СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка как средство эмоционального воспитания школьников

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема исследования: как осуществляется формирование эмоционального отношения младших школьников к музыке в процессе музыкальной деятельности?   Цель исследования: выявить  возможности музыкального искусства как средства эмоционального воспитания личности школьника.  

Просмотр содержимого документа
«Музыка как средство эмоционального воспитания школьников»

Министерство образования и науки Республики Дагестан Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан  «Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова»  ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА  на тему « Музыка как средство эмоционального воспитания школьников» специальность:53.02.01 Музыкальное образование     Выполнила: Рабаданова Рагимат Нажмудиновна , курс: 4 «а»  Руководитель: Ханча Дмитрий Дмитриевич

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Республики Дагестан

«Профессионально-педагогический колледж имени М.М.Меджидова»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему

« Музыка как средство эмоционального воспитания школьников»

специальность:53.02.01 Музыкальное образование

Выполнила:

Рабаданова Рагимат Нажмудиновна , курс: 4 «а»

Руководитель:

Ханча Дмитрий Дмитриевич

 Проблема исследования : как осуществляется формирование эмоционального отношения младших школьников к музыке в процессе музыкальной деятельности?  Цель исследования : выявить возможности музыкального искусства как средства эмоционального воспитания личности школьника .   

Проблема исследования : как осуществляется формирование эмоционального отношения младших школьников к музыке в процессе музыкальной деятельности?

Цель исследования : выявить возможности музыкального искусства как средства эмоционального воспитания личности школьника .

 

Объект исследования :  процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке . Предмет исследования :  формирование эмоционального отношения младших школьников к музыке в музыкальной деятельности.

Объект исследования : процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке .

Предмет исследования : формирование эмоционального отношения младших школьников к музыке в музыкальной деятельности.

Гипотеза  исследования :  формирование эмоционального отношения к музыке у школьников в процессе музыкальной деятельности в начальной школе будет осуществляться эффективно, если: - ученики включены в музыкальную деятельность по воспитанию эмоционального отношения к музыке; - на музыкальных занятиях используются различные виды искусства (литература, живопись, музыка); - в процессе музыкальной деятельности используется модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке .

Гипотеза исследования :  формирование эмоционального отношения к музыке у школьников в процессе музыкальной деятельности в начальной школе будет осуществляться эффективно, если:

- ученики включены в музыкальную деятельность по воспитанию эмоционального отношения к музыке;

- на музыкальных занятиях используются различные виды искусства (литература, живопись, музыка);

- в процессе музыкальной деятельности используется модель формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке .

Задачи исследования : - изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; - выявить и обосновать критерии и показатели сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке; - выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному развитию эмоционального отношения младших школьников к музыке.

Задачи исследования :

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- выявить и обосновать критерии и показатели сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке;

- выявить, охарактеризовать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективному развитию эмоционального отношения младших школьников к музыке.

Методы исследования :   анализ теоретических источников, анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов учебной и творческой деятельности учащихся; эксперимент, математические и статистические методы обработки данных.  База исследования :   Опытно-поисковая работа проводилась в МКОУ СОШ № 12 г. Избербаша Республики Дагестан. В исследовании приняли участие учащиеся третьих классов.

Методы исследования :   анализ теоретических источников, анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов учебной и творческой деятельности учащихся; эксперимент, математические и статистические методы обработки данных.

База исследования :   Опытно-поисковая работа проводилась в МКОУ СОШ № 12 г. Избербаша Республики Дагестан. В исследовании приняли участие учащиеся третьих классов.

. 1. Психолого-педагогический анализ проблемы формирования эмоционального отношения младших школьников к музыке: - раскрывается сущность эмоционального воспитания личности; - рассматриваются теоретические и педагогические основы формирования эмоционального отношения к музыке у школьников в процессе музыкальной деятельности; - анализируются программы по музыке; - раскрываются особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке . 

.

1. Психолого-педагогический анализ проблемы формирования эмоционального отношения младших школьников к музыке:

- раскрывается сущность эмоционального воспитания личности;

- рассматриваются теоретические и педагогические основы формирования эмоционального отношения к музыке у школьников в процессе музыкальной деятельности;

- анализируются программы по музыке;

- раскрываются особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке

 «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания» В.А.Сухомлинский     Аспекты формирования опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности (Э.Б.Абдуллин): ·первая задача - формирование эмоционального отношения; ·вторая задача - формирование осознанного отношения;  · третья задача - формирование деятельно-практического отношения

«Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»

В.А.Сухомлинский

Аспекты формирования опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности (Э.Б.Абдуллин):

·первая задача - формирование эмоционального отношения;

·вторая задача - формирование осознанного отношения;

