СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Музыкально- ритмические движения»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка , средства музыкальной выразительности,  виды музыкально-ритмической деятельности по возрастам и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Музыкально- ритмические движения»»





«Музыкально- ритмические движения»





Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Значение и задачи музыкально-ритмического воспитания

Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное - к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.

Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет ихне просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобности, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка - это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения. На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные -дисциплинированными.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер; музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенкаразвивают музыкальность и художественный вкусвоспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.

Следовательно, занятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

♦      обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности;

♦      развивают познавательные способности;

♦      воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

♦способствуют физическому совершенствованию организма.

Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущность, т. е. движение не должно быть только движением под аккомпанемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

♦   характеру музыки;

♦   средствам музыкальной выразительности;

♦ форме музыкального произведения.

Рассмотрим это более подробно.

Музыка, как известно, передает самые различные оттенки настроения. Например, в следующих трех произведениях для ходьбы - «Праздничном марше» Н. Леви, «Этюде» Т. Ломовой и «Марше» С. Прокофьева - музыка бодрого, спокойного и торжественного характера. Естественно, что в этих трех случаях дети будут ходить по-разному. Под первый марш они будут идти бодрым шагом, под музыку Т. Ломовой - спокойным, неторопливым, а под «Марш» С. Прокофьева дети пойдут торжественно. Следовательно, движение, в данном случае ходьба, соответствует характеру музыки.

Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метроритм и динамика. 

Темп - это скорость движения музыкального произведения, метроритм - организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей, динамика - сила (громкость) звучания.

В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой. Например, в «Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить ногу вперед на носок, на акценты дети грозят то правой, то левой рукой.

Уже к шести годам они не только ощущают метрические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения. Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок. 

Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музыкального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная мелодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают. Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения. Старших детей знакомят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения в соответствии со сменой частей менее контрастного характера. Чем точнее, детальнее они различают характер музыки, средства музыкальной выразительности, формы музыкальных произведений, тем свободнее, выразительнее выполняют движения.

Дошкольный - это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется.

  • В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает.

Но это еще не исполнение игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движения, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.

  • На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно.

Но эти движения еще недостаточно скоординированны, дети плохо ориентируются в пространстве, с трудом включаются в коллективные действия. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реагировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять простейшие движения.

  • На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средства музыкальной выразительности, определять характер музыки.

 У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются ритмичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).

  • В пяти-шестилетнем возрасте дети могут выразительно и ритмично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность.

Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмический рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмического бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).

Следовательно, в процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задач музыкального воспитания так и следующие специальные задачи

  • развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

  • обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

  • обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

  • развитие художественно-творческих способностей.

 

Двигательной основой музыкально-ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

♦      основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;

♦      гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

♦      танцевальные движения;

♦      имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.

Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой активности.

Виды музыкально-ритмической деятельности

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры. 

Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа.

Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения.

Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия. В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.

В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования к сходству с образом, переживанию его. В подготовительной к школе группе от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли формируется отношение к образу.

Основные виды сюжетных игр.

1. Начальная форма игры - игра под пение и движения под фортепианное заключение. Например, «Лошадка», музыка А. Филиппенко. Текст - содержание, а фортепианное заключение - развитие образа.

2. Следующей по степени трудности является игра под инструментальную музыку, например «Летчики, следите за погодой», музыка М. Раухвергера.

3. Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на праздники, вечера досуга. Желательно, чтобы участники игры выступали в костюмах. Например, игра-инсценировка «Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака.

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.

Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.

В детском саду проводятся различные пляски.

1. Пляски с зафиксированными движениямит. е. авторские, к которым относятся:

♦      пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных движений;

♦      современный детский танец;

♦      народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца;

♦      хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;

♦      характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж;

♦      детский бальный танец.

2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся:

♦      пляска типа «зеркало»;

♦      пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;

♦      пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.

Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Назначение упражнений различно:

♦      упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

♦      подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);

♦      образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают
детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

♦      упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.

В младшей группе основные программные требования по разделу музыкально-ритмических движений заключаются в следующем: через музыкально-ритмические упражнения и музыкальные игры повысить интерес детей к музыке, развить их музыкальные способности, помочь им целостно, эмоционально воспринимать музыку.

Дети должны овладеть следующими умениями:

♦      начинать и оканчивать движения одновременно с музыкой;

♦      согласовывать свои движения с характером музыки (бодрый, спокойный), регистровыми изменениями (высоко, низко), темпом (быстро, медленно), динамикой (громко, тихо), формой музыкальных произведений (двухчастной);

♦      выполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки);

♦      выполнять гимнастические упражнения (с флажками, платочками, погремушками и т. д.), перестроения;

♦      выполнять образные и танцевальные движения.

К детям средней группы в процессе занятий музыкально-ритмическими движениями предъявляются гораздо большие требования. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюдательность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение.

В процессе игр, плясок, упражнений у детей воспитываются интерес и любовь к музыке, развиваются музыкальная память и музыкально-ритмическое чувство. В средней группе закрепляются навыки, полученные в младшей, и вводятся новые, более сложные.

