О значении музыки для развития ребенка сказано и написано немало. Проведение музыкально-развивающих занятий в общей системе работы с детьми становится особо актуальным, если речь идет о детях, имеющих отклонения в развитии.
Ребята, поступающие в наш центр, зачастую обнаруживают низкую потребность в речевом общении, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. С учетом этих особенностей, одной из моих основных задач является установление с детьми эмоционального личностного контакта, формирование интереса к занятиям, к речевой деятельности, так как, наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно.
Известно, что при нарушенном речевом развитии ребенок проходит через те же этапы, что и в онтогенезе. Именно в доречевом периоде развития ребенка происходит координация слуховых и речедвигательных образов, поэтому в это время дети наиболее восприимчивы к эмоциональной, а не содержательной стороне речи. Выразительность музыки во многом подобна выразительности речи. Через музыку можно дать ребенку понятие о силе и высоте голоса, о паузах, акцентах. Включение музыкальных упражнений в структуру музыкально-ритмического занятия позволяет повысить мотивацию, интерес ребенка, воздействует на его эмоциональную сферу.
Музыка на занятиях должна звучать различных жанров и стилей. Совершенно не нужно замыкаться только на детских песнях. Напротив, использование классических произведений: маршей, вальсов, полек и др. позволит расширить гамму воспринимаемых ребенком звуковых и ритмических рисунков.
Многие исследователи отмечают, что у детей-олигофренов часто наблюдаются аутистические черты поведения – боязнь всего нового, негативизм, агрессия, отказ от визуального контакта и т.п., и, зачастую, именно это обстоятельство существенно затрудняет процесс коррекционно-педагогического воздействия. Создание вокруг ребенка музыкальной (звучащей) среды позволяет сделать менее болезненным процесс привыкания к занятиям, к педагогу, к новой окружающей обстановке.
Так, например, Ерасыл С. на первом занятии никак не хотел идти на контакт, проявлял резкий негативизм. Все попытки привлечь его к совместной деятельности оказывались неудачными. Однако звуки вальса (П.И. Чайковский, вальс из балета «Спящая красавица») произвели на ребенка неизгладимое впечатление. Он как будто бы очнулся, увидел педагогов и в его глазах появился пока слабый, но все-таки интерес. В дальнейшем я думаю, что надо использовать этот вальс, как и многую другую классическую музыку, как прием в психолого-реабилитационном воздействии на наших детей.
Разнообразные музыкальные упражнения можно использовать на первоначальном этапе работы с умственно-отсталым ребенком, когда традиционно проводится работа по развитию понимания речи и активизации словаря за счет ввода звукоподражаний. Активное использование музыкального сопровождения позволяет превратить любое учебное занятие в увлекательную интересную игру. Можно просто изображать голоса различных животных, а можно сопровождать это пропеванием четверостиший под несложную мелодию, например:
Ручками мы хлопнем да-да-да-да
Ручками мы хлопнем да-да-да!
Ножками мы топнем да-да-да-да
Ножками мы топнем да-да-да!
Ребенок имитирует мелодический рисунок, появляются вокализы, затем новые звуки, лепетные слоги. Я стараюсь использовать те песни, в которых есть многократно повторяющиеся слоги (ля-ля-ля, та-та-та, да и др.), периодически делая паузы, стимулируя ребенка самостоятельно продолжать пение.
Другим возможным вариантом использования музыкальных упражнений являются музыкально-ритмические упражнения, позволяющие решать одновременно целый ряд задач:
формирование умения выполнять простые инструкции;
развитие слухового внимания;
развитие чувства ритма;
выработка координации движения и речи.
Музыкально-ритмические упражнения – это не просто движение под музыку. Выполнение простых инструкций организует ребенка, развивает его внимание, а музыкальное сопровождение позволяет заинтересовать и стимулирует появление новых звукоподражаний – дети с удовольствием пытаются подпевать знакомым мелодиям.
Благотворно влияет на ребенка игра на музыкальных инструментах: губной гармошке, металлофоне, маракасах и т.п.
Реабилитация голоса ребенка с ограниченными возможностями зависит от его степени интеллектуальной недостаточности, характера отклонения в развитии, сохранностью анализаторов, различных функций и систем организма.