Учитель: Тихо, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде:
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А вы когда-нибудь слышали музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках.
Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав,
В шуме дубрав –
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода.
- Это мелодией вечной своей
Мир пополняет природа!
Тихие слезы свои
Ива роняет у брода.
Трелью приветствуют ночь соловьи
Звоном ветвей,
Песней дождей
Мир пополняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.
Учитель: Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашает вас
К загадкам поскорее.
Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану
Всем знаком (Аккордеон)
У какого инструмента
Есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это славный наш (Рояль)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека,
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Его названье… (скрипка)
Приложил к губам я трубку –
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий
Называется … (свирель)
Сверху кожа, снизу тоже,
На весь дом голосит. (барабан)
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. (Ноты)
Учитель: Молодцы ребята все загадки отгадали. А теперь, давайте с вами исполним песенку «Моя Россия».
Где бы человек ни находился, в каком бы настроении он ни был, он поет песни. Песня помогает человеку и в трудную минуту, и в радостный час.
Учитель: Много разных песенок
Есть у нас, ребят.
Все у нас стараются,
Дружно петь хотят.
( Исполняется песня: «Если с книгой дружишь ты»)
Учитель: Ребята, а с помощью чего можно записать музыку? (нот)
Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых,
Дружно, весело живут,
Звонко песенки поют.
Домик наш открыт всем детям.
Заходите – мы вас встретим!
Тайны музыки расскажем.
В мир волшебный путь покажем.
Если будете стараться
И усердно заниматься,
То терпение и труд
Вас к успеху приведут.
- Ребята, а кто из вас может на доске нарисовать дом в котором живут ноты? (ученик выходит и рисует нотный стан)
- Ребята, а кто сможет нарисовать мне ключ, который стоит в начале нотного стана? (ученик выходит и рисует скрипичный ключ)
- И последнее задание кто из вас сможет нарисовать ноты, и назвать каждую ноту? (ученик рисует ноты и названия нот)
Учитель: Но ведь если все время сидеть неподвижно, то быстро устанешь. Тогда, надо на помощь позвать музыку, чтобы вы немного отдохнули. Сейчас мы с вами немного отдохнем. Давайте выучим финскую народную песню-танец «Делай так».
Каждый куплет этого произведения сопровождается своими действиями – хлопками в ладоши, щелчками пальцев, притопыванием. Вот как исполняется первый куплет этой песни-танца «Делай так»
Если весело живется, делай так,
(Два хлопка в ладоши)
Если весело живется, делай так,
(Два хлопка в ладоши)
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, делай так.
(Два хлопка в ладоши)
Теперь давайте исполним этот куплет все вместе.
(Исполняют вместе с детьми. Далее учитель поясняет, как надо исполнять остальные куплеты)
Во втором куплете вместо хлопков в ладоши нужно сделать по два щелчка пальцами.
В третьем – по два хлопка ладонями по коленям.
В четвертом – по два притопа.
В пятом куплете на месте ритмических движений следует произнести слово «хорошо». Сам куплет при этом несколько видоизменится и будет выглядеть следующим образом:
Если весело, то крикни «хорошо», (Хорошо)
Если весело, то крикни «хорошо», (Хорошо)
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся.
Если весело, то крикни «хорошо». (Хорошо)
В последнем куплете собираются вместе все движения, которые выполнялись в предыдущих куплетах. То есть после первой, второй и четвертой строчек дети должны произвести следующие действия: сделать по два хлопка в ладоши, два щелчка пальцами, два хлопка ладонями по коленям, два притопа ногами и произнести слово «хорошо».
Учитель: Молодцы. Если выполнять эти движения на каждом уроке, то и не устанешь никогда.
Становись скорей в кружок,
Потанцуй со мной, дружок!
(Исполняется «Полька»)
Учитель: Если вы подружитесь с нотами крепко-крепко, вам откроется удивительный мир музыкальных звуков, вы научитесь понимать музыку, слышать ее в окружающей природе.
Звенят колокольцами песни-сказки
Таинственные мелодии.
Какие созвучия, какие сказки –
Совсем небывалые, вроде бы.
Травой они шуршат под ногою,
Звездой в озерах качаются –
То вдруг обернутся Бабой Ягою,
А то вдруг – спящей красавицей.
(Звучит вальс из балета «Спящая красавица».)
Учитель: С песней в жизни веселей.
С ней забота – не забота.
С песней спорится работа,
Отдых ярче и светлей.
Лейся, песня, лейся звонко,
Помогай дружить.
Всем ребятам очень нужно
В мирном мире жить.
(Исполняется песня: «Дружат дети всей Земли»)
Учитель: Концерт окончен,
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит.
И будет долго-долго
Еще звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали,
Звенеть, искриться радугой-дугой,
Как будто нам «жар-птицу» в руки дали
И напоили всех живой водой.
Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна,
Что кажется, как солнце, негасимой,
Как океан, безбрежною она.
Тот каждый день с волненьем будем ждать
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнем опять.