Музыкальная гостиная «Музыка для детей С.Прокофьева»
Цель: Формирование основ музыкальной культуры через классическую музыку.
Рабочий материал: портрет С. С. Прокофьева, альбом «Детская музыка» с иллюстрациями.
Ход проведения:
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной! Сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие по музыкальным произведениям Сергея Сергеевича Прокофьева, одного из самых известных русских композиторов. Он рано начал писать музыку. Когда Прокофьеву было 6 лет, столько, сколько сейчас вам, он сочинил свою первую пьесу – «Индийский галоп», а в 9 лет уже написал оперу «Великан». А ещё Сергей Сергеевич Прокофьев написал 12 музыкальных пьес для детей и объединил их в один альбом. И назвал его… (ответ детей) Правильно, «Детская музыка». В двенадцати лёгких фортепианных пьесах – летний день ребенка с утра до вечера, картинки природы, ребячьи забавы. Сергей Сергеевич очень любил природу, лес, поле, восхищался отсветами заката, причудливыми узорами облаков, переливами птичьих голосов. Поэтому начинается и заканчивается альбом пьесами, изображающими природу. Давайте, откроем этот альбом и познакомимся с доброй, солнечной музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева.
Звучит пьеса «Утро»
Дети выполняют музыкально – ритмическую композицию «Пробуждение».
Пальчики подняли – лучиками стали. (выпрямить и растопырить пальцы обоих рук)
Хорошо размяли свои пальчики! Теперь можно поиграть на музыкальных инструментах! Скажите, пожалуйста, что такое марш? (ответ детей)
Верно. В переводе с французского языка «марш» означает движение, шествие. Какой же
Танец «Тарантелла»
Вот мы познакомились с творчеством С.С.Прокофьева и с его альбомом «Детская музыка», а теперь ребята давайте нарисуем музыку С.С.Прокофьева, то что вы увидели и услышали сегодня в нашей музыкальной гостиной.
Дети рисуют музыку (лучшие рисунки выставляются на конкурс).

Тема: Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды. Празднуем Масленицу»
Цель: - дать знания по русскому народному фольклору на примере праздника «Масленица».
Задачи:
- развитие навыков музыкального восприятия, анализа музыкального произведения;
- развитие музыкального слуха, вокально-хоровых навыков и метроритмических способностей;
- воспитание бережного отношения к народным традициям.
Ход урока1. Организационный этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.
- Вы, наверно, уже догадались, о чём пойдет сегодня речь?
Дети: О Масленице.
Учитель: Тема нашего урока: «Русские обряды – Масленица»
- Чему же посвящен этот праздник?
Дети: Проводам зимы и встрече весны
2. Объяснение нового материала.
Учитель: А теперь, ребята, послушайте, что я вам расскажу о Масленице.
Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубины веков. Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с радостью собираются вместе на проводы зимы.
Отмечается этот праздник во второй половине февраля или в начале марта.
Главное событие праздника – сжигание соломенного чучела, наряженного в русский народный сарафан. Так изображали зиму. В первый день масленичной недели её торжественно встречали, а в последний, «прощёный день», сжигали под весёлые шутки, смех, песни и прибаутки. Давайте и мы с вами поприветствуем нашу куклу Масленицу.
(Кукла прикреплена на доске магнитами)
Всю неделю хозяйки готовят разную еду, выпечку и приглашают к себе гостей.
Чего только нет на масленичном столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и яйца, и много-много сладостей! Главное место в Масленице играли – блины. Блины символизируют солнце, а солнце - это тепло, свет, радость, добро, урожай. Каких только не было блинов раньше - были блины с маком, с медом, с салом, с рыбой, с икрой, с брусникой... Считалось дурной приметой на столы в Масленицу не подать блины, значит, год будет неурожайный, голодный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным.
Блин - круглый горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко. Поэтому с ним в древности проводились обряды. Считалось, что Солнце видит это и дарует свою милость.
