СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Музыкальные сюжеты в литературе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по музыки для учащихся 5ых классов

Просмотр содержимого документа
«Музыкальные сюжеты в литературе»

10



Методическая разработка урока музыки в 5 «б» классе

Урок музыки в 5 классе

Тема урока «Музыкальные сюжеты в литературе»

Тема полугодия: «Музыка и литература»

Тема урока: «Музыкальные сюжеты в литературе»

Тип урока: Комбинированный

Жанр урока: тематический

Цель урока : Создать условия для формирования представления об особенностях взаимосвязи музыки и литературы.

Проблема урока: – Музыка и литература – соперники или друзья?

Идея урока: Через практическую деятельность выяснить о содружестве музыки и литературы

  • ЗАДАЧИ: Образовательные: Учить слышать музыку со страниц литературных произведений.Выявлять истоки родства между искусствами.

  • Учить воспринимать музыкальные произведения (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между литературой и музыкой).

  • Развивающие: - Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

  • Воспитывающие: Воспитывать чувство радости и любви к музыке, чувство сопричастности времени, истории, понимания духовности как художественного явления в искусстве, формировать основы семейных ценностей (любовь друг к другу, верность), воспитывать чувства любви к прекрасному.

  • Личностные УУД

  • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;.

  • Познавательные УУД

  • устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей музыки в ее связях с другими видами искусства;.

  • Регулятивные УУД

  • владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров;

  • Коммуникативные УУД

  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;

  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия индивидуально и в паре.

Педагогические технологии. Технология проблемного диалога.

Методы обучения: Беседа, ИКТ, рассказ, наглядно-поисковый метод,

Тип урока :Комбинированный, частично проблемно- поисковый.

Музыкальный материал урока:

Театрализация басни И. А.Крылова «Квартет»

Симфоническая миниатюра А.К.Лядова «Кикимора»

Исполнение песни: «Веселая кадриль» « Сказки гуляют по свету»

Слушание: Симфонический оркестр А.Вивальди «Шторм»; Оркестр народных инструментов.

Дополнительный материал: портреты композитора, поэтов, либреттиста.

Оборудование.  проектор, компьютер, детские музыкальные инструмены

Здравствуйте, ребята. -Здравствуйте, учитель.

  1. Если вы хотите получить удовольствие от урока – сядьте правильно, будьте активны и внимательны!

Учитель.Эпиграф к нашему уроку — слова великого немецкого поэта Г. Гейне: «Музыка начинается там, где заканчиваются слова».

Учитель. Ребята, подумайте над смыслом этого высказывания, потому что позже мы к нему вернёмся.


Сегодня у нас с вами необычный урок. Слайд 1. Проходить он будет в форме музыкально-ролевого ринга. На ринге встречаются поклонники двух разных видов искусства: ЛИТЕРАТУРА и МУЗЫКА. Наша задача – выяснить, кем же являются друг для друга музыка и литература: ДРУЗЬЯМИ ИЛИ СОПЕРНИКАМИ?

1. Повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке.

1. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Пианист)

2. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Трубач)

3. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них? (Пианино и рояль)

5. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Солист)

7. Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.  (Оркестр)

8. Как называют музыкантов в оркестре? (Оркестранты)

9. Музыкант, руководитель оркестра.  (Дирижёр).

2. А теперь вспомним наши литературные понятия, которые нам пригодятся га уроке

  1. Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Частушка)

  2. Краткое народное, поучительное изречение. (Пословица)

3.Поэтическое предание об исторических событиях. (Легенда)

4.Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Сказка)

Молодцы!

Учитель. Мы познакомились с литературными и музыкальными произведениями, рассмотривали литературные и музыкальные сюжеты , в которых главный герой — музыка. Научились находить взаимосвязь музыки и литературы.

Учитель.Так, кто же мне может назвать тему урока? Слайд.

А, Тема нашего урока звучит.… «Музыкальные сюжеты в литературе». 

Учитель. Как вы считаете?Музыка и литература – соперники или друзья?

3. У вас было домашнее задание подготовить мини - доклады где вы доказываете преимущества своего вида искусства. Предоставим слово

Выступление команды «Сторонники МУЗЫКИ». (Качаев Тамерлан)

Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, так как по своей природе они незамысловаты и могут существовать только с музыкой.

Но не только песнями обогащает музыка литературу. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляют свою волшебную силу, помогают в трудную минуту, пробуждают чувства, останавливают зло: как это происходит в рассказах К.Паустовского, в народной сказке «Колобок», в басне И. Крылова «Квартет».

Исчезли бы такие прекрасные кинофильмы, как «Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино», «Звуки музыки», не было бы мультфильмов.

