СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Пейзаж в музыке, литературе, живописи".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно - музыкальная гостиная по МХК. Тема: "Пейзаж в музыке, литературе, живописи". Урок представляет собой изучение пейзажа в контекте музыки, живописи и литературы. Дети анализируют художественный образ, например, картина И. Левитана "Золотая осень" или В. Поленов "Первый снег", затем наполняют художественный образ эмоциальными красками: подбирают к нему музыкальные и литературные произведения, например, стихи русских поэтов или музыка А. Вивальди "Времена года". По изучению отдельного времени года, детям предлагается самим нарисовать (придумать) свой художественный образ (этюд), картину, и подобрать к нему свои литературные и музыкальные произведения. 

Обородувание урока: сборник стихов русских поэтов, аудиоколонки, альбом, цветные карандаши, краски, произведения русской живописи. 

Просмотр содержимого документа
«"Пейзаж в музыке, литературе, живописи".»

Литературно – музыкальная гостиная по МХК по теме:

Литературно – музыкальная гостиная по МХК по теме: "Пейзаж в музыке, литературе, живописи".

Прочитайте стихотворение, нарисуйте художественный образ, который возник у Вас? Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной.  Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялась трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет тёмная листва.  А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж — и целый день Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от сел и деревень.  И, убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным, Гудит-поет в стволы ружья.

Прочитайте стихотворение, нарисуйте художественный образ, который возник у Вас?

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялась трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж — и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным,

Гудит-поет в стволы ружья.

  Этюд в переводе с французского означает набросок, рисунок. Задание на урок: Вам необходимо выступить в роли поэтов, художников, актеров. Нарисовать (придумать) этюд по теме

Этюд в переводе с французского означает набросок, рисунок.

Задание на урок: Вам необходимо выступить в роли поэтов, художников, актеров. Нарисовать (придумать) этюд по теме "Времена года", подобрать к своей картине музыкальные и литературные произведения.

Антонио Вивальди

Антонио Вивальди "Осень"

Прослушайте музыкальные произведения, которые созвучные картинам русских художников об осени.

Какие художественные ассоциации, возникают в вашем воображении?

Нарисуйте свою картину осени, подберите к ней музыкальные и литературные произведения.

Антонио 

Вивальди

В. Д. Поленов

В. Д. Поленов "Золотая осень"

И. Левитан

И. Левитан "Золотая осень"

Пётр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский "Октябрь"

Задание 1.  Прочтите вслух литературное сочинение, найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального содержания этих произведений. Что хотел нам рассказать автор? Совпадают ли образы природы: один - описанный в стихотворении и другой - изображённый на картине? Попробуйте прочитать стихотворение на фоне музыки.  Задание 2.  Какие мысли помогают нам почувствовать красоту родной русской природы. Выделите в тексте важные для вас ключевые слова. Какие образы вызывает у вас это музыкальное произведение? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

Задание 1.

Прочтите вслух литературное сочинение, найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального содержания этих произведений. Что хотел нам рассказать автор? Совпадают ли образы природы: один - описанный в стихотворении и другой - изображённый на картине? Попробуйте прочитать стихотворение на фоне музыки.

Задание 2.

Какие мысли помогают нам почувствовать красоту родной русской природы. Выделите в тексте важные для вас ключевые слова. Какие образы вызывает у вас это музыкальное произведение? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

 А. Пушкин   Вот север, тучи нагоняя,  Дохнул, завыл – и вот сама  Идет волшебница-зима,  Пришла, рассыпалась; клоками  Повисла на суках дубов,  Легла волнистыми коврами  Среди полей вокруг холмов.  Брега с недвижною рекою  Сравняла пухлой пеленою;  Блеснул мороз, и рады мы  Проказам матушки-зимы.

А. Пушкин Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.

Поленов В.Д.

Поленов В.Д. "Первый снег"

Прослушайте музыкальные произведения Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского  на тему

Прослушайте музыкальные произведения Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского на тему "Зима", созвучные картинам русских художников о зиме. Какие художественные ассоциации возникают в вашем воображении? Нарисуйте свою картину зимы, подберите к ней музыкальные и литературные произведения.

 Анна Ахматова   Перед весной бывают дни такие:  Под плотным снегом отдыхает луг,  Шумят деревья весело-сухие,  И теплый ветер нежен и упруг.  И легкости своей дивится тело,  И дома своего не узнаешь,  А песню ту, что прежде надоела,  Как новую, с волнением поешь.

Анна Ахматова Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.

И.Левитан

И.Левитан "Весна. Большая вода"

Прослушайте музыкальные произведения Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского  на тему

Прослушайте музыкальные произведения Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского на тему "Весна", созвучные картинам русских художников о весна. Какие художественные ассоциации возникают в вашем воображении? Нарисуйте свою картину весны, подберите к ней музыкальные и литературные произведения.

А. К. Саврасов 

А. К. Саврасов 

"Грачи прилетели"

 М. Лермонтов    Когда волнуется пожелтевшая нива,  И свежий лес шумит при звуке ветерка,  И прячется в саду малиновая слива  Под тенью сладостной зеленого листка;   Когда росой обрызганный душистой,  Румяным вечером иль утра в час златой,  Из-под куста мне ландыш серебристый  Приветливо кивает головой;   Когда студеный ключ играет по оврагу  И, погружая мысль в какой-то смутный сон,  Лепечет мне таинственную сагу  Про мирный край, откуда мчится он, –

М. Лермонтов  Когда волнуется пожелтевшая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, –

Левитан И.И. Березовая аллея   

Левитан И.И. Березовая аллея  

Прослушайте музыкальные произведения Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского на тему

Прослушайте музыкальные произведения Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского на тему "Лето", созвучные картинам русских художников о лете. Какие художественные ассоциации возникают в вашем воображении? Нарисуйте свою картину лета, подберите к нему музыкальные и литературные произведения.

Рассмотрите репродукции пейзажей. Придумайте свои названия к этим полотнам. Совпадают ли они с авторскими? Определите средства художественной выразительности, с помощью которых созданы эти образы природы. Левитан. Свежий ветер. Волга

Рассмотрите репродукции пейзажей. Придумайте свои названия к этим полотнам. Совпадают ли они с авторскими? Определите средства художественной выразительности, с помощью которых созданы эти образы природы.

Левитан. Свежий ветер. Волга

  Подготовьте компьютерную презентацию на тему

Подготовьте компьютерную презентацию на тему "Пейзаж в литературе, музыке, живописи".

Представьте себя звукорежиссером, подберите знакомые вам музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!