Консультация для педагогов «МУЗЫКА, РЕЧЬ И ДЫХАНИЕ»
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути:
слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы,
игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах
музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов
развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр,
динамика присущи как речи, так и музыке.
На музыкальных занятиях идёт расширение кругозора, активное
обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят
названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, фамилии, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная).
Все вы знаете, что пение давно используется как одно из средств
реабилитации при различных нарушениях речи: невнятном произношении,
проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят
недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть.
Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над
дыханием, работа над дикцией и постановка голоса. В работе над дыханием
важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого
можно использовать игру «понюхай цветочек». Дети будут стараться нежно
нюхать цветочек, в то время как правильное дыхание начнет формироваться.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:
- совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно
совершенствуется и для речи дошкольника;
- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении,
формирует речевую выразительность;
- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической
речи;
- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает
способность к речевым интонациям.
Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты
интонации, что также способствует формированию интонационной
выразительности речи.
Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на
выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» –
лучшие упражнения для артикуляционного аппарата,
способствующие автоматизации звука, закреплению правильного
произношения.
Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический
слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о) в слогах «диндан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии).
Полезно предложить детям петь “как медвежата”, “как зайчики”, “как
мышки”. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами
голоса.
Хорошо мобилизует внимание детей и побуждает их более чётко
произносить слова приём пропевания текста одними губами, в разных темпах, начиная с медленного.
Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию
речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти,
формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с
музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на
эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные
переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает
эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности
повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей,
способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение
слова, его эстетическую сущность.
Литература:
1. Уколова О.А. Музыка, речь и движение / О.А. Уколова // Логопед. –
№ 7. – Москва, 2018. – С. 111- 114.
2. Селиванова Ю.В. Музыкальная квест-игра в работе с детьми с
речевыми нарушениями / Ю.В. Селиванова // Логопед. – № 7. –
Москва, 2018. – С. 115- 117