СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важных направлений работы дошкольного учреждения является совершенствование системы работы по музыкально-творческому воспитанию детей.           

Просмотр содержимого документа
«Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей»

Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей


Деятельность педагога строится в соответствие с принципом «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» (Песталоцци).

Одним из важных направлений работы дошкольного учреждения является совершенствование системы работы по музыкально-творческому воспитанию детей.           

Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого вида творчества. О возможности приобщения детей к творчеству средствами музыки писали многие исследователи. Л. С. Выготский высказывал уверенность, что из всевозможных видов художественной деятельности чрезвычайно благоприятна для приобщения к творчеству музыкальная деятельность. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности. Так, восприятие музыкальных произведений включает творческий опыт слушателя, исполнение музыки включает её восприятие и творческую интерпретацию, в сочинении, импровизации проявляется опыт восприятия и исполнения музыки. Таким образом, каждый вид музыкальной деятельности включает разный опыт познания музыкального искусства, в том числе опыт творческой деятельности.

На развитие творческой личности дошкольника специфическое влияние оказывает чувственно-эмоциональный фактор, возникающий в процессе общения ребёнка с музыкой. Известно, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики ребёнка в дошкольном возрасте.

В своей работе педагоги используют новые современные методики  «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, «Новейшая методика развития музыкальности детей» Т. Боровик, «Модель личностного развития дошкольников в процессе восприятия музыки» Г. А. Никашиной, которые способствуют развитию творческих способностей дошкольников, природной музыкальности,  создают условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогают успешно решать задачи программы дошкольного образования. Музыкальные занятия, включающие новые методики, отличаются нетрадиционным содержанием, структурой, новым музыкальным репертуаром, способом его подачи, методикой организации и проведения.

  Использование на музыкальных занятиях модели воспитания эстетических чувств разработанной Г. А. Никашиной способствует созданию таких педагогических условий, которые побуждают детей к активному осознанному восприятию музыки, сопереживанию музыкально-художественному образу и выражению     личностного   эмоционально-творческого отношения   к музыке   через разнообразные игровые модели.

Работу с детьми по данной методике можно строить на основе использования музыкальных игр: интонационно-речевых игр-импровизаций; вокально-инструментальных игр-имитаций; пластических игр-моделирования; музыкальных игр-дизайнов, предусматривала использование следующих наглядных пособий: карточки-модели музыкальной интонации; графические схемы мелодии; блоки ритмоинтонаций; эмоциональные открытки.

В процессе организации музыкально-сюжетных игр можно создавать      воображаемую   ситуацию   на   основе   слушания музыки, фрагмента сказки; анализировать вместе с детьми музыку и выявлять разнообразные средства и действия, необходимые для моделирования художественного образа.

Решение педагогических задач в рамках методики Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» следует осуществлять на основе комплексного развития музыкальности детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, а так же социально-коммуникативных качеств. Основными видами творческой деятельности на занятиях по программе Т. Э. Тютюнниковой являются активные формы: ритмизованная речь, пение, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, пантомима, импровизированная театрализация.

Ценность тематических занятий с элементами данной методики состоит в том, что на них создаются условия для развития природной музыкальности детей, способности к спонтанному творческому поведению, интереса к активному музицированию; предпосылок к развитию творческого мышления детей; формирования качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Ещё одна методика, которую можно использовать в дошкольном учреждении для развития природной музыкальности, музыкально-творческих способностей детей, формирования основ их творческой личности – «Инновационная методика развития музыкальности детей» Т. А. Боровик. Представляя собой особый тип музыкальной педагогики, которую называют «креативной» (предполагающей обучение через творчество), она создаёт условия для удовлетворения потребностей детей в эмоциональном самовыражении и самореализации в различных видах музыкальной деятельности; способствует проявлению той универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более важной в современном воспитании.

Использование новых музыкальных методик в образовательной работе с детьми дошкольного учреждения открывает возможность широкого использования метода музыкальной импровизации, что способствует накоплению музыкально-творческого опыта, так как ребёнок сразу входит в 

непосредственный контакт с музыкой, появлению у старших дошкольников не теоретически запрограммированной по правилам гармонии или воспроизведённой по показанному образцу мелодии, музыкальной формы, «музыкальной конструкции», а самостоятельной музыкальной мысли, выраженной в непредвиденной форме.

Результативность внедрения новых музыкальных методик доказывает возможность использования системы невербальных методов воспитания и обучения ребёнка, имеющей особую значимость для процесса формирования творческих качеств личности старших дошкольников. Жесты, мимика, пантомимика, лицевая экспрессия, движение тела, пластика рук и другие невербальные приёмы, связанные с реализацией творческих заданий, музыкально-игровых действий в методиках Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, Г. А. Никашиной позволяют сформировать у детей индивидуальную манеру исполнения музыкального репертуара, способствуют развитию творческого воображения, самостоятельности в нахождении и передаче выразительных средств воплощения музыкального образа. Стоит отметить нарастающее стремление дошкольников к самовыражению в                 разных видах музыкального творчества: яркое сопереживание музыкально-игровому образу; воображение и оригинальность, своеобразная манера исполнения; осмысленный подбор разнообразных средств музыкальной выразительности для воплощения музыкального образа.