· третья задача - формирование деятельно-практического отношения

2Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоционального отношения младших школьников к музыке содержит описание эксперимента Цель эксперимента : обеспечение достижения большинством учащихся высокого и среднего уровня сформированности эмоционального отношения к музыке

2Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоционального отношения младших школьников к музыке содержит описание эксперимента

Цель эксперимента : обеспечение достижения большинством учащихся высокого и среднего уровня сформированности эмоционального отношения к музыке

Первый этап -   констатирующий эксперимент - исследование общего состояния и особенностей эмоционального отношения школьников к музыке.  ЗАДАЧИ : - Выявление общего состояния и особенностей эмоционального отношения младших школьников к музыкальной деятельности (слушание музыки, певческая деятельность, игра на детских инструментах, музыкально-ритмическая деятельность). - Изучение педагогического опыта с целью определения затруднений учителей в формировании эмоционального отношения младших школьников к музыкальной деятельности, выборе наиболее эффективных методов осуществления этой работы. - Анализ полученных эмпирических данных для определения содержания формирующего эксперимента .

Первый этап -   констатирующий эксперимент - исследование общего состояния и особенностей эмоционального отношения школьников к музыке.

ЗАДАЧИ :

- Выявление общего состояния и особенностей эмоционального отношения младших школьников к музыкальной деятельности (слушание музыки, певческая деятельность, игра на детских инструментах, музыкально-ритмическая деятельность).

- Изучение педагогического опыта с целью определения затруднений учителей в формировании эмоционального отношения младших школьников к музыкальной деятельности, выборе наиболее эффективных методов осуществления этой работы.

- Анализ полученных эмпирических данных для определения содержания формирующего эксперимента .

Методы диагностического исследования уровня сформированности эмоционального отношения к музыке младших школьников

Критерии

 

 

Показатели

 

2

Содержание диагностической

1

Знания и информированность в области различных видов м узыкальной деятельности

 

Эмоционально-оценочный

Анкетирование,методы педагогического контроля

Когнитивный

деятельности

Проявления познавательного интереса: внимание на занятии, вопросы к учителю, самостоятельная работа

 

Наблюдение за учащимися в процессе организации различных видов музыкальной деятельности. Анкетирование. Беседы

3

 

Эмоциональный отклик при восприятии музыки

(речь, мимика, пантомимика, жестикуляция )

Наблюдение за учащимися в процессе прослушивания музыки, разучивания песен, музыкально-ритмической деятельности, игр, бесед и пр.

 

Продуктивно-рефлексивный

Музыкальные предпочтения

Наблюдение за учащимися. Анкетирование. Беседы.

Проявление творчества

 

Наблюдение за проявлением активности учащихся в процессе выполнения различных заданий

Самооценка и рефлексия учебных и творческих достижений

Рефлексивные беседы на уроках

Анкетирование

Предпочтения  видов деятельности младших школьников на уроках музыки     таблица 3     Вопрос анкеты Варианты ответов Что тебе нравится на уроках музыки? Количество выборов (%) Нравится петь   Нравится слушать музыку 76,4     Нравится играть на музыкальных инструментах 42,7 Нравится играть в музыкальные игры 41,1   76,4 Нравится слушать рассказы о музыке 29,1

Предпочтения видов деятельности младших школьников на уроках музыки таблица 3

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Что тебе нравится на уроках музыки?

Количество выборов (%)

Нравится петь

 

Нравится слушать музыку

76,4

 

 

Нравится играть на музыкальных инструментах

42,7

Нравится играть в музыкальные игры

41,1

 

76,4

Нравится слушать рассказы о музыке

29,1

Эмоционально-музыкальные предпочтения учащихся  Таблица 4 Вопрос анкеты Варианты ответов Какая музыка тебе  Количество Веселая    Грустная   нравится? 82,7 выборов (%) Медленная   49,1 Танцевальная 29,1   76,4 Серьезная 19

Эмоционально-музыкальные предпочтения учащихся

Таблица 4

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Какая музыка тебе

Количество

Веселая

 

Грустная

 

нравится?

82,7

выборов (%)

Медленная

 

49,1

Танцевальная

29,1

 

76,4

Серьезная

19

Интересы младших школьников в области музыкальной деятельности Таблица 5 Вопрос анкеты Варианты ответов Чем бы ты хотел заниматься на уроках музыки? Играть в музыкальные игры Количество выборов (%) Рисовать после прослушивания музыки 76,4 33,6 Сочинять музыку Исполнять музыкальные произведения (петь, играть) 18,2 67,1 Сочинять рассказы после прослушивания музыки 15,1 Таблица 5

Интересы младших школьников в области музыкальной деятельности

Таблица 5

Вопрос анкеты

Варианты ответов

Чем бы ты хотел заниматься на уроках музыки?

