СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка кино. 8 класс, урок музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка кино

Просмотр содержимого документа
«Музыка кино. 8 класс, урок музыки.»

Урок № 31 8 кл _________________

Музыка кино

Мы уже не раз говорили о смелых экспериментах в искусстве XX века. В театре, живописи, музыке возникали новые направления, течения, стили…. Но самый грандиозный переворот, случившийся в культуре XX столетия, безусловно, связан с появлением кино.

Сто лет назад – когда искусство кино ещё только зарождалось – технологии киносъемки были несовершенны. И первые фильмы снимали вообще без звука. Поэтому у кинематографа даже появилось прозвище «великий немой».

Недостаток звука восполняли всеми доступными способами. Актёры энергично жестикулировали, а сюжетные кадры время от времени прерывались титрами. На этих текстовых закладках пояснялся сюжет, воспроизводились реплики персонажей…

Сегодня трудно себе это представить, но сто лет тому назад фильмы показывали под «живую» музыку. В каждом кинотеатре был небольшой оркестр или ансамбль музыкантов, или, хотя бы один пианист. Его называли тапёр.

Тапёр должен был играть во время демонстрации картины. И не просто играть, а импровизировать, передавая в музыке изменения настроений и чувств героев.

Между прочим, Дмитрий Шостакович в молодости подрабатывал в одном из кинотеатров тапёром. И весьма символично, что в дальнейшем ему суждено было стать одним из самых признанных авторов киномузыки.

Музыка уже тогда обладала особой притягательной силой для нового вида искусства. Так, в 1908 году был создан короткометражный фильм «Понизовая вольница» или «Стенька Разин». По сути, это была инсценировка знаменитой русской народной песни «Из-за острова на стрежень».

Но по-настоящему «великий немой» заговорил только на рубеже 20-30-х годов. Примечательно, что первый звуковой фильм носил название «Певец джаза». Кинематограф начал стремительно осваивать звуковое пространство, он искал и находил новые выразительные возможности, связанные с различными сочетаниями визуального и звукового образа фильма.

В СССР звуковое кино сразу же стало рупором новых общественных идей, социалистического строительства. Заводские гудки, «музыка» работающих фабричных станков органично сочеталась в них с массовыми песнями. Простые и понятные, они быстро разлетались по стране, становились поистине народными. На поисковый запрос об авторстве «Песни о встречном» интернет иногда выдаёт ответ – песня народная. Между тем, её сочинил для одного из первых советских звуковых фильмов Дмитрий Шостакович – будущий автор опер, симфоний и других сочинений серьёзных академических жанров.

В тридцатые годы композитор Сергей Прокофьев создаёт музыку к исторической ленте Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Тихон Хренников – к картинам «Верные друзья», «Свинарка и пастух». Музыка из этих фильмов стала настоящим золотым фондом отечественной музыкальной культуры.

Классикой отечественного кино стали музыкальные картины режиссёра Григория Александрова на музыку Исаака Дунаевского. Мелодии из фильмов «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга-Волга» до сих пор звучат на радио и телевидении.

В послевоенные годы на смену чёрно-белому кино пришли цветные фильмы. Передача ярких красок сделала искусство кинематографа еще более зрелищным. Но и музыкальные находки этих лет были не менее впечатляющими. В мелодраме «Шербургские зонтики», французского режиссёра Жака Деми, все герои фильма не говорят, а поют. Совсем как в опере… Разница в том, что мелодекламация актёров не похожа на серьёзные оперные арии и дуэты. По стилю – это музыка лёгкая. Композитор Мишель Легран сочинил приятные запоминающиеся мелодии, также ставшие настоящей классикой жанра.

В художественных фильмах ещё на заре звукового кинематографа произошло разделение музыки на внутрикадровую и закадровую. Внутрикадровую музыку исполняют персонажи фильма. Мы видим, как они играют на музыкальных инструментах и поют непосредственно по ходу развития сюжета. Исполнителей закадровой музыки мы не видим, она существует как будто сама по себе, создавая определенный эмоциональный фон для событий фильма. Так, закадровой музыкой в фильме А. Тарковского «Солярис» стала хоральная прелюдия И. С. Баха в обработке современного композитора Эдуарда Артемьева

Композиторы, сочиняющие музыку к фильмам, часто пользуются приёмами музыкального развития, известными ещё со времен венских классиков. В самом начале фильма «Я шагаю по Москве» возникает музыкальная тема. Потом, на протяжении ленты, она много раз будет повторяться. Вот эта мелодия с энергичным аккомпанементом передаёт рабочий ритм большого города. А вот она же становится нежной и мечтательной – словно вместе с солнечными бликами плывёт по глади Москвы-реки…

Главный герой этого фильма прилетает на один день в Москву. Ранним утром на пустынном тротуаре он видит девушку, которая что-то напевает и пританцовывает. На его вопрос случайная знакомая отвечает:

- Я встречаю мужа.- И что, у вас все хорошо?- Да, у нас все хорошо!- Но ведь так не бывает!- А вот и бывает! – отвечает девушка.

