (зима).

А сейчас положите перед собой учебники, откройте страницу 34 и внимательно смотрите на текст и слушайте…

Звучит маленькая кантата Г.В.Свиридова на стихи Б.Пастернака.

- Какой музыкальный образ создан Г. Свиридовым? Только ли это лирическая зарисовка зимней природы?

- Что напоминает метрическая равномерность музыки? Как компози­тор, изображая пейзаж, передал безостановочный ход времени, вы­разил идею о его бесконечности?

- Какую выразительную роль играет чередование партий женского хора: альты — сопрано?

- Как звучит сопровождение хора? Какие инструменты придают музы­ке ощущение фантастичности, колокольности, устремлённости ввысь?

- В каком ладу звучит музыка этой части?

В своём творчестве Г. Свиридов постоянно обращается к вокальным жанрам. Удивитель­но чутко в своих романсах и хоровых про­изведениях он относится к слову, мастерски подчёркивая его значение и выразительность верно найденными музыкальными интонаци­ями, ритмом, красочностью тембров голосов и оркестра. Музыка композитора уходит своими корнями в жизнь русского народа, в его ду­шевный склад и характер, в природу России.


4. Вокально-хоровая работа.

- распевание.

- разучивание песни «Песенка о словах» (муз. С. Старобинского, сл. В. Вайнина).


5. . Рефлексия. Итог урока.

Пришло время подвести итог нашего урока и обобщить тему.

Отвечают на вопросы учителя:

- С какими произведениями сегодня познакомились?

- Какие больше всего понравились. Почему?

- Творчество Г. Свиридова часто сравнивают с песнью о России. Как вы думаете почему?

Оценивание детей.


6. Домашнее задание.

- Выучить песню «Песенка о словах» (муз. С. Старобинского, сл. В. Вайнина).

- Найди стихи, рассказы, повести о музыке и музыкантах. Подбери к ним музыкальный ряд и подготовь сообщение для одноклассников.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!