СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыка Японии"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Японская музыка включает в себя большое количество жанров, начиная от традиционных и свойственных только самой Японии до множества жанров современной музыки, вокруг которых в стране часто строится самобытная сцена, непохожая на другие страны. 

Просмотр содержимого документа
«"Музыка Японии"»

1

Технологическая карта занятия


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

и воспитания

Планируемые результаты

1. Мотивационный этап

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.

Сегодня наше занятие будет необычным.

Приветствуют учителя

Мотивация к учебной деятельности


2. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке мы продолжим убеждаться в том, что музыка не знает границ.

- На прошлых наших уроках мы знакомились с музыкой разных стран и народов.

- Что нового об этих странах вы узнали?






О традициях, народных костюмах, танцах



3. Организация музыкальной, познавательной деятельности

3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения). Построение проекта выхода из затруднения


















СЛАЙД






СЛАЙД























СЛАЙД











СЛАЙД

- Отлично и мы продолжаем путешествие по разным странам и продолжаем знакомиться с их музыкальной культурой, традициями, танцами. Сегодня мы познакомимся с очень удивительной страной.

- А чтобы узнать в какую страну мы сегодня с вами отправимся, нужно отгадать загадку.

«Там все ходят в кимоно,

Там в чести борьба сумо,

Снег лежит на Фудзияме

И бывают там цунами.

А народ совсем нескучный

Кушать любят рис и суши».

- О какой стране идет речь?

- Да, это Япония, и тема нашего занятия «Музыка Японии»

- Считается, что первыми на Земле рассвет нового дня встречают японцы - именно поэтому Японию называют «Страной восходящего солнца». Давайте сейчас немного попутешествуем по этой экзотической стране и как можно больше узнаем интересного.

- Япония расположена на множестве островов в Японском море. На картинах многих японских художников изображено море.

- На слайде представлена одна из таких картин художника Хироси Ёсида, а называется эта картина «Фудзи со стороны озера Кавагути»

Это священная гора Фудзияма, или Фудзи.

Фудзи - собственное название горы. "Яма" по-японски значит "гора", т. о. Фудзияма значит "гора Фудзи

- На вершине ее лежат вечные снега(слайд).

Есть красивая японская легенда о том, как появились эти снега.

Однажды Фея спустилась с небес на Землю, чтобы узнать, гостеприимны ли японцы. И попала в хижину угольщика. Тот не решился предложить ночлег богатой женщине в своей убогой хижине. Фея ничего ему не сказала, но разгневалась. И началась сильная метель. Она занесла все дороги и дома. Невозможно было выйти из дома. И тогда угольщик догадался, кто был у него в гостях. Он раскаялся в своем поступке и попросил прощения у Феи. Метель тут же прекратилась, но на Фудзи намело столько снега, что до сих пор он так и не растаял.

- Ребята, о чем эта легенда?

А вообще, японцы очень гостеприимный народ и всегда своим гостям предлагают поучаствовать в чайной церемонии, а в дар преподносят сувенир - национальную куклу хаката.

- Обратите внимание на одеяние. Кимоно является традиционной одеждой Японии и представляет собой длинный халат с широкими рукавами, который стягивается на талии поясом оби. На кимоно присутствуют многочисленные ремешки и шнуры.

- А в России какая кукла является национальной игрушкой - сувениром?

- Совершенно верно, это матрешка (Семеновская матрешка на слайде)














Япония








Слушают учителя


























Отвечают на вопрос учителя



Рассматривают на слайде японский сувенир







Матрешка


Подводящий диалог




























Рассказ


3.2. Музыкально-слушательская деятельность

СЛАЙД













СЛАЙД


















СЛАЙД

- Япония – необычная страна. В ней много необычного, но можно найти сходство и с русским искусством. Например, музыкальные инструменты.

- Один из таких Сямисэн или еще называют Кокю трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с небольшим корпусом, общей длиной около 100 см. Звук извлекается в основном плектром, реже — пальцами; особенно ценится характерный вибрирующий звук самой толстой струны, «савари».

- Ребята, а сейчас я предлагаю просмотреть и прослушать игру на музыкальном инструменте.

- Ребята в каком темпе звучит данный инструмент?

- Ребята, а на какой русский инструмент похож сямисэн?

- Отлично.

- А следующий инструмент о котором, я хочу вам рассказать это - Хитирики традиционный старинный духовой инструмент, широко представленный в классической японской музыке. Несмотря на свою миниатюрность, хитирики воспроизводит насыщенный и громкий звук. Обычно изготавливается из бамбука. На корпусе располагаются боковые отверстия.

На конце инструмента располагается двойная трость, также регулировочное кольцо, которое играет важную роль в воспроизводстве звука, так как регулирует громкость и тон звука.

- Ребята, просмотрите и прослушайте игру на музыкальном инструменте.