И весь фильм – это череда зарисовок из залитой солнцем, молодой и счастливой Москвы шестидесятых годов. Его герои работают и учатся, шутят и пишут стихи, справляют свадьбы и ловят воришек… И всё это пронизано таким оптимизмом, такой верой в жизнь, что заключительная песня в исполнении Никиты Михалкова становится убедительным выводом: «Бывает все на свете хорошо…»

В других картинах музыкальная драматургия фильма строится на контрастных образах. Между музыкальными темами происходит столкновение, столь же непримиримое, сколь жестокая борьба разворачивается между силами добра и зла на экране.

Композитор Говард Лесли Шор – автор музыки ко множеству голливудских фильмов. Из фрагментов к экранизации «Властелина колец» он создал симфонию, построенную по всем законам этого серьёзного академического жанра.

Лучшие образцы киномузыки не просто начинают жить собственной жизнью. Они становятся особыми культурными маркерами, музыкальными символами, отражающими дух своей эпохи, мысли и чувства, характер и надежды современного человека


Музыка кинематографа.

Кино – сравнительно молодое искусство, но по количеству поклонников, пожалуй, превосходит остальных. Отличительной особенностью кинематографа является то, что с момента зарождения и на всем пути развития, всегда его сопровождала - музыка. Часто музыка в кино является фоном основного действия. Однако, в шедевральных фильмах, музыка – полноправная часть картины.Музыка передаёт то, что передать картинками не всегда возможно: мы ощущаем атмосферу фильма, проникаемся чувствами героев, мы сопереживаем героям фильма.

Роль музыки в кино велика!

1.Музыка эмоционально настраивает зрителя на просмотр конкретного жанра фильма.

2. Музыка создает атмосферу действия.

3.Акцентирует внимание на поступки и чувства героев.

4. Показывает характер, образ героев.

5. Дает возможность зрителю переживать вместе с героями фильма.

6. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более красочным и живым.

Сто лет назад – когда искусство кино ещё только зарождалось – технологии киносъемки были несовершенны. И первые фильмы снимали вообще без звука. Поэтому у кинематографа даже появилось прозвище «великий немой».

Недостаток звука восполняли всеми доступными способами. Актёры энергично жестикулировали, а сюжетные кадры время от времени прерывались титрами. На этих текстовых закладках пояснялся сюжет, воспроизводились реплики персонажей…

Сегодня трудно себе это представить, но сто лет тому назад фильмы показывали под «живую» музыку. В каждом кинотеатре был небольшой оркестр или ансамбль музыкантов, или, хотя бы один пианист. Его называли тапёр.

Тапёр должен был играть во время демонстрации картины. И не просто играть, а импровизировать, передавая в музыке изменения настроений и чувств героев.

Но по-настоящему «великий немой» заговорил только на рубеже 20-30-х годов. Примечательно, что первый звуковой фильм носил название «Певец джаза». Кинематограф начал стремительно осваивать звуковое пространство, он искал и находил новые выразительные возможности, связанные с различными сочетаниями визуального и звукового образа фильма.

В тридцатые годы композитор Сергей Прокофьев создаёт музыку к исторической ленте Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Тихон Хренников – к картинам «Верные друзья», «Свинарка и пастух». Музыка из этих фильмов стала настоящим золотым фондом отечественной музыкальной культуры.

Классикой отечественного кино стали музыкальные картины режиссёра Григория Александрова на музыку Исаака Дунаевского. Мелодии из фильмов «Цирк», «Весёлые ребята», «Волга-Волга» до сих пор звучат на радио и телевидении.

В послевоенные годы на смену чёрно-белому кино пришли цветные фильмы. Передача ярких красок сделала искусство кинематографа еще более зрелищным. Но и музыкальные находки этих лет были не менее впечатляющими. В мелодраме «Шербургские зонтики», французского режиссёра Жака Деми, все герои фильма не говорят, а поют. Совсем как в опере…

Лучшие образцы киномузыки не просто начинают жить собственной жизнью. Они становятся особыми культурными маркерами, музыкальными символами, отражающими дух своей эпохи, мысли и чувства, характер и надежды современного человека.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=35&v=..