4. Исполнение песни "Веселая кадриль"

5.. Выступление команды «Сторонники ЛИТЕРАТУРЫ». (Меджидова Камила)

Много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. Вся музыка, предназначенная для пения (народные и авторские песни, романсы, хоры, кантаты), превратились бы в сплошной вокализ. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.

Без стихов Есенина не появилось бы произведение Г.В. Свиридова, не было бы песни «Жаворонок» М.И. Глинки и Вариации на неё М. Балакирева, без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, инструментальные пьесы, в которых использованы мелодии песен. Исчезли бы оперы, балеты, кантаты и оратории и многие музыкальные произведения. Вокальные произведения превратились бы в вокализы.

Давайте вспомним и приведем примеры дружбы МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ»:

6.Ребята, скажите какой литературный жанр вы увидели ?(Басня)

Учитель.- Что такое басня?

Ответы детей

Учитель. Внимание наэкран.Слайд

Басня, -и, род. мн. -сен, ж. Краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. обычно мн. Вымысел, выдумка. || уменьш. басенка,-и, ж. (к 1 знач.). || прил. басенный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Учитель. Посмотрите и подумайте, какие виды искусств встречаются в данной пьесе?

Учитель: (Известный великий русский поэт, работавший в жанре  басниИван Андреевич Крылов) Слайд

Учитель. Итак, Ребята, скажите, какие два вида искусства тесно переплетаются в этом произведении? (литература и музыка)

Учитель: Давайте вспомним кто автор этой басни?

Учитель: Кто является героями басни (животные , птицы ,и растения)

Учитель: - А кого автор подразумевал под животными , птицами ?(Людей)

- В каких словах басни заключена мораль? (А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь)

Учитель.А как называется басня?(Квартет)А почему она так называется?

Учитель.Вспомните, что такое квартет? Слайд

Ученик.Квартетом называется ансамбль ,состоящий из 4 музыкантов .

Учитель.Назовите музыкальные инструменты присутствующие в басне.

(2 скрипки (прима-мартышка , втора -осел) альт (козел) , виолончель (миша).(слайд)

Учитель. В состав какого оркестра входят эти инструменты?(симфонического)слайд

Давайте мы с вами сейчас послушаем игру оркестра на симфонических музыкальных инструментах. Показ видео фрагмента. Антонио Вивальди «Шторм»

Сделать характеристику слушания (Карточки на столах)

Учитель: Давайте вспомним а какой еще оркестр у нас с вами есть?

Оркестр народных инструментах. Слайд.

Давайте мы с вами прослушаем как звучат русские народные инструменты.

Игра на музыкальных инструментах детьми

Ритмический рисунок музыкального произведения "Во поле береза стояла"

ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ (приложение №1):

надо из предложенных букв составить названия инструментов и разделить их на группы. В одной группе окажутся инструменты симфонического оркестра, в другой – народного. Работаем как сидим.

Приложение №1

Симфо

нический оркестр


АФРА


Народ

ный

оркестр

НАЯБ

ЙАЛФЕТ

ИЛСГУ

АБЛАБААЙК

СРКИПАК


Решение:

А рфа

Ф лейта

С крипка

А ФРА

Баян

Гусли

Балалайка

Н АЯБ

Й АЛФЕТ

ИЛСГУ

АБЛАБААЙК

Симфонический оркестр

СРКИПАК

Народный оркестр


Учитель:

Давайте проверим правильность выполненного задания.

Назовите инструменты народного оркестра, зашифрованные в карточках.

Учитель:

У всех такие ответы?

Молодцы!

Назовите инструменты симфонического оркестра.

Учитель:

ФИЗМИНУТКА МУЗЫКАЛЬНАЯ 1 МИН.


Как одним словом можно объединить сказки, легенды, сказания?

Правильно, главное слово – Ф О Л Ь К Л О Р. Давайте вспомним, ЧТО ТАКОЕ ФОЛЬКЛОР?

Ученики: Фольклор – устное народное творчество. Самая важная его черта – то, что фольклор является искусством народного слова.

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности.

Учитель: Какие виды фольклора вы знаете?

Ответы детей:

Фольклор бывает музыкальный, прикладной, литературный.

Учитель:

Что мы можем отнести к фольклору?

Ответы детей:

устное народное творчество: пословицы, поговорки, песни, былины, частушки, сказки.

2. Актуализация знаний и формулировка темы урока.

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря ФОЛЬКЛОРУ – сказанию русского народа.

Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. Вспомните, какого композитора называют «композитором-сказочником»? (портрет Н.А.Римский-Корсаков)

Николай Андреевич Римский-Корсаков называют композитором- сказочником.

Учитель:

Правильно. А сегодня с вами будем говорить об ученике Римского-Корсакова, о композиторе АНАТОЛИИ КОНСТАНТИНОВИЧЕ ЛЯДОВЕ.

