СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Симфоническое творчество С. С. Прокофьева

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В многогранном творчестве С. С. Прокофьева жанр симфонии занимает важное место. Симфонии композитор создавал на протяжении всей жизни.

Просмотр содержимого документа
«Симфоническое творчество С. С. Прокофьева»

Урок по музыкальной литературе «Симфоническое творчество С. С. Прокофьева»

Цель урока: Познакомиться с симфоническим творчеством С. С. Прокофьева, особенностями музыкального языка на примере 7 симфонии.

Задачи:

  1. Творческое наследие С. С. Прокофьева

  2. Симфоническая музыка в творчестве композитора

  3. Разбор 7 симфонии

  4. Итоговый опрос учащихся по 7 симфонии композитора

Тип урока: урок-беседа

Ход урока:

  1. Жанры и образные сферы творчества С. С. Прокофьева

  2. Место симфонической музыки в творчестве композитора

  3. Первая симфония композитора.

  4. 7 симфония – воплощение «новой простоты» Прокофьева, образец классической, ясной, стройной и певучей по-русски симфонии.

  5. Закрепление пройденного материала, ответы на вопросы.

Творческое наследие С. С. Прокофьева, одного из самых известных композиторов ХХ века, удивительно богато огромным количеством произведений в самых разных жанрах. В прокофьевских сочинениях оживают страницы русской истории ( давайте вспомним произведения на исторические темы: кантата «Александр Невский», опера «Война и мир», музыка к к/ф «Иван Грозный») и современность (оперы «Семён Котко», «Повесть о настоящем человеке»), шекспировская трагедия ( балет «Ромео и Джульетта») и – сказка (балет «Золушка», опера «Любовь к трём апельсинам», вокальная сказка «Гадкий утёнок»).Прокофьев писал сложнейшие произведения для взрослых и детскую музыку, предназначенную для самых маленьких. (Какие произведения для детей вы можете назвать? – сборник пьес «Детская музыка», симфоническая сказка «Петя и волк», «Сказки старой бабушки»). Композитор писал музыку в самых разных жанрах. (Назовите жанры творчества Прокофьева: он создал оперы (8), балеты (7), симфонии (7), концерты для фортепиано (5), сонаты, сюиты, кантаты, музыку для театра и кино).

В многогранном творчестве С. С. Прокофьева жанр симфонии занимает важное место, хотя и не является основным, определяющим. Симфонии Прокофьева тесно связаны с образным миром его сценических произведений. Отсюда яркая образность, театральная зримость и динамичность его симфоний, которые справедливо называют «симфоническими сценами». Прокофьев на протяжении всей жизни обращался к жанру симфонии, им написано 7 симфоний. В первой симфонии Прокофьев показал себя как мастер-новатор. Он обладал прекрасным чувством юмора, жизнерадостностью. С юмором была написана 1 симфония. (Она длится всего 15 минут). В симфонии чувствуется близость музыки композитора ясному, отточенному искусству классиков XVIII века. Она проявляется и в общем характере музыки, в ритмической чёткости, в острых изгибах мелодии, неожиданных гармонических сопоставлениях – самобытный прокофьевский стиль. «В новых условиях и на русской почве, если бы Гайдн оказался в наше время, он бы писал по тем же законам и правилам, но с другим звучанием, гармонией и ритмами» - говорил Прокофьев. Назвав её «Классической» Прокофьев пошутил: «Ну, а вдруг я окажусь большим композитором…». Это произведение появилось в пику тому, что было модно в начале ХХ века. Прокофьева называли музыкальным футуристом, часто сравнивали с художниками, которые стремились к авангарду (вспомним «Чёрный квадрат» Малевича).

В подражании 18 веку, в стиле гавота звучит III часть (1 мин.). Надо сказать, Прокофьев бережно относился к своей музыке, часто переносил эту музыку в другие произведения. (Давайте вспомним, где ещё звучит гавот? – в балете «Ромео и Джульетта»).

Среди прокофьевских симфоний Седьмая выделяется своим лирическим характером, во многом близким «Золушке». Эта «прощальная» симфония ( последнее законченное произведение Прокофьева), так же как и «Золушка», представляет собой мудрую лирическую сказку о жизни. Композитор, всю жизнь удивлявший публику сложностью своего музыкального языка, в последние годы жизни поражает благородной простотой и ясностью – это характерно в целом для позднего периода прокофьевского творчества, но в отношении этой симфонии была ещё одна причина для простоты и ясности: первоначально композитор намеревался адресовать произведение детской аудитории. Впоследствии замысел изменился – симфония стала совсем не детской по глубине мысли, быть может, сохранив по-детски светлое мироощущение.

Симфония отличается выдержанностью стиля, стройностью формы. В музыке симфонии сочетаются спокойный, повествовательный, «умудрённый» тон и – молодое бурное движение, жизнерадостность и светлая печаль воспоминаний, торжественная полнозвучная лирика и какая-то детская любовь к таинственному, чудесному.

