МУЗЫКА – КАК СИСТЕМНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
РАСКРЫТИЕ СКРЫТЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ЧЕРЕЗ КОНТАКТ С ОБРАЗАМИ
ВЫСОКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Комарова Л.В.
Октябрь 2021
Во все времена музыка привлекала своей загадочностью. Что позволяет ей так действовать на человека, что может изменить его настроение, чувства и состояние? Этот вопрос продолжают задавать, но ответ пока не совсем однозначный. Её влияние испытывают даже животные, и вот они чувствуют её самым непосредственным образом. Когда музыка светлого и радостного настроения, они проявляют активность и даже пытаются сопровождать её звучание своим голосом. Это означает, что она вызывает в них адекватное состояние. Но если музыка передаёт грустное или скорбное настроение, они пытаются от неё спрятаться или убежать. Значит, она воздействует на те центры восприятия, которые порождают соответствующие эмоции.
На человека музыка действует аналогично, но при этом проявляются не только эмоции, но и длительное чувство сопереживания, которое сопровождается откладыванием в памяти соответствующих впечатлений. Они могут возвращаться и напоминать о прошедших событиях. Это значит, что музыка имеет долговременное влияние, которое не ограничивается просто напоминанием, но и имеет способность соединять с теми событиями, которые произошли в другое время. Это помогает восстановить в памяти те подробности, которые характеризовали давно произошедшие события. И такое состояние приходит тогда, когда есть необходимость вспомнить какие-то значимые события. Эти события могут быть как радостного и светлого характера, так и печального, и даже скорбного.
Память способна хранить впечатления, имеющие важное значение для человека и, если эти события подкреплены звучанием яркой и запоминающейся музыкой, то это запоминание имеет значительно больше точных подробностей. Это могут быть события, связанные с вступлением в брак как в своей жизни, так и своих близких. Но это могут быть и печальные события, когда покидал этот мир близкий человек. Самые яркие страницы жизни детей всегда сопровождаются праздничной и жизнеутверждающей музыкой. И это значит, что её звучание способно усилить впечатление и оставить его в памяти на долгие годы.
Музыка способна пробудить чувства любви к тем существам, которые окружают человека со дня его рождения, а это домашние животные, их потомство и те события, которые с ними связаны. Потомство малых сих способно так увлечь маленького человека, что он их станет отождествлять со своими близкими. И это залог тех добрых чувств, которые будут сопровождать человека всю жизнь. Так и музыка. Если она сопровождает ребёнка с детства, она становится необходимой частью жизни, но для этого необходимо, чтобы и взрослые члены семьи понимали значение музыки как естественной составной части воспитания и образования. Звучание музыки естественно для того человека, который с детства слышал колыбельные песенки в исполнении своей мамы. Потом он слушает детские сказки, в которых присутствует музыка как передача разных чувств и переживаний. Накопление музыкальных представлений – необходимый багаж ребёнка, входящего в мир сложных взаимоотношений. Именно сказки учат различать добро и зло, учат сострадать и сочувствовать страдающим и обездоленным героям сказок. Развитие чувств невозможно без активного участия музыки и без правильного понимания её содержания. Ребёнок, который впервые столкнулся со злом, должен правильно понимать его значение в жизни и нужно учить распознавать его через музыкальные образы. Формирование музыкальных впечатлений невозможно без активного слушания музыки. Поэтому тот, кто познаёт её с детства, чувствует себя уверенно в мире музыкальных образов.
Нарушение баланса образования в сторону точных наук исключает развитие образных представлений, которые в первую очередь воспитываются на музыкальных образах. Музыка как кладезь красоты и гармонии несёт в себе такой запас позитивных впечатлений, который может правильно воспитать чуткое и бережное отношение к близким и к тем, кто учит и образовывает маленького человека. Зависимость от накопленного багажа поможет принять правильные решения во многих областях жизни с учётом понимания реального соотношения добра и зла. Музыка как верный спутник укажет на все недобрые проявления чувств и поможет исцелиться от них.
Героизация образов компьютерных игр – опасное явление, оно исключает правильное распознавание реального добра и зла, которые могут быть искажены идеями исключительности этих героев. И если эти герои совершают насилие во имя победы добра, тогда реальное понимание добра может быть разрушено. Музыкальное сопровождение этих игр соответствует их содержанию, в нём отсутствуют добрые чувства и светлые мелодии, вместо этого звучит скрежет металла и рычание низких созвучий. Такая музыка не может воспитать светлых и гармоничных чувств. Идея этих игр направлена на воспитание безжалостности и насилия ко всем, кто живёт по другим законам. И эта тема доминирует, потому что так выгодно производителям этого товара. Музыка не может противостоять таким силам, они настолько разрушительны, что она становится невостребована в своих самых добрых намерениях. Музыка как часть образного мира востребована тогда, когда есть потребность познать мир чистых образов и добрых героев. Она способна преодолеть незнание и неверие, но при условии веры в победу добра и светлых сил.
Музыка в своём естественном состоянии живёт там, где для неё созданы условия. А это храмы, концертные залы и театры, это сфера воспитания молодых музыкантов и страна под названием «Красота и гармония». В этой стране происходит рождение новых чувств, образов и отношения к миру, в котором живут добрые силы, которые помогают людям выживать в трудных условиях, и если эта жизнь украшена красотой и гармонией, тогда легче преодолевать её трудности.
