Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей
Деятельность педагога строится в соответствие с принципом «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» (Песталоцци).
Одним из важных направлений работы дошкольного учреждения является совершенствование системы работы по музыкально-творческому воспитанию детей.
Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого вида творчества. О возможности приобщения детей к творчеству средствами музыки писали многие исследователи. Л. С. Выготский высказывал уверенность, что из всевозможных видов художественной деятельности чрезвычайно благоприятна для приобщения к творчеству музыкальная деятельность. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности. Так, восприятие музыкальных произведений включает творческий опыт слушателя, исполнение музыки включает её восприятие и творческую интерпретацию, в сочинении, импровизации проявляется опыт восприятия и исполнения музыки. Таким образом, каждый вид музыкальной деятельности включает разный опыт познания музыкального искусства, в том числе опыт творческой деятельности.
На развитие творческой личности дошкольника специфическое влияние оказывает чувственно-эмоциональный фактор, возникающий в процессе общения ребёнка с музыкой. Известно, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики ребёнка в дошкольном возрасте.
В своей работе педагоги используют новые современные методики «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, «Новейшая методика развития музыкальности детей» Т. Боровик, «Модель личностного развития дошкольников в процессе восприятия музыки» Г. А. Никашиной, которые способствуют развитию творческих способностей дошкольников, природной музыкальности, создают условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогают успешно решать задачи программы дошкольного образования. Музыкальные занятия, включающие новые методики, отличаются нетрадиционным содержанием, структурой, новым музыкальным репертуаром, способом его подачи, методикой организации и проведения.
Использование на музыкальных занятиях модели воспитания эстетических чувств разработанной Г. А. Никашиной способствует созданию таких педагогических условий, которые побуждают детей к активному осознанному восприятию музыки, сопереживанию музыкально-художественному образу и выражению личностного эмоционально-творческого отношения к музыке через разнообразные игровые модели.
Работу с детьми по данной методике можно строить на основе использования музыкальных игр: интонационно-речевых игр-импровизаций; вокально-инструментальных игр-имитаций; пластических игр-моделирования; музыкальных игр-дизайнов, предусматривала использование следующих наглядных пособий: карточки-модели музыкальной интонации; графические схемы мелодии; блоки ритмоинтонаций; эмоциональные открытки.
В процессе организации музыкально-сюжетных игр можно создавать воображаемую ситуацию на основе слушания музыки, фрагмента сказки; анализировать вместе с детьми музыку и выявлять разнообразные средства и действия, необходимые для моделирования художественного образа.
Решение педагогических задач в рамках методики Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» следует осуществлять на основе комплексного развития музыкальности детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, а так же социально-коммуникативных качеств. Основными видами творческой деятельности на занятиях по программе Т. Э. Тютюнниковой являются активные формы: ритмизованная речь, пение, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, пантомима, импровизированная театрализация.
Ценность тематических занятий с элементами данной методики состоит в том, что на них создаются условия для развития природной музыкальности детей, способности к спонтанному творческому поведению, интереса к активному музицированию; предпосылок к развитию творческого мышления детей; формирования качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
Ещё одна методика, которую можно использовать в дошкольном учреждении для развития природной музыкальности, музыкально-творческих способностей детей, формирования основ их творческой личности – «Инновационная методика развития музыкальности детей» Т. А. Боровик. Представляя собой особый тип музыкальной педагогики, которую называют «креативной» (предполагающей обучение через творчество), она создаёт условия для удовлетворения потребностей детей в эмоциональном самовыражении и самореализации в различных видах музыкальной деятельности; способствует проявлению той универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более важной в современном воспитании.
Использование новых музыкальных методик в образовательной работе с детьми дошкольного учреждения открывает возможность широкого использования метода музыкальной импровизации, что способствует накоплению музыкально-творческого опыта, так как ребёнок сразу входит в
непосредственный контакт с музыкой, появлению у старших дошкольников не теоретически запрограммированной по правилам гармонии или воспроизведённой по показанному образцу мелодии, музыкальной формы, «музыкальной конструкции», а самостоятельной музыкальной мысли, выраженной в непредвиденной форме.
Результативность внедрения новых музыкальных методик доказывает возможность использования системы невербальных методов воспитания и обучения ребёнка, имеющей особую значимость для процесса формирования творческих качеств личности старших дошкольников. Жесты, мимика, пантомимика, лицевая экспрессия, движение тела, пластика рук и другие невербальные приёмы, связанные с реализацией творческих заданий, музыкально-игровых действий в методиках Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, Г. А. Никашиной позволяют сформировать у детей индивидуальную манеру исполнения музыкального репертуара, способствуют развитию творческого воображения, самостоятельности в нахождении и передаче выразительных средств воплощения музыкального образа. Стоит отметить нарастающее стремление дошкольников к самовыражению в разных видах музыкального творчества: яркое сопереживание музыкально-игровому образу; воображение и оригинальность, своеобразная манера исполнения; осмысленный подбор разнообразных средств музыкальной выразительности для воплощения музыкального образа.