2. Осмысление учебной задачи
|
10 мин
|
Первичное усвоение нового теоретического материала.
|
Здравствуйте ребята! Сегодня мы вновь постараемся проследить связь музыки и живописи и узнаем что такое музыкальная живопись и живописная музыка. Поэтому тема нашего урока так и называется «Музыкальная живопись и живописная музыка». И начнем мы с живописи и сейчас обратимся к творчеству русского художника В. Борисова-Мусатова. Давайте посмотрим на его картины «Весенний этюд», «Весна», «Цветущие вишни», «Дама в кресле» Какой жанр узнаёте в этих картинах?
Какими словами можно передать настроение его живописных полотен?
Вы прислушались к тишине в этих картинах. А мне бы хотелось, чтобы вы услышали мелодию этой тишины. Как вы думаете, есть разница в словах: «послушать тишину» и «услышать мелодию тишины» ?
Благодаря каким выразительным свойствам художник передал линии, краски, композицию полотна, ощущения ритма, темпа?
Какие линии использовал художник в изображении неба, реки и дубравы?
Как вы думаете, какая музыка созвучна картинам художника?
Физ минутка
|
Здравствуйте
Пейзаж.
В его картинах чувствуется звучание весны. В них звучат голоса природы: мы слышим плеск воды, к, шелест цветущих деревьев; Просто здесь всё тихо, приглушенно, как бы в полголоса.
С мелодией как-то поэтичнее. Мелодия-это всегда музыка. В этой картине чувствуется задушевная мелодия. Она звучит тихо, задумчиво, нежно.
Протяжные, широкие линии горизонтали картины.
Музыке Рахманинова
|
Формирование эмоциональной отзывчивости.
|
Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
|
3. Открытие нового знания
4.Обобщение и закрепление.
Рефлексия
|
20 мин
10мин
|
Изучение нового материала
Организует рефлексию по типу «вопрос- ответ»
Дом. Задание
|
Да, я с вами соглашусь. Яркий тому пример романс «Островок», написанный на стихи К. Бальмонта. Давайте прочитаем это стих-е.
Какими чувствами наполнено это стихотворение?
Давайте теперь послушаем романс «Островок» и я прошу вас обратить внимание на рисунок мелодии и ее ритм.
Итак, Как ведет себя в романсе мелодия, ритм.
Можно сказать, что романс наполнен живописным звучанием?
Теперь давайте послушаем еще один романс Рахманинова «Весенние воды» и попытаемся сравнить его с романсом «Островок».
Итак, отличается эти романсы друг от друга?
Да, совершенно верно. Теперь давайте поработаем в группах
Разделяемся на пары
1 ряд - проведет сравнительный анализ мелодии двух романсов
2 ряд – предстанут в роли художников и попробуют нарисовать красками картину тишины и картину весеннего пробуждения природы
3 ряд – подумает каким картинам художников созвучны романсы Рахманинова
Не менее живописна музыка Ф. Шуберта.
Одна из самых грациозных и нежных произведений композитора песня «Форель». Она имела такой успех, что Шуберт сочинил инструментальный квинтет, которого красиво называют «Фореллен квинтет». Ребята, а давайте вспомним что такое квинтет?
Правильно. И написано произведение в форме вариаций. А что такое вариации?
А теперь давайте послушаем «Форелленквинтет» и постарайтесь ответить на вопросы: как развивается музыка в квинтете? Какие инструменты солируют в каждой из вариаций?
Давайте попробуем разучить эту песню.
Исполнение песни «Форель»
Организует рефлексию по типу «вопрос- ответ»
И в заключении я предлагаю вам сыграть в игру «Найди своего автора». Для этого мне нужно восемь человек. У четверых будут карточки с фамилиями композиторов, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. У остальных карточки с фамилиями художников, чьи картины мы сегодня посмотрели. Остальные участники игры получат карточки с названиями произведений. По команде, «авторы» открывают свои фамилии, а произведения стараются как можно скорее найти своего автора.
(проводится игра)
Найти в интернете музыкальные произведения других композиторов, написанных в форме вариаций
|
Работа с учебником стр.100.
Чувства покоя, тишины, неподвижности и задумчивости
Мелодия прерывиста, часто звуки повторяются, много пауз. Все это говорит о стремлении композитора создать образ покоя и тишины
Да , можно
Да, отличаются. Более того, они контрастны друг другу. Если в первом тишина и покой, то во втором – стремительное движение
Работа в группах
Ответы по группам
Это ансамбль из пяти исполнителей.
Вариации это форма, в основе которой лежит тема и ее изменения т.е. вариаций
Ответы учащихся
Вокально-хоровая работа
|
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
|
Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства
|