СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ИЗО 5 класс " Рисуем музыку"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

7 класс Тема урока «Мы рисуем музыку.» Данные об авторе Автор: Берендеева Надежда Николаевна. Место работы, должность: МОУ СОШ №5 г. Еманжелинск , учитель Изо , черчение, МХК Регион: Челябинская область Характеристики урока (занятия) Уровень образования: среднее профессиональное образование Целевая аудитория: учащийся Учитель (преподаватель) Класс(ы): 6 класс Предмет(ы): ИЗО Цель урока: Познакомить учащихся с тем, что музыку можно не только слушать, но и изобразить художественными средствами на листе бумаги, Подвести к самостоятельному выводу о том, что проиллюстрировав свои чувства и эмоции с помощью музыки , можно ярче ощутить красоту родного края. Задачи: Через эмоциональное и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи: - Воспитывать любовь к искусству. Вызвать интерес самостоятельно изобразить в рисунках (природу родного края) с помощью прослушивания различной по звучности музыки. - Вызвать разное эмоциональное состояние: нежность, волнение, задумчивость, радостное оживление, патриотические чувства, гордости. - Подвести к самостоятельному выводу о том, что музыку можно выразить и изобразить в живописи. Оборудование: Компьютер, компьютер и проектор, музыкального центра. Используемая литература: Используемые учебники и учебные пособия: Учебник по музыке Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина Учебник по ИЗО В.С. Кузина Используемая методическая литература: Программа по ИЗО под рук. В.С. Кузина Методическое пособие по ИЗО. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку.- Казань, 1999. Используемые ЦОР: Презентация "Музыка рисует картины природы" Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учеников в классе: 25 Краткое описание: Продолжается путешествие в мир искусства. Через восприятие музыки М.П.Мусорского и П.Чайковского рассматриваем художественное произведение Васнецова « Баба-яга», а также художественные произведения великих художников, используя музыку Чайковского. План урока: Перед уроком, на перемене звучит тихая успокаивающая музыка « Шум леса», ребята входят в класс и начинаются готовиться к уроку. Со звонком музыка выключается. ХОД УРОКА I. Организационный момент Приветствие. Проверка наличия учащихся. II Этап .Подготовка учащихся к изучению нового материала. (Во время беседы используется компьютер, музыкальный центр) Учитель –«вы уже, наверное, заметили, что у нас сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке, литературе и конечно же живописи. Почему мы их объединили вместе? ответы ребят - это всё относится к искусству». отрывок из стихотворения: Учитель -- «Я хочу увидеть музыку. Я хочу услышать музыку. Что такое эта музыка? Расскажите мне о ней. Птичьи трели — это музыка, И капели — это музыка. Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей». - так начинается знаменитая песня Георгия Александровича Струве "Музыка". -«А как, по-вашему, что такое музыка? – ответы ребят. - А можно ли нарисовать музыку? Иными словами « музыкальная картина», что это? - ответы ребят -Музыкальная картина — произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картины природы, событий, явлений, ярких личностей. И я хочу представить вашему вниманию одну из «музыкальных картин». Вы наверняка слышали это имя на уроках музыки - Модест Петрович Мусоргский (1839–1881),русский композитор . Однажды побывав на выставке картин одного художника, он был приятно поражён, как красноречиво , как притягательно были написаны эти картины. И под большим впечатлением от увиденного, у него родились следующие музыкальные зарисовки, которые он так и назвал « Картинки с выставки». А имя художника, создавшего эти картины, вам также знакомо с уроков литературы и ИЗО – это Виктор Михайлович Васнецов.(1848-1926русский художник) Рожденные художником живописные образы входят в нашу жизнь с самого детства, и вы не раз встречались с этими сказочными героями, изображенными на его полотнах. - Давайте вспомним ,кто же изображён на этих картинах? ответы ребят - Конечно же - «Богатыри», «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке», « Баба Яга» и др., но мы внимательно посмотрим только на одну картину «Баба Яга»и прослушаем небольшой отрывок из музыкального произведения Мусорского « Баба Яга» и постараемся уловить те моменты, которые так ярко описывают эту страшную старуху. - Что вы ребята увидели в своих мысленных зарисовках , когда вы слушали это произведение? - ответы ребят А пока вы смотрите ещё раз на это произведение искусств и дослушиваете музыку, я вам прочту отрывок из сказки Николая Алексеевича Некрасова «Баба Яга- костяная нога». Как он описывает этот персонаж. В.М. Васнецов Баба Яга. 1917. Вдали клубится дым густой, В чепце из жаб, в змеиной шубе, Не на коне - в огромной ступе, Как сизо-белой пеленой Обвита сетью дымовой, Летит ужасная колдунья; Был только день до полнолунья,- А в это время, всякий знал, Что ведьмам праздник наставал. Пестом железным погоняла Колдунья ступу, как коня, Сквозь зубы что-то напевала, Клыками острыми звеня. На лбу по четверти морщина, А рот разодран до ушей, Огромны уши в пол-аршина, До груди волос из ноздрей, На месте глаз большие ямы, Затылок сгорблен, ноги прямы, На лбу огромные рога - Всё в этот миг их убедило, Что Баба - старая Яга…» Как точно, описано словами это страшное, уродливое, злое чудище. А теперь из мира сказок, давайте перенесёмся в реальный мир. Природа, изменчивая, неповторимая, загадочная и завораживающая всегда привлекала и поэтов, и художников, и композиторов. -вспомните, какие произведения искусства о природе вам известны ? Ответы ребят ( картины, стихи, рассказы, песни, музыка) -Как называется изображение природы в живописи и литературе? ( пейзаж) Вы уже знаете, что картины природы можно изобразить с помощью кисти и красок. А еще с помощью слова. А как вы думаете, можно ли передать красоту природы звуком, музыкой? Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство не разделимы одно от другого. Потому, что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края . И сегодня мы ещё раз вспомним великого русского композитора Пётра Ильича Чайковского (1840-1893). С раннего детства будущий композитор горячо полюбил родную природу и русскую песню. Великий русский композитор П.И. Чайковский, наверное, как никто другой, умел видеть природу, чувствовать ее и передавать ее состояние с помощью звуков музыки. Он даже создал целый цикл музыкальных миниатюр, связанных с образами природы. Как он называется? Ребята угадывают цикл ( Времена года) -Ну а теперь давайте вместе послушаем музыкальное сочинение « январь» и посмотрим подборку репродукций картин на эту же тему. Смотрим и слушаем январь. ( обращаем внимание на отдельные детали : на голые деревья , которые выглядят темным пятном на достаточно светлом фоне и на оборот мохнатую ель, одетую в белоснежную шубу, на сугробы, которые скрыли низкие кустарники, на оттенок снега в разное время суток, на покрытые льдом озёра и реки, на солнце , которое не слишком ярко светит в это время года и на др). -Вы обратили внимание на то, что слушая музыку и просматривая произведения, мы, как бы сопоставляли их друг другу. - Что мы с вами увидели ? ( ответы ребят) -Где музыка звучала более громко и где более тихо, Где была окраска звучания более светлая и более тёмная? То- же самое происходило и в картинах. Где использовались более тёплые и более холодные тона. Более светлые и более темные краски. И мы можем теперь с уверенностью сказать , что музыку можно изобразить на холсте, не только виде нот , но и виде уникальных художественных произведений. Музыку можно рисовать. - Композитор пользуется музыкальными красками, и это особые краски, мы не видим их, а слышим. - Художник рисует солнечный день яркими, светлыми красками, а хмурый день или вечер -тёмными, мрачными, образ- линией. И каждый вид искусства делает это своим языком, волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. Живопись - кистью, музыка – звуком, литература – словом. А вместе они учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. III Этап закрепление нового материала. - Прослушивание второго произведения Чайковского на тему «декабрь». Находим здесь отличительные особенности этого месяца. В этом месяце мы можем увидеть и позёмку, и вьюгу, и метель. Как под сильным ветром склоняются деревья. А ещё мы можем увидеть лошадь, запряженную в сани, и деревенские избушки с узорами на окнах, и дым столбом потому, что это признак очень холодной и безветренной погоды. Не зря декабрь его называют «студень» IV Заключительный этап. Самостоятельная работа .Нарисовать рисунок по услышанному произведению Рисуем декабрь Соотнести прослушивание музыки с конкретными образами и эти образы изобразить в своих рисунках. Обращать внимание на отдельные детали техники выполнения вьюги, ветра, поземки.(Сухой кистью завитки, прямые линии, мазки). Обращать на оттенки снега в разных местах рисунка (используя палитру для смешивания красок), на фон учитывая какое время суток изображается в рисунке ( утро, день, вечер). V Итог урока Подошел к концу наш урок. Сегодня на уроке мы попробовали нарисовать музыку. И у нас это получилось, потому что мы научились видеть и чувствовать красоту природы через музыкальное восприятие, через свои эмоциональные, душевные переживания, используя образное мышление с помощью всей палитры красок. В конце урока организуется небольшая выставка работ с названиями. За активную работу на уроке все получаете пятерки. Домашнее задание: Ребята, прослушайте музыкальный фрагмент из телепередачи «В мире животных» А.Рамирес «Мелодия», и вы дома должны нарисовать свою картину о животных.