Основу творчества Анатолия Лядова составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. Знакомство с композитором

К нашему уроку Камилла подготовила небольшое сообщение о композиторе..

А вы, ребята, слушайте сообщение внимательно и запоминайте новые слова и словосочетания. Я о них спрошу. портрет Лядова

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» Анатолия Константиновича Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок. Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял  композитора. Автор говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». Лядов создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес), на сюжеты русской фольклорной сказочной фантастики. Среди них картина к русской народной сказке "Баба-Яга", сказочная картина "Волшебное озеро", народное сказание "Кикимора".

Учитель: Спасибо, Камилла Ребята, а какое новое понятие вы сейчас услышали? Какие слова вы услышали впервые? определение - симфонические миниатюры.

Впервые мы услышали словосочетание -СИМФОНИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ.

Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Учитель: Ребята, композитора Анатолия Лядова привлекали сказочные персонажи, и с изображением одного из них мы с вами сегодня познакомимся.

Ребята, кто такая Кикимора? Учитель:

Вот как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии:

«Кикимора – шишимора, маара – злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием.»

Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора Иваном Петровичем Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.

Определите, в каком же ЖАНРЕ написал «Кикимору» Анатолий Лядов?

Ученики:АнатолийЛядов написал «Кикимору» в жанре СИМФОНИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА.

Учитель: В основе «Кикиморы» лежит народное сказание

Ребята, вы должны запомнить, что МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В ОСНОВЕ КОТОРОГО  ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СЮЖЕТ или НАЗВАНИЕ, т.е. ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА называется ПРОГРАММНЫМ. 

Учитель: И так произведение «Кикимора» какое?

Ученики: Музыкальное произведение «Кикимора»–это ПРОГРАММНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Учитель: Совершенно верно!

Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения, мы могли понять о ком пойдет речь?

Ученики: Нет

Учитель: Почему?

Ученики: Мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

В музыкальной «сказочной картинке» А.К. Лядова изобразил не только «портрет» Кикиморы, но и ее зловредный характер.

Учитель: Ребята, интересно бы было жить без сказок?

Ученики: Нам нужны сказки.

Учитель: Давайте исполним полюбившуюся нам песню «Сказки гуляют по свету»

Учитель: -Ребята, вы знаете, что в литературе и в музыке существует много жанров

Задание № 1. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. Их нужно разобрать, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке. (дети работают с карточками)



Жанры музыки

Жанры литературы

Слова





Романс

Сказка

Мюзикл

Повесть

Симфония

Поэма

Балада

Концерт

Роман

Песня

Поэзия

Опера

Кантата

Рассказ

Оратория

Вокализ

Балет

Басня

Былина

Инструментальная музыка



Учитель. И так, внимание на экран . Сравните свои ответы и встаньте те, кто правильно расставил литературные и музыкальные жанры. Молодцы ребята.

А теперь , давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы.

Учитель. - Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение появится ?

Дети. (Песня, романс.)

Учитель. - А использование сюжета сказки, рассказа, повести, мифа какие создают композиторы музыкальные произведения? Дети. (Оперу, балет.)

Учитель. -Мы сейчас с вами выяснили, что без стихов нельзя написать, продолжите мою мысль, песню, романс, без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу ибалет, и, с другой стороны, без музыки мы не прочитали бы ярких интересных, замечательных сказок, рассказов ,былин, повестей,мифов т. д

Учитель. Итак, Ребята,ответьте на проблемный вопрос Музыка и литература – соперники или друзья?

Дети: Друзья. Слайд.

Учитель. Правильно и вот мы окончательно разрушили все сомнения.и пришли к выводу

Учитель.- Музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов, опер, балетов, но и находится среди важнейших тем самой литературы.Слайд.


Литература и музыка не иллюстрируют одна другую. Они по-разному изображают мир, дополняя, обогащая и усиливая наши переживания.

Искусство рождено жизнью. В жизни, как в едином живительном роднике, и поэт, и композитор, и художник черпают источники своего вдохновения для создания произведений искусства. Вот почему, мы находим так много общего между видами искусств, хотя каждое из них по-разному и своими особенными средствами воздействуют на нас.

Учитель.Великие мастера из народа чувствовали огромную силу музыки, поэтому рождались такие музыкальные сюжеты в литературных произведениях. Они учат нас видеть прекрасное, приносить пользу миру, творить добро.

Исполнение Песни: «СКАЗКИ ГУЛЯЮТ ПО СВЕТУ»

Оценивание. Рефлексия «Веселые нотки».

- Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны.

-Старались правильно отвечать на поставленные вопросы .

- Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Думайте, чувствуйте, фантазируйте, анализируйте, – творите!!!










Скачать

© 2023, 97 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!