СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыкальная живопись и живописная музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этап урока

Время

Тип урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Метапредметные

1.Мотивация

5 мин

Изучение нового материала

 

 

Организация учебной мотивации

.Настраивание учащихся на деятельность

.

Приветствуют учителя. Выполняют задания мотивационной работы. Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

Мотивируются на активную деятельность

Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач

2. Осмысление учебной задачи

10 мин

Первичное усвоение нового теоретического материала.

 

Здравствуйте ребята! Сегодня мы вновь постараемся проследить связь музыки и живописи и узнаем что такое музыкальная живопись и живописная музыка. Поэтому тема нашего урока так и называется «Музыкальная живопись и живописная музыка». И начнем мы с живописи и сейчас обратимся к творчеству русского художника В. Борисова-Мусатова. Давайте посмотрим на его картины «Весенний этюд», «Весна»,  «Цветущие вишни», «Дама в кресле» Какой жанр узнаёте в этих картинах?

Какими словами можно передать настроение его живописных полотен?

 

 

 

 

 

 

Вы прислушались к тишине в этих картинах. А мне бы хотелось, чтобы вы услышали мелодию этой тишины. Как вы думаете, есть разница в словах: «послушать тишину» и «услышать мелодию тишины» ?

 

 

 

 

 

Благодаря каким выразительным свойствам художник передал линии, краски, композицию полотна, ощущения ритма, темпа?

Какие линии использовал художник в изображении неба, реки и дубравы?

 

 

Как вы думаете, какая музыка созвучна картинам художника?

 

Физ минутка

Здравствуйте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пейзаж.

 

В его картинах чувствуется звучание весны.  В них звучат голоса природы: мы слышим плеск воды, к, шелест цветущих деревьев; Просто здесь всё тихо, приглушенно, как бы в полголоса.

 

 

 

 

С мелодией как-то поэтичнее. Мелодия-это всегда музыка. В этой картине чувствуется задушевная мелодия. Она звучит тихо, задумчиво, нежно.

 

 

 

Протяжные, широкие линии горизонтали картины.

Музыке Рахманинова

 

Формирование эмоциональной отзывчивости.

Формирование умения оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей

3. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Обобщение и закрепление.

Рефлексия

 

20 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует рефлексию по типу «вопрос- ответ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом. Задание

 

 

 

Да, я с вами соглашусь. Яркий тому пример романс «Островок», написанный на стихи К. Бальмонта. Давайте прочитаем это стих-е.

 

 Какими чувствами наполнено это стихотворение?

 

Давайте теперь послушаем романс «Островок» и я прошу вас обратить внимание на рисунок мелодии и ее ритм.

 

Итак, Как ведет себя в романсе мелодия, ритм.

 

 

 

 

Можно сказать, что романс наполнен живописным звучанием?

 

 

Теперь давайте послушаем еще один романс Рахманинова «Весенние воды» и попытаемся сравнить его с романсом «Островок».

Итак, отличается эти романсы друг от друга?

 

 

 

 

Да, совершенно верно.  Теперь давайте поработаем в группах

Разделяемся на пары

1 ряд -  проведет сравнительный анализ мелодии двух романсов

2 ряд – предстанут в роли художников и попробуют нарисовать красками картину тишины и картину весеннего пробуждения природы

3 ряд – подумает каким картинам художников созвучны романсы Рахманинова

 

Не менее живописна музыка Ф. Шуберта.

Одна из самых грациозных и нежных произведений композитора песня «Форель». Она имела такой успех, что Шуберт сочинил инструментальный квинтет, которого красиво называют «Фореллен квинтет». Ребята, а давайте вспомним что такое квинтет?

 

Правильно. И написано произведение в форме вариаций. А что такое вариации?

 

А теперь давайте послушаем «Форелленквинтет» и постарайтесь ответить на вопросы: как развивается музыка в квинтете? Какие инструменты солируют в каждой из вариаций?

 

 

Давайте попробуем разучить эту песню.

Исполнение песни «Форель»

 

 

 

Организует рефлексию по типу «вопрос- ответ»

И в заключении я предлагаю вам сыграть в игру «Найди своего автора». Для этого мне нужно восемь человек. У четверых будут карточки с фамилиями композиторов, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. У остальных карточки с фамилиями художников, чьи картины   мы сегодня посмотрели. Остальные участники игры получат карточки с названиями произведений. По команде, «авторы» открывают свои фамилии, а произведения стараются как можно скорее найти своего автора. (проводится игра)  

Найти в интернете музыкальные произведения других композиторов, написанных в форме вариаций

 

 

 

Работа с учебником стр.100.

 

Чувства покоя, тишины, неподвижности и задумчивости

 

 

 

 

 

Мелодия прерывиста, часто звуки повторяются, много пауз. Все это говорит о стремлении композитора создать образ покоя и тишины

Да , можно

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, отличаются. Более того, они контрастны друг другу. Если в первом тишина и покой, то во втором – стремительное движение

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы по группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это ансамбль из пяти исполнителей.

 

 

Вариации это форма, в основе которой лежит тема и ее изменения т.е. вариаций

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

Вокально-хоровая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!