3. Просмотр видеоряда «Масленица». (Учитель: Вот какое солнышко пришло к нам в гости, и пусть его тепло, сопровождает нас целый день, и придаст много сил и хорошего настроения.
Солнышко не хмуриться,
С нас не сводит глаз.
Потому что Солнышку
Нравится у нас.
Солнце разгорается
Песни начинаются.
4. Распевание. Разучивание попевки «Гори, солнце»
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
- О чем поется в песне?
- Какая музыка по характеру?
Дети: Весёлая, жизнерадостная, праздничная, яркая.
Учитель: Исполняет ансамбль под аккомпанемент гармошки и шумовых инструментов.
Всем известно, что ни один праздник, ни одно гулянье не обходилось без мастеров игры на инструментах. Давайте и мы создадим свой народный оркестр, ведь среди вас немало таких мастеров. (детям раздаются шумовые музыкальные инструменты)
5. Разучивание песни «Блины»
Учитель: Давайте разучим припев.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Мы давно блинов не ели. (Если необходимо – прохлопываем ритмический рисунок. Дети повторяют, добиваются исполнения в унисон.)
Слушаем вторую фразу.
Мы блиночков захотели. (Дети повторяют)
Поём куплет и припев вместе. (Дети поют)
Теперь попробуем добавить аккомпанемент, украсить наше исполнение шумовыми инструментами.
Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели.Припев: Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.Припев.Напекла она поестьСотен пять, наверно, есть,
Припев.На поднос она кладётИ сама к столу несёт.
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы!
И красиво песню спели!
Все ребята молодцы! (собираем инструменты)
6. Закрепление пройденного материала. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить, что нового вы узнали сегодня.
- С каким древним народным праздником мы с вами сегодня познакомились? (Масленица)
- Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой, разгульной).
Учитель:
Масленица. Хорош этот древний славянский праздник - проводы зимы - со столами, которые ломятся от блинов и других яств и пития. В эти дни славянская душа - нараспашку, человек гуляет вовсю.
Я желаю, чтобы у вас Масленица прошла как по маслу7. Рефлексия
Подводя итог нашему занятию, я бы хотела услышать ваше мнение об уроке. Перед вами карточки с изображением нот (на доске показана расшифровка каждого цвета)
Если вам было не очень интересно на уроке, поднимите карточку зеленого цвета.
Тема урока: «Тренируем свою внутреннюю музыку»
Цели:
1) обучающая – научить учащихся определять разнообразие музыки;
2) развивающая – работать над произведениями, дыханием, фразировкой, эмоциональным исполнением;
3) воспитательная – воспитывать эстетическую культуру общения, доброе отношение к природе через музыкальное восприятие прививать любовь к Родине, краю.
Оборудование: ТСО, иллюстрации картин природы, набор детских книг, фонохрестоматии. Карточки, дидактический материал.
Методы:
Объяснительный
Воспитательный
Эмоционально-понятийный
Творческий
Форма урока: урок усвоения знаний
Тип урока:
Формировать умение охарактеризовать музыку;
Распознавать в музыке картины природы, главных героев;
Применять творческие возможности учащихся на основе исполнения.
Межпредметные связи: природоведение, изобразительное искусство, физическая культура, математика, литература.
Ход урока:
Организационный момент.
Беседа о музыке.
Ребята, вы знаете, что наш урок называется музыка. А музыка – сложный предмет искусства, поэтому от урока к уроку мы с вами научимся слушать, понимать, исполнять музыку и музыкальные произведения.
С музыкой можно переживать или радоваться, грустить или веселиться.
Ребята, давайте вспомним нашу попевочку «Дождик». (Исполнение попевки)
Какая у нас была музыка? Какой был дождик?
Действительно, музыка бывает разной, а поэтому и характер песен тоже изменялся. Музыка связана с природой и всегда с жизнью человека. Она раскрывает внутренний мир человека, который развивает его чувства и мысли, делает его красивым, помогает увидеть чудесные просторы нашего края, понять и полюбить красоту наше Родины.
Подведение итогов.