- А на какой же русский инструмент похожа хитирики?

- Ребята, а какой характер носит мелодия?

- А сейчас я вам предлагаю узнать ещё об одном народном инструменте и называется он Тайко — это барабан, используемый в Японии. один из древнейших инструментов в мире. Сначала использовался во время охоты и отпугивания животных. В эпоху войны использовали на полях сражений для введения противника в заблуждение и отражение атак. Простой народ играл во время праздников. Сегодня он является неотъемлемой частью японской культуры. На тайко играют палочками под названием бати. Под тем же названием известны музыкальные ансамбли барабанщиков, являющиеся национальным символом Японии. 

- Давайте просмотрим и прослушаем этот инструмент.

- Какой характер мелодии у данного инструмента?

- Ребята, а что вы заметили еще просмотрев видеофрагмент.

- Да, это Цудзуми - японский малый барабан настраиваемый шнуром. Его корпус делают в виде песочных часов с двумя мембранами, через обод от одной мембраны к другой пропускают шнур, которым можно регулировать её натяжение. Музыкант может менять высоту звука прямо во время представления, изменяя натяжение шнура.

Обычно Цудзуми входят в состав оркестра вместе с барабаном большего размера.

- Ребята, а на что еще стоит обратить внимание?

Японцы в качестве нижней одеждой стали рубашка и штаны, а верхней — «кину», наподобие сюртука, и «хакаса» — юбка-брюки.
Простые люди носили рубаху с длинными рукавами, подвязанную веревкой, и штаны.

- Ребята, а сейчас мы отправимся в музыкальную страну Японии, которая богата народными песнями. В Японии самое почитаемое дерево является — сакура – что означает японская декоративная вишня - один из самых известных символов Японии. Сакуру можно встретить в Японии везде :и в горных районах, и в городских и храмовых парках, и по берегам рек. Расцветает сакура весной; цветки имеют окраску от ярко-розового цвета до белого. Во время цветения, деревья окутаны нежнейшим покровом лепестков, а в воздухе витает тонкий аромат. С наступлением темноты в городе цветущие сакуры подсвечиваются со всех сторон прожекторами. Цветение сакуры очень кратковременно (длится всего несколько дней, а иногда и лишь несколько часов). Это символизирует для японцев скоротечность всего в этом мире. Цветы сакуры считаются олицетворением человеческой жизни, воплощением красоты японских женщин. Японии отмечается праздник цветущей сакуры — Ханами. Это один из древнейших обрядов японцев. Сакуре посвящено стихотворение как самому почитаемому и священному дереву. И конечно о такой красоте японский народ сложил песню. Которая так и называется «Вишня».

- Мы сейчас послушаем эту песню, а при прослушивании задумайтесь, какой же характер носит данная песня

Слушание Японской народной песни « Вишня».

- Какой характер имеет мелодия этой песни?


-  Какие чувства передаются в этой музыке?

- Какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?

- Отлично.

- Ребята, а сейчас я хочу вас познакомить с одной из японских игр «Кэндама», что в переводе обозначает “Японские салки”
Ход игры: Водящий преследует остальных играющих, и, если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой той части тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть. Так он должен догнать и осалить кого-либо. Если играющих много, выбирают двух или даже трех водящих.

Слушают учителя


Рассматривают на слайде инструмент







Просмотр видеофрагмента



Балалайка






 










волынка, жалейка


Отвечают на вопрос учителя



Рассматривают инструмент и слушают учителя








Отвечают на вопрос учителя

Еще один барабан участвовал в оркестре


Слушают учителя








На мужской костюм









































Отвечают на вопрос учителя

Нежная, лирическая, светлая, мягкая, спокойная.

чувства радости

Первый день весны




Играют в игру




3.3. Вокально-хоровая работа

- Ребята, не только в России любят и слушают японские песни, но и японцы любят наши, русские песни, особенно нашу «Катюшу», в честь которой даже был назван клуб любителей музыки в Токио.


- Предлагает послушать, как звучит песня «Катюша» на японском языке.

Как вы думаете почему Японцы так любят Русские песни.

- Ребята, а теперь предлагаю прослушать эту песню на русском.

- В чем сходства и различия от русских песен, если конечно они есть?

- Какие передаются чувства?

- Какие отношения передаются?

- Ребята, а какие картины вы представляете, когда прослушиваете эту песню?








Может быть за широту души русской




сходства- песенность, отношение к природе и миру, сопереживание; различие- характерная мелодика



4. Подведение итогов занятия. Рефлексия

- Вот и закончилось наше путешествие по Японии. Что вы нового узнали?

- Наша планета - наш дом, как вы думаете, если же наш дом разделен на земельные границы, но как мы знаем в музыке границ нет, нужен ли переводчик нам или же нет?