СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка как средство познания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди всех видов искусства самым эмоциональным по своей природе является музыка – это космос искусства, она обладает способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. По своему содержанию музыка - это художественная модель человеческих эмоций. Музыка рассматривается нами как эстетический способ освоения и познания эмоционально – эстетического мира людей. Взгляды многих ученых совпадают в том, что музыка есть совершенно особый, ничем другим незаменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально – чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно  и инструментом познания и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений. А.В.Луначарский в своей работе «В мире музыки» писал, что музыка как способ познания «не только помогает осознавать весь окружающий человеческий мир и природу, но является даже необходимым элементом такого познания», организуя идеи и в особенности эмоции человека.

Просмотр содержимого документа
«Музыка как средство познания»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 29»









МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОУ г.МАЙКОПА

ПО ТЕМЕ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

ДОКЛАД





МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ







Воспитатель МБДОУ № 29

Хапай З.А.









Майкоп

Среди всех видов искусства самым эмоциональным по своей природе является музыка – это космос искусства, она обладает способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. По своему содержанию музыка - это художественная модель человеческих эмоций. Музыка рассматривается нами как эстетический способ освоения и познания эмоционально – эстетического мира людей. Взгляды многих ученых совпадают в том, что музыка есть совершенно особый, ничем другим незаменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально – чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений. А.В.Луначарский в своей работе «В мире музыки» писал, что музыка как способ познания «не только помогает осознавать весь окружающий человеческий мир и природу, но является даже необходимым элементом такого познания», организуя идеи и в особенности эмоции человека.

Содержанием музыки служит отображение реальной действительности в специфических музыкальных образах, с помощью которых осуществляется познание человеком эмоционально-эстетического мира других людей. Под эмоционально-эстетическим миром музыки мы понимаем сконцентрированный в музыкально-интонационной структуре фонд эмоционально-эстетического опыта, накопленного человечеством и направленного на гармонизацию личности, мира и своих отношений с миром.

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М.Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека. "Поведение программируется не как требуемое, заданное одинаково всем, кто делает аналогичное дело, а как (для субъекта) независимое, глубоко индивидуальное, порожденное в первую очередь собственным эмоциональным отношением. Поведение в жизни формируется только собственным эмоциональным опытом, вынесенным из лично пережитых событий. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы осведомить воспринимающего о значении чего-то, логически доказать ему необходимость или правильность какого-то образа действий в таких-то условиях, но, поставив его самого в аналогичные ситуации так, чтобы он сам и действовал в них, и именно с психологических позиций героя (или только автора). Тогда в результате собственных переживаний происходящее в произведении обретает для воспринимающего определенный, личностный эмоциональный смысл".

Сложность восприятия музыкального произведения состоит в том, что код, символ и знаки музыки закрытые. Передаваемая в ней идея непосредственно не обозначается, наоборот, она самым тщательным образом завуалирована в кодовой структуре произведения, с тем, чтобы ожить, проявиться в голове воспринимающего в виде компонентов управляющей модели поведения - побуждений, хотений, стремлений, в конечном счете, реализуемых во внешних действиях субъекта. В связи с этим основное внимание М.Марков уделяет способности человека к правильному декодированию: "для того, чтобы искусство могло воздействовать на личность аналогично - в общем принципе - тому, как это делает жизненная практика, необходима способность соответственно переживать нечто происходящее уже вне их собственной практической жизни, а лишь обозначенное в произведении искусств"

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а "социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопереживании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде".

Музыкальное произведение уже содержит в своей внутренней сущности нравственно - эстетический потенциал, который осознается в процессе восприятия, а именно:

  • "сопереживание с другим", связанное с эмоциональной тождественностью переживаний слушателя и "героя" художественного мира музыкального произведения;

  • "переживание за другого", когда переживания слушателя, находящегося на позиции "автора", нетождественность переживаниям "героя", поскольку это переживание "за", "о", "об", "по поводу" другого ("взгляд со стороны") - это уровень возникновения эмоционально-нравственных отношений, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Музыка с момента своего воздействия понималась как общение между людьми, как несущая в себе мир жизни другого человека. Выделяемый мир музыкального произведения - двухсубъектен, и музыкальное восприятие как форма общения разворачивается в последовательности от постижения путем сопереживания духовного мира "героя" к позиции "автора", на которой осуществляется в своей возможности эмоционально-эстетическое отношение к постигнутому, возникает отзывчивость, сопереживание у слушателя. Музыкальное искусство через общение, диалог "втягивает" растущего человека в модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!