Раздел «Музыка в жизни человека»
Планируемый результат: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Умения, характеризующие достижение этого результата:
распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений;
выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке;
выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования и др.).
Примеры заданий
Умение: распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений.
Задание 1
(комплексное, базовый и повышенный уровни)
Задание базового уровня
Прослушай музыкальное произведение. К какому жанру его можно отнести? Вспомни и назови автора этого произведения.
Дополнительное задание повышенного уровня
Назови и напой мелодию музыкального произведения того же жанра.
Пример музыкального произведения для прослушивания к заданию 1:
П.И. Чайковский. «Утреннее размышление» (из «Детского альбома»).
Описание правильного ответа базового уровня: указана жанровая основа прослушанного произведения (например, «песня», или «песня без слов», «песенная музыка») и указан автор прослушанного произведения – «русский композитор П.И. Чайковский».
Критерии достижения планируемого результата базового уровня:
1) правильно указана жанровая основа музыкального произведения; 2) указание автора желательно, однако достаточным будет определение принадлежности произведения к отечественной или зарубежной музыке, народной или профессиональной («композиторской»).
Описание правильного ответа повышенного уровня: для названного произведения приведён пример музыкального произведения того же жанра (например, «..Романс» Шостаковича», или «..Мелодия» Чайковского», или «..Утро» Грига») и напета мелодия в характере музыки названного произведения. (Приведённые учащимися примеры могут отличаться от указанных в описании ответа.)
Критерии достижения планируемого результата повышенного уровня:
1) верно указано музыкальное произведение, соответствующее прослушанному по жанру (достаточно указать название произведения); 2) напета его мелодия.
Примечание: в задании I для прослушивания могут быть предложены также следующие музыкальные произведения:
П.И. Чайковский. «Осенняя песнь» (из цикла «Времена года»).
Д.Д. Шостакович. «Романс».
Э.Григ. «Таней Анитры» (из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»).
С.В. Рахманинов. «Итальянская полька».
В.А. Моцарт. Соната ля мажор. III часть. Rondo alla turca.
Ж. Визе. Хор мальчиков из оперы «Кармен».
С учётом особенностей программы данные музыкальные произведения могут быть заменены на равноценные.
Методический комментарий к заданию 1
Задание выполняется устно в ходе беседы о музыке. Целесообразно предложить учащимся напеть мелодию прослушанного произведения, продирижировать её. «Деятельностное» осмысление природы основных жанров музыкальных произведений поможет учащимся в их распознавании.
Для фронтальной работы со всеми учащимися класса выбирается одно из музыкальных произведений. Учащиеся могут отвечать устно или же давать краткие письменные ответы.
Конспект урока:
Сейчас мы послушаем знакомое произведение, а во время слушания вы будите отвечать на вопросы , на листочках которые лежат на ваших столах (отвечать будите в паре, нужно будет выбрать правильный ответ)
Разобрать вопросы которые находятся в раздаточном материале:
К какому жанру можно отнести предложенное произведение?
Вспомни и назови автора этого произведения и зарубежный или русский?
Дополнительное задание повышенного уровня
Назови и напой мелодию музыкального произведения того же жанра.
Слушание Э.Григ «Утро». После слушания собрать раздаточный материал и показать правильные ответы в презентации.
Описание правильного ответа базового уровня: указана жанровая основа прослушанного произведения (например, «песня», или «песня без слов», «танцевальный жанр») и указан автор прослушанного произведения – «зарубежный композитор Э.Григ».
Оценочный лист к заданию 1
Класс_2Б__ Дата_07.04.2017
Фамилия, имя | Базовый уровень | Повышенный уровень | Оценка уровня достижений |
Указан жанр | Назван автор: дан полный/ неполный ответ | Приведён пример | Напета мелодия | базовый | повышен. |
Ахмадеева.А | + | неполный | - | - | +- | - |
Ахмадеева.Э | + | неполный | + | - | +- | +- |
Акбашева.А | + | неполный | - | - | +- | - |
Бенемирова.М | + | неполный | - | - | - | - |
Бикмурзин.А | + | неполный | - | - | +- | - |
Бузина.К | + | неполный | - | - | +- | - |
Габдульшенова.М | + | неполный | + | - | +- | +- |
Галиуллина.С | + | неполный | + | - | +- | +- |
Галиуллин.Р | - | полный | + | - | + | +- |
Загретдинова.Э | + | полный | - | - | + | - |
Ишбулатова.А | - | неполный | - | - | - | - |
Калачев.Н | + | неполный | - | - | + | - |
Камалетдинов.Р | + | неполный | + | + | +- | + |
Кашаров.А | + | неполный | + | + | +- | + |
Лапотина.А | + | неполный | + | - | + | - |
Луговых.В | + | неполный | + | - | + | - |
Лукошина.В | + | неполный | - | - | +- | - |
Миронюк.И | + | неполный | - | - | +- | - |
Перминова.З | + | неполный | - | - | +- | - |
Рыданова.С | + | неполный | - | - | +- | - |
Савельев.М | + | неполный | - | - | +- | - |
Савдиерова.М | + | неполный | - | + | +- | +- |
Сатаева..Д | + | неполный | - | - | +- | - |
Титова.Д | + | неполный | + | + | +- | + |
Фаррахова.Э | + | неполный | - | - | +- | - |
Хабиброянов.А | + | неполный | + | + | +- | + |
Хисматуллина.Н | + | неполный | - | - | +- | - |
Эйтенейр Жора | + | полный | + | + | +- | +- |