СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Музыкальные инструменты"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 1 классе "Музыкальные инструменты"

Просмотр содержимого документа
«"Музыкальные инструменты"»

1 класс 2 четверть - урок № 9

Тема: «Музыкальные инструменты»

Цель: учить различать разные виды инструментов: познакомить с тембрами русских народных инструментов.

Проблема: как появились музыкальные инструменты?

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, находить сходства и различия в инструментах разных народов;

Метапридметные: регулятивные – использовать установленные правила в контроле способов решения задач; познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи; коммуникативные - обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения;

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности.

Ресурсный материал: аудиозаписи- «Пастушья песня» (французская народная песня-канон), «Полянка» ( русский народный наигрыш), «Во кузнице» (русская народная песня-наигрыш), «Как под яблонькой» (импровизация на тему русской народной песни)





Ход урока

I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

-Здравствуйте, ребята!

II. Актуализация знаний.

- На прошлых уроках мы путешествовали по страницам музыки. Побывали на станции «Музыкальная азбука», вы узнали, из чего состоит музыка. Из чего состоит музыка? (Из нот)

-Сколько нот в музыкальной азбуке? (Семь)

- Как они называются? (До….)

Распевание.» Нэни музыкант» - разучивание.

- Сегодня мы продолжим путешествие в мир музыки, где нас ждет еще много неизведанного.

III. Формулирование темы урока.

- Посмотрите, куда нас привела Муза? (на поляну)

- Кого вы здесь видите? (девушек, юношей)

- Как они одеты? (они одеты в русские народные костюмы – сарафаны, рубашки)

- Что они делают? (юноша играет на дудочке, девушки поют в хороводе).

- Мы можем сказать, что Муза хочет нас познакомить с прошлым, со стариной? (Да.)

- А что вы видите еще на экране? (музыкальные инструменты)

- Как вы думаете, зачем нас Муза сюда привела? (Наверное Муза хочет нас познакомить с музыкальными инструментами)

- Кто сформулирует тему урока? (Музыкальные инструменты)

- Что же мы узнаем на уроке? (Как появились первые музыкальные инструменты)

- Итак, целью нашего путешествия будет знакомство с музыкальными инструментами прошлого.

IV. Работа по теме урока

  1. Беседа.

Прошлое все то, что было,

Никакая в мире сила

Все обратно не вернет.

Время лишь вперед идет.

То, что видим мы сейчас, -

Настоящее для нас,

Будущее - то, что будет,

Чего не знают люди.

- Как же нам попасть в прошлое? Отправимся в прошлое на машине времени.

- Займите места в машине времени.

- Экипаж к полету во времени готов?

- Первая остановка во времени - деревня. Мы попали в прошлое, в старину! Слышите, чей голос? (Звучит дудочка)

- Муза дает нам подсказку.

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?.. (Дудочка)

- Дудочка была первым музыкальным инструментом и появилась очень давно. Как она появилась, вы узнаете из стихотворения.

(«Сидел рыбак веселый…» М.Ю. Лермонтов)

-Из чего была сделана дудочка? (Из тростника)

- У Музы есть песня о дудочке. Послушайте.

«Камышинка-дудочка» (муз. Е.попляновой, сл. В. Татариновой)

- Из чего еще делали дудочки? (Из камыша)

- Как поет дудочка? (Ду-ду-ду)

- Как звучит музыка дудочки? (Грустно, печально)


- Прошло время, и дудочка прижилась в народе. Но в народе она получила другое название. Отгадайте какое?

Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель.

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется… (свирель)

Звучит «Полянка» (русский народный наигрыш) в исполнении ансамбля солистов русского народного оркестра.

-Как вы думаете, почему этот инструмент называют свирелью? (За звук, похожий на свист.)

-Как звучал русский народный наигрыш в исполнении свирели? (Весело, легко)

- Кто в старину играл на свирели? Муза нам подскажет, ну-ка отгадайте:

Поет свирель, поет свирель!

Пасет коров он целый день,

И гонит стадо на лужок.

Поет, играет… (пастушок)

-Посмотрите, вот и сам пастушок. Уж очень нравится девицам-красавицам игра на свирели и пение пастушка, они даже завели хоровод. Давайте и мы повеселимся под звуки пастушеской свирели. Мальчики будут пастушками и играть на воображаемой свирели, а девочки будут водить хоровод.

Звучит фрагмент русского народного наигрыша «Полянка»

- Слышите песню? Это другие пастушки гонят стада.

Звучит «Пастушья песня» (французская народная песня-канон).

- Кто исполнял «Пастушью песню? (Хор мальчиков)

- Как много пастушков на одной полянке!

- А когда пастухи, играя на свирели, выгоняли стадо на пастбище? (Утром)

- Как пела их пастушья свирель? (Ту-ру-ру)

-только у одного из пастушков инструмент какой-то другой.

- Ребята, вы знаете, как он называется? (Рожок)

- Почему у него такое название? (Похож на рог животного)

- Интересно, как звучит рожок? Слышите, заиграли рожки?

Звучит «Во кузнице» (русская народная песня-наигрыш)

-Какой звук у рожка? (Сильный и пронзительный.)

-Как вы думаете, для чего используют пастухи сильное и пронзительное звучание рожка? (Созывать стадо)

Коз, коров зовет-скликает,

В свой витой рожок играет.

- Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. Изготавливают рожок из березы, клена или можжевельника. Рожок имеет разные названия: пастушеский, русский, песенный. Исполнителями в хоре рожечников были простые пастухи, не знающие музыкальной грамоты, потому каждый из музыкантов должен был быть еще и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему, не выходя из пределов общего ансамбля. А в XVIII веке в России появился и роговой оркестр.

-Давайте и мы попробуем поиграть на рожках и создадим так называемый «роговой оркестр». Но без дирижера здесь не обойтись, так как каждый рог может издавать только один определенный звук.

Нам необходимо сделать рожок. Возьмите листочки, которые лежат у вас на столе и сверните их в конус.

Учитель выступает в роли дирижера, показывает жестом дирижерской палочки на того участника оркестра, чей рожок должен прозвучать.

- Молодцы, какой замечательный оркестр у нас получился.

- Интересно, в старину играли только на духовых инструментах? Муза говорит, что не только на духовых инструментах. Но на каком, вы узнаете прямо сейчас.

Звучит «Как по яблонькой» (импровизация на темы русской народной песни).

- Какой инструмент звучал? (Гусли)

- Они являются наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

- Как звучали гусли? (Ответы учащихся)

- На что похож этот инструмент? (На крыло птицы)

- Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Играют на них, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, или струны защипывают обеими руками.

5. Игра на ДМИ.

6.. Итог урока.

- Вы многое узнали про музыкальные инструменты. Пора возвращаться в настоящее время!

- занять места в машине времени!

- Экипаж к полету готов!

Идет обратный отсчет: 5,4,3,2,1!

- Вот мы и вернулись в наше время.

- Расскажите, с какими музыкальными инструментами вы познакомились?

- Из чего они были сделаны?

- Какому народу принадлежат эти инструменты?


Рефлексия. Вы довольны своей работой на уроке?

- До свидания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!