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО 5 класс " Рисуем музыку"»

Цель урока:  Познакомить учащихся с тем , что музыку можно не только слушать , но и изобразить художественными средствами на листе бумаги, Подвести к самостоятельному выводу о том, что проиллюстрировав свои чувства и эмоции с помощью музыки , можно ярче ощутить красоту родного края.

Цель урока: Познакомить учащихся с тем , что музыку можно не только слушать , но и изобразить художественными средствами на листе бумаги, Подвести к самостоятельному выводу о том, что проиллюстрировав свои чувства и эмоции с помощью музыки , можно ярче ощутить красоту родного края.

Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) русский композитор.. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)  русский художник

Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) русский композитор..

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) русский художник

В.М. Васнецов. Баба Яга.

В.М. Васнецов. Баба Яга.

Белых хлопьев, белый пух плавно и спокойно  над деревьями кружит и над колокольней.  Каждый дом и каждый куст греет, одевает  снеговая шубка и шапка снеговая.  Белых хлопьев белый пух с неба валит валом,  укрывая белый свет белым одеялом,  чтобы слева, впереди, позади и справа,  сладко спали до весны дерева и травы.  Это сколько ж наметёт нега за ночь-то!  Это как же полетят с горки саночки!

Белых хлопьев, белый пух плавно и спокойно над деревьями кружит и над колокольней. Каждый дом и каждый куст греет, одевает снеговая шубка и шапка снеговая. Белых хлопьев белый пух с неба валит валом, укрывая белый свет белым одеялом, чтобы слева, впереди, позади и справа, сладко спали до весны дерева и травы. Это сколько ж наметёт нега за ночь-то! Это как же полетят с горки саночки!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!