СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыка, речь и дыхание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов «МУЗЫКА, РЕЧЬ И ДЫХАНИЕ»

Просмотр содержимого документа
«Музыка, речь и дыхание.»

Консультация для педагогов «МУЗЫКА, РЕЧЬ И ДЫХАНИЕ»

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути:

слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы,

игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах

музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов

развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр,

динамика присущи как речи, так и музыке.

На музыкальных занятиях идёт расширение кругозора, активное

обогащение словарного запаса детей: дети узнают, запоминают и произносят

названия музыкальных произведений, песен, игр, музыкальных инструментов, фамилии, имена композиторов, характеристику музыки (прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная).

Все вы знаете, что пение давно используется как одно из средств

реабилитации при различных нарушениях речи: невнятном произношении,

проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят

недостаточно ясно, активно, зажимают нижнюю челюсть.

Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над

дыханием, работа над дикцией и постановка голоса. В работе над дыханием

важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого

можно использовать игру «понюхай цветочек». Дети будут стараться нежно

нюхать цветочек, в то время как правильное дыхание начнет формироваться.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст не в слух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И третья сторона в процессе обучения пению - это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:

- совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно

совершенствуется и для речи дошкольника;

- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении,

формирует речевую выразительность;

- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической

речи;

- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает

способность к речевым интонациям.

Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты

интонации, что также способствует формированию интонационной

выразительности речи.

Русские народные прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на

выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» –

лучшие упражнения для артикуляционного аппарата,

способствующие автоматизации звука, закреплению правильного

произношения.

Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический

слух, («Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о) в слогах «диндан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии).

Полезно предложить детям петь “как медвежата”, “как зайчики”, “как

мышки”. Это поможет им лучше овладеть тремя основными регистрами

голоса.

Хорошо мобилизует внимание детей и побуждает их более чётко

произносить слова приём пропевания текста одними губами, в разных темпах, начиная с медленного.

Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию

речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти,

формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с

музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на

эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные

переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает

эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности

повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей,

способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение

слова, его эстетическую сущность.


Литература:

1. Уколова О.А. Музыка, речь и движение / О.А. Уколова // Логопед. –

№ 7. – Москва, 2018. – С. 111- 114.

2. Селиванова Ю.В. Музыкальная квест-игра в работе с детьми с

речевыми нарушениями / Ю.В. Селиванова // Логопед. – № 7. –

Москва, 2018. – С. 115- 117