Музыка второй
половины XIX века
В 60—80-е годы XIX в. русская музыка переживала взлет в своем развитии. Появилась целая плеяда талантливых музыкантов. В начале 60-х годов в России сложилась творческая группа молодых композиторов, в которую вошли М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи. Это объединение композиторов музыкальный критик В. В. Стасов назвал «Могучей кучкой». Они изучали и популяризировали отечественную народную музыку.
Будучи новаторами, они создавали оперы из истории русского народа, использовали в своем творчестве русские народные песни, а также песни и мелодии других народов России (таковы, например, «Шахерезада» Римского-Корсакова, «Половецкие пляски» Бородина и др.).
Мировое признание получил выдающийся композитор П. И. Чайковский. Семь симфоний, три балета, несколько опер, более 100 романсов, симфонические поэмы, концерты, пьесы составляют музыкальное наследие композитора. Он создал жанр русской лирико-драматической симфонии. Его музыке свойственны тонкий лиризм, гуманизм, редкая сила эмоционального воздействия.
Крупнейшими центрами развития музыкального искусства в России во второй половине XIX в. являлись Петербургская и Московская консерватории.