Тематика игр в средней группе более разнообразна, их содержание достаточно развернутое, сложнее музыкальные задания. Обучая детей играм, углубляют их представления об окружающем, так как в них дети передают повадки зверей, действия людей, имитируют движение транспортных средств.

Пляски усложняются с точки зрения движений и построения, музыкальный материал становится более разнообразным по форме и содержанию. Вводятся игры с индивидуальными ролями. В средней группе используется много плясок с зафиксированными движениями, вводится самый простой вид пляски-импровизации - типа «Зеркало». Пляски становятся более разнообразными как по своей музыке, так и по построению. Движения в них более детально отражают изменения характера музыки.

Дети работают со всеми видами упражнений, хотя упражнения-композиции даются очень простые, состоящие из 2—3 элементов движений. Меняется и роль воспитателя. Он предоставляет детям все больше и больше самостоятельности, чаще объясняет, дает указания, чем показывает. В играх с индивидуальными ролями их исполнение уже со второго занятия поручается ребенку.

В процессе обучения все большее место начинает занимать индивидуальная работа - вызовы для демонстрации движения одного, двух, трех детей. Причем вызываются не только дети, хорошо усвоившие способ его выполнения, но и не справляющиеся с ним. Такие вызовы активизируют детей, помогают сосредоточить их внимание.

С детьми, отстающими в усвоении материала, проводится индивидуальная работа вне музыкальных занятий.

 

На каждом занятии при разучивании игры или пляски перед детьми ставятся новые задачи. Разученные игры и пляски повторяются неоднократно, используются различные варианты игр, сочетание их с пляской.

Усложнение программы в старшей и подготовительной группах обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и музыкальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали более скоординированными, развились ориентировка в пространстве и воображение, внимание стало более сконцентрированным.

У детей данного возраста в достаточной степени развиты музыкальные способности - чувство ритма, музыкальный слух. В старшей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретенные детьми навыки, знания и умения. Объем их музыкальных и двигательных навыков возрастает. К выполнению задания дети подходят осознанно, умеют давать оценки своей деятельности и стремятся все выполнить правильно. Если в младшей группе ребенок имитирует образ, в средней группе точно выполняет его, то в старшей и подготовительной группах ребенок воплощает образ эмоционально, выразительно.

От детей требуется умение двигаться в различных построениях и направлениях (звездочка, воротца; ходьба вперед, назад, врассыпную, змейкой и т. д.). В ряде игр, плясок и упражнений проводится работа над поочередными действиями групп и пар детей, над своевременным началом и окончанием ими действий. В этих группах проводятся все виды игр, плясок, упражнений, импровизаций; инсценировки, этюды. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь: ритмично двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, его частями и динамикой звучания, темпом и метром, ритмическим рисунком.

В играх с пением дети должны передавать содержание текста и характер мелодии. Исполнять пляски, построенные на плясовых движениях - шаг галопа, польки, выставление ног на носок и пятку. Исполнять элементы русской народной пляски - плавный шаг, переменный шаг, шаг с притопыванием, полуприсядка, троекратное притопывание в конце музыкальных фраз; хлопки в разном темпе и ритме и т. д. Правильно сочетать основные движения с гимнастическими, имитационными. Играть под пение детей и воспитателя, под инструментальное сопровождение, уметь инсценировать содержание песни.

В музыкальных играх детей учат действовать согласованно, самостоятельно искать выразительные движения, не подражая друг другу. В плясках они должны творчески использовать знакомые им элементы движений, комбинировать их, составлять несложные композиции. Дети должны не только овладеть различными движениями, но и знать их названия.

В старшей и подготовительной группах игра остается основным видом деятельности, но пляски и упражнения занимают большее место.

В группах детей старшего дошкольного возраста проводятся все виды плясок и упражнений. Пляска с участием взрослого обычно фигурирует лишь на праздниках, когда прибывшие гости (Дед Мороз, Петрушка, Снегурочка, Весна, Осень и т. д.) танцуют вместе с детьми или когда ведущий организует детей в хоровод и проводит с ними пляску, ранее не разученную.

Подготовка педагога к обучению детей музыкально-ритмическим движениям

Для того, чтобы правильно организовать процесс разучивания с детьми игр, плясок и упражнений, педагог должен соответствующим образом подготовиться:

♦      тщательно разучивать музыкальное произведение;

♦      проанализировать его с точки зрения общего характера и музыкальной формы;

♦      исполнить самому движения данной игры, пляски, упражнения, стремиться к их выразительности, точности, образности на основе анализа произведения и указаний авторов;

♦      запланировать программные требования к детям по основным музыкально-ритмическим навыкам;

♦      разработать методику обучения.

Программные требования планируются по следующим аспектам:

♦      характеру музыкального произведения (бодрый, спокойный, торжественный);

♦      темпу (быстрый, медленный, умеренный и т. д.);

♦      динамике (громко, тихо, не очень громко и т. д.);

♦      метроритму (размер, акцентировка, ритмический рисунок);

♦      форме музыкального произведения (одна, две, три части, вступление, заключение).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!