Первая часть написана в сонатной форме, но это не аллегро, как привычно для
симфонических циклов, а модерато — более спокойно и медленно. Тема главной
партии, широкая, распевная в нежном звучании скрипок производит впечатление
выразительной и проникновенной элегии. Ее интонации близки русской
народной песне. Побочная партия тоже лирична, но это — лирика другого плана:
романтически-приподнятая, гимническая. Она отличается широкими смелыми
интервальными ходами, строгим ритмом, подчеркивающим твердость поступи.
Особую полнокровность придает ей оркестровка — звучание в октаву фаготов,
валторн, альтов и виолончелей, а далее, с переходом мелодии в более высокий
регистр — струнных и высоких деревянных духовых инструментов. Это вдохновенная тема радости и красоты жизни. По существу она является главной, самой важной темой всей симфонии. Именно её Прокофьев повторяет потом в коде четвёртой части. Тема побочной партии – одна из лучших мелодий Прокофьева-композитора, обладающего редким мелодическим даром. Он сумел создать оригинальные мелодии, которые узнаются сразу по характерным интонациям, смелым изгибам, необычны поворотам мелодической линии, ладовому своеобразию и особой широте диапазона. Диапазон побочной партии огромен – более двух октав. Мелодия зарождается в глубоких басах и простирается затем до светлых верхних звуков. Необычайно широки и внутренние интервальные ходы – восходящие шаги на септиму, квинту и октаву. И вместе с тем особенные прокофьевские черты соединяются в этой мелодии с классической русской распевностью.
Заключительная партия привносит еще один образ — причудливо-сказочный,
завораживающий, расцвеченный арфой, треугольником, колокольчиками. В
музыке нет конфликта, поэтому разработка сравнительно невелика и основана не
на столкновении тем, а их еще большем раскрытии, выявлении их возможностей.
Так, например, в побочной теме подчеркиваются романтические черты,
заключительная приобретает сумрачную, несколько тревожную окраску. Но
реприза возвращает прежние настроения, а миниатюрная кода — еще одно
напоминание о пленительном грустно-задумчивом облике главной партии.
Вторая часть, вальс, отличается концертным блеском и яркостью красок.
Продолжающий традицию симфонических вальсов Чайковского и Глазунова, он
напоминает и о прокофьевских вальсах из «Золушки», из «Войны и мира». В
основе второй части две темы. Первая, интонируемая струнными, — своего рода
«приглашение к танцу». Она носит вступительный характер и отличается
ясностью мелодического рисунка, простотой гармонических средств. Вторая
тема сначала тоже звучит у струнных, но затем переходит к гобою, кларнету,
флейте, образуя как бы несколько вариаций. Ее отличают тонкость и изящество
мелодического рисунка, пластика обаятельного в своей женственности танца, то
лукавого, то застенчивого. Завершает вальс стремительная праздничная кода.
Третья часть — анданте — задумчивое, полное строгого просветленного
чувства. На всем его протяжении безраздельно царит широкая, элегически-возвышенная мелодия. Основная тема части проводится четыре раза и является,
по существу, темой с тремя вариациями, в которых она утверждается с
исчерпывающей полнотой. Средний раздел анданте напоминает
непритязательную детскую песенку-марш. Он не нарушает безмятежно
спокойного течения музыки, хотя интонации песенки чем-то напоминают
хрупкую «сказочную» тему первой части. Реприза трехчастной формы
возвращает первоначальные образы части в сокращенном виде — теперь звучат
только две вариации. (Таким образом, форма анданте достаточно оригинальна —
сложная трехчастная, в которой крайние разделы — тема с вариациями).
Живой, остроумный, блещущий весельем финал полон блестящей скерцозности,
сверкающего остроумия. Его начало — трель струнных, комические скачки в
мелодии и стремительный разбег — создают напряженную атмосферу ожидания.
И вот появляется основная тема — зажигательная, огненная. У струнных с
глиссандо арф она сверкает, искрится и устремляется вперед в поистине
головокружительном движении. Внезапно действие переключается: вступает
ритмически упругая, задорная мелодия, напоминающая пионерский марш.
Поначалу имеющая характер сольного высказывания, она сменяется «припевом»,
в котором отчетливы интонации советских массовых песен. Возвращается
основная тема финала, а с ней — искрящееся веселье и блеск. Постепенно она
перерастает в уже знакомую мелодию — побочную тему первой части, которая
звучит здесь как величественный апофеоз. А вслед за ней, завершая симфонию,
заключительная партия первой части, рассыпаясь своеобразными красками арф,
фортепиано, ксилофона и колокольчиков, постепенно истаивает, оставляя
ощущение еле уловимой печали.

Тональная идея симфонии такова: cis-moll (I часть), F-dur (II часть), As-dur (III-часть), Des-dur (IV-часть) – энгармонически равная cis. Из тоник всех частей складывается трезвучие: cis-f-as-des(cis).

В историю музыки Прокофьев вошёл как очень солнечный, жизнерадостный композитор, сохранив в себе бесценный дар смотреть на жизнь глазами ребёнка. Такое видение мира сохранилось на всём его творчестве: добром и лучезарном, как детская улыбка. Для детей он оставил большое количество произведений. Часто взрослые произведения были основаны на сказках, или перекликались со сказками особым образом. Такова его 7 симфония.

Музыка симфонии жизнелюбива, светла, отличается юношеской свежестью. В ней нет ни
острых драматических коллизий, ни резких столкновений. Симфония явилась наиболее совершенным воплощением «новой простоты» Прокофьева, к которой он стремился всю жизнь. Масштабы симфонии невелики, все её темы – это широкие, певучие мелодии. Гармонический язык ясный, без резких диссонансов, но «прокофьевский». Оркестровка отличается особенной чистотой и прозрачностью. Прокофьев создал поистине классическую, ясную и стройную, по-русски певучую симфонию.

В конце урока подытожить разговор, ответить на вопросы:

  1. Дать общую характеристику 7 симфонии Прокофьева.

  2. Каково строение первой части?

  3. Охарактеризовать основные темы экспозиции.

  4. Какую роль играет тема побочной партии в первой части и во всей симфонии? Каковы характерные особенности этой мелодии?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!