Играть в музыкальные игры

Количество выборов (%)

Рисовать после прослушивания музыки

76,4

33,6

Сочинять музыку

Исполнять музыкальные произведения (петь, играть)

18,2

67,1

Сочинять рассказы после прослушивания музыки

15,1

Таблица 5

Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности (чел., в % на начало эксперимента) Таблица 6  Критерии 3 «А» класс (ЭГ) Уровни сформированности (%) высокий Когнитивный 9,1 Эмоционально-оценочный 3 «Б» класс (КГ) средний низкий 9,1 30,5 Продуктивно-рефлексивный высокий 28,9 Итого 52,7 9,8 средний 60,6 9,3 33,6 10,1 31,7 9,8 32,6 51,9 низкий 32,8 59 51,3 10,9 9,3 51,7 29,8 30,2 59,3 60,5 Таблица 6

Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности

(чел., в % на начало эксперимента)

Таблица 6

Критерии

3 «А» класс (ЭГ)

Уровни сформированности (%)

высокий

Когнитивный

9,1

Эмоционально-оценочный

3 «Б» класс (КГ)

средний

низкий

9,1

30,5

Продуктивно-рефлексивный

высокий

28,9

Итого

52,7

9,8

средний

60,6

9,3

33,6

10,1

31,7

9,8

32,6

51,9

низкий

32,8

59

51,3

10,9

9,3

51,7

29,8

30,2

59,3

60,5

Таблица 6

 Формирующий этап : апробация разработанной серии музыкальных занятий по формированию эмоционального отношения детей к музыке Дидактические блоки   « Мы - композиторы » предполагает словесное «сочинение» музыки « Мы - исполнители » предполагает вокализацию мелодий «Мы - слушатели» предполагает художественный, эмоциональный анализ музыкальных произведений . «Мы - художники» предполагает воспроизведение музыкальных образов в рисунках «Мы - поэты» учит детей сочинять стихи на музыку . «Мы - писатели» предполагает словесное описание музыки

Формирующий этап : апробация разработанной серии музыкальных занятий по формированию эмоционального отношения детей к музыке

Дидактические блоки

« Мы - композиторы » предполагает словесное «сочинение» музыки

« Мы - исполнители » предполагает вокализацию мелодий

«Мы - слушатели» предполагает художественный, эмоциональный анализ музыкальных произведений .

«Мы - художники» предполагает воспроизведение музыкальных образов в рисунках

«Мы - поэты» учит детей сочинять стихи на музыку .

«Мы - писатели» предполагает словесное описание музыки

Блок «МЫ – ПИСАТЕЛИ»:   дети занимались написанием сочинений о музыке по определенному плану: Как ты понимаешь название музыкального произведения?  Какое свое название ты дал бы этой музыке? Какие выразительные средства здесь главные? Какие эмоции, чувства выражает музыка? Что изображает музыка? Какую другую музыку напоминает это произведение? 7. С каким стихотворением перекликается эта музыка? \ 8. Какую картину напоминает эта музыка?

Блок «МЫ – ПИСАТЕЛИ»:   дети занимались написанием сочинений о музыке по определенному плану:

  • Как ты понимаешь название музыкального произведения?
  • Какое свое название ты дал бы этой музыке?
  • Какие выразительные средства здесь главные?
  • Какие эмоции, чувства выражает музыка?
  • Что изображает музыка?
  • Какую другую музыку напоминает это произведение?

7. С каким стихотворением перекликается эта музыка? \

8. Какую картину напоминает эта музыка?

Направления развития эмоционального отношения младших школьников к музыкальной деятельности в ходе исследования : 1.  Литературное прочтение музыкальных произведений . 2.  Живописная подтекстовка музыкальных образов 3.  Музыкально-ритмические движения 4.  Привлечение других видов музыкальной деятельности

Направления развития эмоционального отношения младших школьников к музыкальной деятельности в ходе исследования :

1.  Литературное прочтение музыкальных произведений .

2.  Живописная подтекстовка музыкальных образов

3.  Музыкально-ритмические движения

4.  Привлечение других видов музыкальной деятельности

3 Контрольный этап:  проведение контрольного среза с целью выявления положительной динамики в развитии эмоционального отношения детей к музыке. Критерии и уровни проявления познавательного интереса учащихся к музыкальной деятельности на внеурочных занятиях  Таблица 8 Уровни проявления познавательного интереса Низкий Показатели проявления познавательного интереса Средний Пассивное проявление познавательного интереса, отсутствие активности Высокий Спонтанное проявление интереса в зависимости от ситуации Осознанное появление интереса к музыкальной деятельности Таблица 8

3 Контрольный этап:  проведение контрольного среза с целью выявления положительной динамики в развитии эмоционального отношения детей к музыке.