Музыка всегда была поддержкой в трудных условиях и эта её сторона даже не оспаривается. В тяжёлые дни войны песня была самым верным другом как на фронте, так и в тылу. Поэтому так велико значение этих песен и по сей день. Но и в мирное время музыка имеет не меньшее значение, но тут важно какие приоритеты ей предлагают озвучивать. Песня, созданная без внутреннего нравственного стержня, обречена на короткое время жизни. Только то, что создано по велению сердца, будет жить и радовать сердца и душу. Песня, рождённая как отклик на события времён войны, продолжит жить, невзирая на критические отзывы. В потенциале каждого человека хранится память тех времён, когда пришлось пережить тяготы и страдания, и поэтому чуткое отношение и добрая память о погибших есть естественная реакция благодарности и признательности за совершённые подвиги. Война не есть адреналин, это страдание и гибель многих людей, поэтому правильное воспитание этих чувств – одна из главных составляющих нравственного воспитания. А воспитание добрых чувств основано на понимании реального действия зла и его носителей.
Музыка способна отразить весь спектр чувств, направленных на опознание этих сил и точную характеристику их дел. В среде носителей зла тоже есть любители музыки и их любовь отражает те приоритеты, которые они избрали в жизни. Носители зла не имеют точного представления о результатах своих намерений и действий, потому что живут одним днём и не хотят вспоминать о тех, кто шёл в прошлом таким путём и куда он их привёл. Среда носителй зла не так велика как кажется, но вместе с тем они часто очень влиятельны и честолюбивы. Поэтому их деятельность авторитарна и невежественна. Носитель зла не имеет права диктовать условия. Он их игнорирует для себя, но требует их выполнения от других.
Среда, отличная от этой, живёт по другим законам и поэтому исповедует другие нравственные ценности. В этой среде другие интересы и другие представления о смысле жизни. И музыка играет в этой среде другую роль. Она предназначена для раскрытия тех потенциальных способностей, которые есть в каждом человеке. Музыка как часть естественной жизни способна повлиять на развитие тех наклонностей, которые могут позже перерасти в способности, которые будут востребованы при выборе будущей профессии. Музыкальные способности не есть способности необходимые для исполнения на каком либо инструменте. Это способности значительно более широкого профиля. В первую очередь, это способности, которые развивают волю к преодолению своего страха и неуверенности. Выход на сцену – это большое испытание и преодолеть страх можно только воспитанием воли и пониманием необходимости выполнить поставленную задачу. Кроме этого требуется концентрация внимания в повышенном объёме для достижения поставленной цели.
Для воспитания в себе качеств профессионального музыканта потребуется перестроить свой образ жизни и подчинить его воспитанию необходимых способностей, таких как концентрация внимания, аналитическая память и сдерживание бесконтрольных проявлений эмоций. Выдержка есть основа зрелости и понимания необходимости контроля всех негативных чувств. Только сильная воля и сдержанные эмоции позволят достичь того адеквата, который требуется для выполнения даже самой простой задачи. Укрощение желаний достичь успеха при малом вложении труда есть ещё одна их важных задач при воспитании профессионала. Только сильный и мужественный человек способен адекватно пережить свои неудачи и продолжить труд по освоениию необходимых знаний. И только грамотное и критическое отношение к результатам своего труда поможет пережить кризисные ситуации. Труд профессионального музыканта часто сопровождается самыми различными увлечениями. И это может быть увлечение живописью, шахматами или какими-то видами спорта, при этом следует учесть, что занятия музыкой требуют максимального внимания к качеству работы, что не всегда возможно достичь при недостаточной концентрации внимания. Опыт профессионалов свидетельствует, что отдых необходим, но в небольших объёмах и при отсутствии опасности для здоровья. Цена такого труда такова, что все интересы подчинены развитию способностей и преодолению неуверенности в достижении поставленной цли .Только слабые сознания уходят с этого пути и выбирают труд менее затратный, но дающий больше материальных выгод.
Занятия музыкой не обязательно становятся профессией. Это бывает в тех случаях, когда истинная природа человека проявится в более сильном интересе к другому виду познания. Но занятия музыкой никогда бесполезными не бывают, потому что они воспитывают волю, твёрдый характер, умение преодолевать трудности без утраты веры в будущее и выносливость, а эти качества полезны в любом виде деятельности. Музыкант, не способный справиться с потоком неуправляемых эмоций, не может стать профессионалом. Но это не лишает его возможности учиться, познавать и соответствовать тем критериям нравственности, которые воспитывает музыка. Музыка есть тот вид синтетической деятельности, который способен воспитать, образовать и научить ценить труд других людей. Музыка воспитывает вкус и понимание музыки во всех её качественных проявлениях. Забота о своём культурном развитии напрямую связана с музыкальным образованием, которое учит не только понимать, но и отличать профессиональный труд от подделки во всех видах человеческой деятельности.
Музыка есть высшее проявление человеческого гения. Только гениальный музыкант способен постичь суть исполняемого произведения и тем более, если оно написано гениальным композитором. Чтобы состоялось соединение двух мастеров, должно быть абсолютное понимание поставленной задачи. А она всегда состоит в том, чтобы проникнуть в идею созданного произведения и найти адекватное воплощение. Суть музыки состоит в том, чтобы познакомить людей с теми идеями, которые приняты авторами музыкальных произведений и которые им доверено передать человечеству в виде музыкальных образов. Такой способ информирования доступен тем, кто посвятил себя музыкальному творчеству и открыл для себя и для людей новые способы познания, а это новые образы и представления о мире, в котором мы живём и в котором будут жить наши дети.
Мир не есть замкнутая система, это обширное пространство, которое снабжается энергиями разного характера и которые служат для того, чтобы информировать людей об их назначении и необходимом труде познания. Так вот музыка есть самый верный и истинный путь такого познания. И он ведёт к тем вершинам познания, которые откроются только высоконравственному, образованному и культурному человеку. Таинство музыки в том, что её языком с нами общаются Высшие Силы и тем помогают нам преодолеть свою ограниченность и невежество. Их труд был всегда и он продолжится до скончания века.
7