Сергей Сергеевич Прокофьев
(23 апреля 1891г.-5 марта 1953г.)
советский композитор,
пианист,
дирижёр и педагог, профессор.
Народный артист РСФСР ( 1947 ).
Лауреат Ленинской премии ( 1957 )
и шести Сталинских премий ( 1943 ,
1946 — трижды , 1947 , 1952 ).
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке, Екатеринославской губернии (теперь село Красное красноармейского района Донецкой области ). отец его - Сергей Алексеевич - был ученым агрономом, управляющим в имении Сонцова. от него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Сережи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке.
ДЕТСТВО
С.С. Прокофьева
Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать Мария Григорьевна играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. .
"Индийский галоп".
В пять с лишним лет Сережа уже сочинил фортепианную пьеску под названием "Индийский галоп". Вскоре появились и другие сочинения. В течение весны и лета 1897 года я записал три пьесы: Вальс, Марш и Рондо.
Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву и он впервые попал в оперный театр., где Сережа услышал впервые оперы «Фауст» Гуно и «Князь Игорь» Бородина.
Вернувшись в Сонцовку, вдохновленный поездкой, он начал писать оперу "Великан" на собственный сюжет.
Консерватория
По совету Глазунова Прокофьев в возрасте 13 лет поступает в Петербургскую консерваторию. При поступлении Сергей поразил экзаменационную комиссию: он вошел, сгибаясь под тяжестью двух огромных папок, в которых лежали его сочинения- четыре оперы , симфония, две сонаты и много фортепианных пьес.
Также комиссия была восхищена абсолютным слухом, умением читать с листа. Вступительный экзамен прошел блестяще.
По окончания консерватории Прокофьев много лет путешествовал по разным странам. Повсюду он играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты ставились ведущими театрами мира.
Сочинения 30-х годов
В советский период творчества начался высший рассвет таланта Прокофьева. Одно за другим появляются новые крупные сочинения: балет «Ромео и Джульетта», музыка к фильму «Александр Невский», опера «Семен Катко»
Все они различны по темам, времени действия, характерам героев. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу светлые образы и образы жесткости и насилия. И всегда утверждает победу высоких человеческих идеалов.
Сергей Прокофьев был отличным шахматистом. Он обогатил эту игру собственными идеями, предложив так называемые «девятерные» шахматы – доска с полем 24х24, на которой играют сразу девятью комплектами фигур. Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс-чемпионом мира по шахматам Э.Ласкером и смог свести её к ничьей.
В 30-е годы Прокофьев также написал ряд прекрасных сочинений для детей: фортепианные пьесы для начинающих пианистов "Детская музыка", песни на слова Л.Квитко и А.Барто, симфоническую сказку "Петя и Волк" на собственный текст.
«Петя и волк» симфоническая сказка (1935г.)
Это произведение, специально написано для того, чтобы представить слушателям выразительные возможности различных инструментов и познакомить их с основами музыкального языка.
Композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец), где ведущий рассказывает об симфоническом оркестре и инструментах-персонажах сказки.
Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) дает возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко.
С болота, поросшего ряской, С полей, из лесного дупла, Певучая, добрая сказка, По нотным тропинкам сошла. К тесовому дому под ели, Тропинка тебя приведет, Расскажут о Пете и Волке, скрипки, кларнет и фагот. Упрятаны в нотных страницах, Поляны, луга и леса. Для каждого зверя и птицы у сказки свои голоса: Пичугою флейта просвищет, Закрякает уткой фагот, А злого презлого волчищу, Валторны заменят собой, Однако к чему торопиться? Твоя эта сказка, бери, Волшебные – двери страницы, В нее поскорей отвори.
Действующие лица :
Птички
Кошка
Дедушка
Охотники
Волк
Утка
Петя
Петя
Тему Пети исполняют струнно-смычковые инструменты .
Тональность темы-C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
Птичка
Тема птички исполняется деревянно-духовым инструментом-флейтой, в высоком регистре, виртуозными пассажами, что позволяет передать чирикающие интонации и порхающий характер. Тональность темы- G-dur.
Утка
Кряканье утки изображает гобой, мелодия в нижнем регистре. Тема звучит в тональности Es-dur/As-dur.
Кошка
Тему кошки исполняет кларнет, в тональности G-dur, изображая грацию и мягкую поступь кошки;
Дедушка
Тема дедушки звучит в h-moll, исполняет фагот. Пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирует ворчание
Волк
Страшного, серого волка изображают три валторны. Тема звучит в тональности g-moll;
Охотники
Тему охотников исполняют литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)
«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального детского театра состоялось 5 мая 1936 года. «По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат звучание каждого.
Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором легко воспринимается юными слушателями .
Годы войны
Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны была грандиозная патриотическая опера "Война и мир". Прокофьев и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образы великого произведения Льва Толстого.
В победном 1945 году увидели свет три значительных посвященная "величию человеческого духа"; первая серия кинофильма "Иван Грозный" - новая совместная работа с Сергеем Эйзенштейном; светлый сказочный балет "Золушка". Этот спектакль, поставленный осенью, был первой послевоенной премьерой в Большом театре.
Сочинения 40х-50х годов
В последующие годы появилось еще несколько новых работ. Среди них: опера "Повесть о настоящем человеке"; балет "Сказ о каменном цветке"; оратория "На страже мира"; концерт-симфония для виолончели с оркестром; сюита "Зимний костер" для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра посвящена советским пионерам.
Седьмая симфония была задумана вначале как симфония специально для детей, но в процессе работы приобрела более широкое значение - мудрой симфонической сказки, утверждающей красоту и радость жизни. Это последнее законченное сочинение Прокофьева.
В конце 40-х - начале 50-х годов Прокофьев тяжело болел. Чтобы сохранить силы для творчества, ему пришлось отказаться от многого, и в том числе от посещения театров и концертов. Самое трудное время наступало для него тогда, когда врачи запрещали ему сочинять музыку или разрешали работать не более 20 минут в день.
Большую часть времени в эти годы Прокофьев проводил на своей даче на Николиной горе на берегу Москвы-реки. Он очень любил эти места, совершал далекие прогулки.
Умер С.С.Покофьев в Москве, 5 марта 1953 года
СПИСКИ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Прохорова И, Скудина Г. Музыкальная литература советского периода. Для VII класса детской музыкальной школы. Москва «Музыка» 2001
Долинская Е.Б. «Театр Прокофьева». Исследовательские очерки. –М.: Издательство «Композитор» 2012.
Нестьев И. В. «Жизнь Сергея Прокофьева». Издательство «Советский композитор»,1973
Прокофьев С. С. «Автобиография».-М.: Издательство «Советский композитор», 1982.
Прокофьев С. «Детство».-М.: Издательство «Музыка», 1983
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.
https://ru.wikipedia.org/
http://school-sector.relarn.ru/dckt/projects/milehina/youth.html
http://www.opentextnn.ru/music/personalia/prokofiev/?id=2022
https://ru.wikipedia.org/wiki/Петя_и_волк#.D0.90.D0.BD.D0.B8.D0.BC.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F
http://interesnie-fakti.net/fakty-iz-zhizni-sergeya-prokofeva/