Критерии и уровни проявления познавательного интереса учащихся к музыкальной деятельности на внеурочных занятиях

Таблица 8

Уровни проявления познавательного интереса

Низкий

Показатели проявления познавательного интереса

Средний

Пассивное проявление познавательного интереса, отсутствие активности

Высокий

Спонтанное проявление интереса в зависимости от ситуации

Осознанное появление интереса к музыкальной деятельности

Таблица 8

Динамика изменения эмоционально-ценностного отношения учащихся экспериментальной группы к музыке Таблица 9 № Показатели Уровни и количество учащихся (чел, в %) 1. Высокий Эмоциональный отклик 2. Начало Средний Эмоциональное суждение Конец 3. 9,5 эксп. Выбор эмоциональных предпочтений эксп. 25 9,5 Начало 4. 6,8 20,5 31,5 5. Конец эксп. Низкий Проявление творчества 25,6 50,5 Познавательный интерес к музыке эксп   13,6 Начало 42,5 Конец эксп. 15,1 45,4 Итого 59 30,5 9,5 эксп. 24,5 32,5 35,6 9,3 48 45,2 19,3 49 45,2 78,1 34,1 38,8 41 31,7 32 43 20 45,3 26,5 59 37,7

Динамика изменения эмоционально-ценностного отношения учащихся экспериментальной группы к музыке

Таблица 9

Показатели

Уровни и количество учащихся (чел, в %)

1.

Высокий

Эмоциональный отклик

2.

Начало

Средний

Эмоциональное суждение

Конец

3.

9,5

эксп.

Выбор эмоциональных предпочтений

эксп.

25

9,5

Начало

4.

6,8

20,5

31,5

5.

Конец

эксп.

Низкий

Проявление творчества

25,6

50,5

Познавательный интерес к музыке

эксп

 

13,6

Начало

42,5

Конец

эксп.

15,1

45,4

Итого

59

30,5

9,5

эксп.

24,5

32,5

35,6

9,3

48

45,2

19,3

49

45,2

78,1

34,1

38,8

41

31,7

32

43

20

45,3

26,5

59

37,7

Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности Таблица 10 Критерий Констатирующий эксперимент 3 «Б» класс Когнитивно-информационный Высокий 9,8 уровень Средний Эмоционально-оценочный 3 «А» класс Продуктивно-рефлексивный 9,5 Низкий 34,5 уровень уровень 11,4 55,7 Высокий Итого 28,9 33,6 61,6 Контрольный эксперимент 9,3 10,1 Средний уровень уровень 55 35,6 9,8 Когнитивно-информационный Низкий 31,7 80,2 Эмоционально-оценочный 59 уровень 10,9 33,5 54,3 29,8 56,8 9,3 56,7 14,5 Продуктивно-рефлексивный 59,3 Итого 38,9 40,4 30,2 5,0 19,3 4,3 80,1 60,5 53,6 Динамика 43 33,8 6,0 +10 15,6 53,5 37,7 +11,3 4,3 20,9 9,2 63,8 13,1 -21,3 32 15,3 -0,1 58,8 +1,8   -1,7  

Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности

Таблица 10

Критерий

Констатирующий эксперимент

3 «Б» класс

Когнитивно-информационный

Высокий

9,8

уровень

Средний

Эмоционально-оценочный

3 «А» класс

Продуктивно-рефлексивный

9,5

Низкий

34,5

уровень

уровень

11,4

55,7

Высокий

Итого

28,9

33,6

61,6

Контрольный эксперимент

9,3

10,1

Средний

уровень

уровень

55

35,6

9,8

Когнитивно-информационный

Низкий

31,7

80,2

Эмоционально-оценочный

59

уровень

10,9

33,5

54,3

29,8

56,8

9,3

56,7

14,5

Продуктивно-рефлексивный

59,3

Итого

38,9

40,4

30,2

5,0

19,3

4,3

80,1

60,5

53,6

Динамика

43

33,8

6,0

+10

15,6

53,5

37,7

+11,3

4,3

20,9

9,2

63,8

13,1

-21,3

32

15,3

-0,1

58,8

+1,8

 

-1,7

 

Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности учащихся экспериментального класса

Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности учащихся экспериментального класса

Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности учащихся экспериментального класса

Уровни сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности учащихся экспериментального класса

Если после слова педагога не следует более тонкое прикосновение- музыка, воспитание нельзя признать полным .   В.а.сухомлинский

Если после слова педагога не следует более тонкое прикосновение- музыка, воспитание нельзя признать полным . В.а.сухомлинский

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе эксперимента выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: в начале исследования, и формирование эмоционального отношения младших школьников к музыке в процессе музыкальной деятельности является возможным и управляемым процессом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе эксперимента выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: в начале исследования, и формирование эмоционального отношения младших школьников к музыке в процессе музыкальной деятельности является возможным и управляемым процессом.

Спасибо за внимание )

Спасибо за внимание )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!