Просмотр содержимого документа
«Музыкальные инструменты народа коми.»
Музыкальные инструменты народа коми создавались и развивались на протяжении многих веков и отражали условия жизни, быта и труда.
Первыми и древнейшими музыкальными инструментами у коми были, простейшие приспособления, предназначенные для практического применения в хозяйстве и на охоте. Изготовлялись они из природных материалов: дерево, береста, стебли растений, стволы и ветви деревьев.
К таким инструментам относятся ударные и скребковые инструменты, производящие немузыкальные звуки - стук, треск, звон.
Таковым являлся пастушеский пу барабан (деревянный барабан).Им пользовались пастухи и оленеводы, они с его помощью отгоняли волков, рыскающих возле стада. Изготовлялся в виде дощечки из ели и двух палок к ней.
С помощью тотшкодчан подавались сигналы сбора на обед. А мужчины, назначаемые обществом на очередную “сторожевую службу”, ночью обходили деревню, постукивали колотушкой и подавали сигнал- что село охраняется.
применялась для отпугивания домашних животных, забравшихся на посевы. Звучание сяргана очень сильное трескучее.
В сигнальных и промысловых целях применялись и древнейшие духовые музыкальные инструменты, сопутствующие трудовому процессу.
Это охотничий буксан (рожок). С его помощью охотники подавали друг другу условные сигналы-сообщения. Эти инструменты были распространены повсеместно на территории Республики Коми.
Чтобы заманить поближе рябчика, охотник изготавливал из еловой ветки свисток - чипсан - и, подражая свисту рябчика, заманивал дичь к себе.
Пастухи для веселья изготавливали бадьпу пэлян (ивовая дудка). Изготавливалась она из стебля тростников. Летом, женщины и девушки играли на них во время отдыха на коллективной работе (сенокосе, жатве) или при возвращении с работы.
Появлению струнных музыкальных инструментов коми народа предшествовал также охотничий инструмент. Это лук, у которого звенит тетива, когда охотник выпускает стрелу.
На это обратили внимание и звучание натянутой тетивы навело на мысль о создании смычковых инструментов: сигудöк. Количество струн колебалось от двух до четырех.
Довольно большим по размеру и малоподвижным, является брунган . Это несколько рядов струн, по которым ударяли палочкой во время отдыха.
Все эти музыкальные инструменты мы можем увидеть и услышать благодаря коми композитору и музыковеду Прометю Ионовичу Чисталеву. Он был одним из активных пропагандистов коми национального музыкального искусства. Главным в его деятельности было собирание и исследование коми музыкальных инструментов.